Реформы Петра. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Реформы Петра. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Комментарии преподавателя

Реформа армии и создание флота

Изучение реформаторской деятельности Петра следует начать с военной реформы, ибо, как совершенно верно отметил В.О. Ключевский, война была главным движущим рычагом всех преобразований, а военная реформа – их начальным этапом.

После последнего стрелецкого бунта, в 1699 г., специальным царским указом было ликвидировано поместное ополчение и расформированы все стрелецкие полки. Отныне основу русской армии должны были составлять «охочие» и «даточные» люди, которые набирались с определенного количества всех тягловых (крестьянских и посадских), купеческих и дворянских дворов на пожизненную ратную службу.

Солдат петровской армии

 Солдат петровской армии

Затем государство отказалось от призыва «охочих» и «даточных» людей и окончательно перешло на рекрутскую систему набора. Первый полноценный рекрутский набор был проведен в 1705 г., и с этого момента весь рядовой состав русской армии и флота стал комплектоваться только за счет рекрутов. Всего за годы петровского правления было проведено более пятидесяти рекрутских наборов, в ходе которых на пожизненную службу в регулярную армию и на флот было призвано около 285 тысяч человек.

Параллельно с изменением принципа комплектования армии началось ее глобальное перевооружение: на смену сабле, бердышу и пищали пришли более совершенные виды вооружения: в пехоте – фузея и ручная легкая мортира, в кавалерии – палаш и пика, а в артиллерии – гаубица и тяжелая мортира. Кроме того, в 1703–1704 гг. было введено единое обмундирование: зеленые кафтаны и черные треуголки для пехоты и артиллерии, и синие кафтаны и черные треуголки – для кавалерии.

На первых порах армейская служба регламентировалась разного рода инструкциями и наставлениями («Строевое положение», «Учреждение к бою»), но в 1716 г. был разработан и введен в действие первый «Общевоинский устав».

К концу правления Петра русская регулярная армия насчитывала 85 полков (130 тысяч солдат и 5 тысяч офицеров) и состояла из трех родов войск – инфантерии (пехоты), артиллерии и кавалерии. Кроме того, довольно внушительную часть русской армии (70 тыс.) составляли гарнизонные части и иррегулярные полки, формируемые из числа донских, запорожских, яицких и терских казаков, башкир, татар и калмыков.

Корабли русского флота

 Корабли русского флота

После Первого Азовского похода, в январе 1696 г.) по инициативе Петра I был принят специальный боярский «приговор», положивший начало созданию Военно-Морского флота России. Первоначально строительство военных судов осуществлялось только на воронежских верфях. Но после начала Северной войны центр кораблестроения был перемещен к театру боевых действий, в Петербург, Карелию и Олонецкий край, где были построены новые верфи. В результате к концу Северной войны Россия имела на Балтике самый мощный военный флот, который насчитывал более 240 судов разной модификации.

 Азовский поход

 Азовский поход

В течение всех лет строительства флота разрабатывались его военно-тактические основы, которые были закреплены в «Корабельном артикуле» (1706), «Инструкции и военных артикулах Российскому флоту» (1710), «Морском уставе» (1718) и «Адмиралтейском регламенте» (1722).

 Реформа центрального управления

В начале царствования Петра I продолжали функционировать прежние органы государственной власти и управления. Однако с конца XVII в. ситуация стала меняться. В 1699 г. была создана Ближняя канцелярия, в 1704 г. – Кабинет Его Величества, который возглавил кабинет-секретарь царя А.В. Макаров, а 1708 г. Ближняя канцелярия была преобразована в Консилию министров.

Окончательно Петр похоронил Боярскую Думу в феврале 1711 г., когда перед своим отъездом в Прутский поход учредил «для отлучек наших» высший исполнительный, законодательный и судебный орган страны – Правительствующий Сенат.

Поначалу членами Сената стали М.В. Долгоруков, Г.И. Волконский, П.А. Голицын, Г.А. Племянников, Т.Н. Стрешнев, И.А. Мусин-Пушкин, М.М. Самарин, В.А. Апухтин и Н.П. Мельницкий. Но затем, в 1717–1720 гг., в процессе создания коллегиальной системы управления, его состав существенно расширился за счет всех президентов Коллегий. Делопроизводством ведала специальная Сенатская канцелярия, которую возглавлял обер-секретарь А.Я. Щукин.

В том же 1711 г. Петр учредил институт фискалов, главной функцией которых стал негласный надзор за деятельностью всех центральных и губернских учреждений, «дабы никто от службы не ухоранивался и прочего худа не чинил». Во главе этого института стоял обер-фискал, которым был назначен «дядька» и воспитатель царя Н.М. Зотов.

В 1721 г. была проведена реформа Сената, в результате которой: а) Сенат стал высшим надведомственным государственным учреждением Российской империи; б) президенты Коллегий были исключены из его состава, и отныне членами Сената назначались только высшие сановники империи первых трех классов.

В январе 1722 гг. при Сенате были введены должности генерал-прокурора и обер-прокурора, которые подчинялись только царю. Главной задачей этих должностных лиц, в ведении которых находился внушительный штат прокуроров и фискалов, стал гласный (прокуроры) и тайный (фискалы) надзор за точным исполнением законов и охрана правопорядка. Первым генерал-прокурором Сената, который, по определению Петра, был «оком царевым и стряпчим о делах государственных», стал П.И. Ягужинский.

В 1717–1722 гг. вместо многочисленных государственных и дворцовых Приказов и Канцелярий были созданы принципиально новые органы центрального отраслевого управления – Коллегии, с четким разграничением их функций и компетенций между ними. Первоначально было создано только девять Коллегий: Военная (А.Д. Меншиков), Адмиралтейская (Ф.М. Апраксин), Иностранных дел (Г.И. Головкин), Юстиц-коллегия (А.А. Матвеев), Ревизион-коллегия (Я.Ф. Долгорукий), Камер-коллегия (Д.М. Голицын), Коммерц-коллегия (П.А. Толстой), Штатс-контор-коллегия (И.А. Мусин-Пушкин) и Берг-мануфактур-коллегия (Я.В. Брюс).

В 1720–1721 гг. статус коллегий получил Главный магистрат и Святейший Синод Русской Православной Церкви (Духовная коллегия). В 1721 г. для управления дворянским землевладением была создана Вотчинная коллегия, а в 1722 г. Берг-мануфактур-коллегия была поделена на два ведомства: главой Берг-коллегии остался Я. Брюс, а Мануфактур-коллегию возглавил В.Я. Новосильцев.

В 1720 г. был издан «Генеральный регламент», который определил единообразное устройство и порядок деятельности всех Коллегий.

Реформа местного управления

В начале XVIII в. местное управление осуществлялось на основе старой модели воеводского управления и системы областных приказов. Однако затем Петр I приступил к перестройке местных органов власти, которая прошла в несколько этапов:

1. В 1699 г. по указу Петра I во всех городах были созданы выборные органы власти – земские избы или ратуши, которые напрямую подчинялись Бурмистрской палате (Ратуше) в Москве. В 1710 г. они были упразднены, но в 1720 г. они были воссозданы и получили название магистратов, объединенных Главным магистратом во главе с А.А. Курбатовым. Главный Магистрат вскоре получил статус Коллегии.

2. В 1708–1710 г. была проведена губернская (областная) реформа, в ходе которой появились новые административные единицы – губернии. Вся страна была разделена на девять губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Казанскую, Воронежскую, Азовскую и Сибирскую, во главе с губернаторами, которые назначались царем и обладали всей полнотой военной, административной и судебно-полицейской власти на территории своих губерний.

3. В 1713–1715 гг. была проведена очередная реформа, в ходе которой было создано три новых губернии – Нижегородская, Астраханская и Рижская, а между губерниями и уездами созданы провинции и дистрикты (округа) во главе с комендантами и земскими комиссарами.

4. В 1719 г. была проведена провинциальная реформа, в ходе которой страна была разделена на 50 провинций во главе с воеводами, которым из рук губернаторов передавались все финансово-хозяйственные и административно-полицейские функции.

Церковная реформа

Церковная реформа Петра I была проведена в два этапа. На первом этапе она коснулась института патриарха и церковного землевладения. В 1701 г., после смерти патриарха Адриана, царь принял два важных решения: 1. Выборы нового патриарха были отменены, и новым главой РПЦ был назначен местоблюститель патриаршего престола, рязанский митрополит Стефан Яворский; 2. Для управления всем церковным имуществом был восстановлен Монастырский приказ, который возглавил боярин И.А. Мусин-Пушкин.

В 1721 г. государь провел второй этап церковной реформы. На сей раз для управления РПЦ в январе 1721 г. была создана Духовная коллегия, которая в феврале того же года была преобразована в Святейший Правительствующий Синод.

Членами Святейшего Синода стали 12 архиепископов, епископов и архимандритов, которые назначались царем, ставшим юридическим главой Русской Православной Церкви. Первоначально главой Синода стал Стефан Яворский, а после его смерти в 1722 г. руководство Синодом было возложено на двух вице-президентов, Феофана Прокоповича и Феодосия Яновского.

В мае 1722 г. для надзора за деятельностью Синода была учреждена должность светского обер-прокурора, на которую был назначен И.В. Болдин. Именно ему подчинялась не только вся синодальная канцелярия, но и церковные фискалы – «инквизиторы», осуществлявшие контроль над умами и душами людей.

Проведение военной, административной и церковной реформ, которые дали мощный импульс созданию огромного чиновничьего аппарата, окончательно знаменовало собой превращение России в абсолютную монархию. Внешним проявлением этого процесса стало принятие Петром I императорского титула, преподнесенного ему Сенатом в честь окончания Северной войны в сентябре 1721 г. Суть и содержание нового режима власти были четко прописаны в знаменитом «Воинском регламенте»: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повелеваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Реформы в сфере социальных отношений

1. В марте 1714 г. Петр I издал знаменитый Указ «О единонаследии», социальная значимость которого состояла в следующем: а) во-первых, произошло окончательное уравнивание правового статуса вотчины и поместья, которые становились «недвижимой собственностью»; б) во-вторых, в России впервые был введен принцип майората, который устанавливал, что вся земельная собственность передавалась только одному наследнику; в) в-третьих, этот Указ привязал дворянство к обязательной государевой службе, поскольку все безземельные дворяне должны были теперь поступать на военную или гражданскую службу. Таким образом, более быстрыми темпами пошел процесс создания профессионального офицерского корпуса и чиновничьего бюрократического аппарата.

2. В январе 1722 г. Петр I утвердил «Табель о рангах», в соответствии с которым:

а) произошел полный отказ от прежних принципов формирования государственного аппарата и прохождения воинской и гражданской службы. Отныне образованность, преданность делу, выслуга лет и другие личные качества и заслуги служилого человека, а не его происхождение и положение предков, стали определяющими при продвижении по служебной карьерной лестнице.

б) была создана принципиально новая система получения военных и гражданских чинов и прохождения государевой службы: отныне более высокий чин или ранг мог быть присвоен только после прохождения всей нижестоящей служебной лестницы.

в) устанавливалась строго иерархическая, основанная на единых принципах, служебная лестница в армии, на флоте, гражданской и придворной службе из четырнадцати рангов или классов.

3. По приказу Петра I в 1710 г. была проведена новая «Дворцовая перепись», в результате которой численность податных дворов сократилась почти на 20%. Такая ситуация была вызвана: а) массовым бегством крепостных крестьян на Дон и в Сибирь и б) утайкой дворов со стороны самих помещиков, не горевших особым желанием раскошеливаться на государственные нужды.

В этой ситуации в 1718 г. правительство приступило к проведению подушной переписи населения. Но после получения «ревизских сказок» правительство усомнилось в их достоверности, и по указанию Петра армейским командам было приказано провести ревизию этой переписи. По завершению этой ревизии в 1724 г. была проведена знаменитая податная реформа.

Финансовое значение реформы состояло в том, что она знаменовала собой переход от подворного к подушному налогообложению. Отныне единицей налогообложения становилась душа мужского пола всех возрастов, души ежегодно должны были платить в казну строго фиксированную подушную подать.

Петровские деньги

 Петровские деньги

Социальное значение податной реформы состояло в том, что она стала важнейшей вехой в развитии крепостного права, поскольку: а) крепостные отношения были распространены на всех «гулящих людей» и холопов и б) был образован новый разряд государственных крестьян, который через уплату государственного оброка были включены в сферу феодальной эксплуатации.

Полицейский аспект податной реформы состоял в создании паспортной системы.

 

Реформы в области промышленности, торговли и финансов

По мнению многих историков (Н. Павленко, Л. Милов, В. Анисимов), определяющей тенденцией экономического развития страны был не кризис, а дальнейшее укрепление феодально-крепостнической системы. Поэтому все экономические реформы Петра не затронули старых социально-экономических отношений и носили внутриформационный характер.

Все петровские реформы в этой сфере базировались на концепции меркантилизма, т. е. неуклонном накоплении капиталов посредством активного внешнеторгового баланса. Главным средством достижения этой цели служила активная протекционистская политика, т. е. покровительство отечественным товаропроизводителям.

В петровскую эпоху особое значение приобрело развитие крупного мануфактурного производства. Историки до сих пор спорят о количестве мануфактур, возникших в первой четверти XVIII в. Одни (А. Юрганов, Л. Кацва) говорят о 220 мануфактурах, другие (Л. Милов) – о 180, а третьи (Н. Павленко) – о 100 мануфактурах.

Необходимо отметить ряд существенных особенностей, связанных с развитием мануфактурного производства в России:

1. На первом этапе реформ главным организатором мануфактурного производства выступала казна, и лишь потом к этому благому делу подключились частные лица, среди которых были Н. Демидов, Я. Рюмин, Л. Логинов и многие другие.

Никита Демидов

Никита Демидов

2. Развитие крупного промышленного производства изначально диктовалось сугубо военными нуждами, именно поэтому особое развитие получили металлургические, кожевенные, суконные и парусно-полотняные мануфактуры.

3. Практически все казенные и частные мануфактуры были основаны на применении труда крепостных крестьян. Первоначально этот процесс шел естественным путем, но в 1721 г. был узаконен государством, когда владельцам мануфактур было разрешено покупать крепостных крестьян, получивших название посессионных. Затем, в 1722г., петровским указом за владельцами мануфактур были закреплены и все беглые крепостные крестьяне, в совершенстве овладевшие мастерством. Таким образом, в отличие от стран Европы, в России утвердился крепостнический тип мануфактуры.

В 1722–1723 гг. по указам Петра I были созданы ремесленные цеха и купеческие гильдии, поставившие под государственный контроль все посадское население страны.

Серьезным подспорьем в развитии отечественной промышленности и накоплении капиталов стали частичная отмена монополии внешней торговли (1717), а также новый таможенный тариф (1724), который, по мнению многих историков (Н. Павленко, Л. Милов), стал вершиной протекционистской политики русского правительства.

Наконец, развитию промышленного производства в стране способствовало проведение поэтапной денежной реформы (1704, 1718, 1723), в ходе которой были созданы полноценная монетная системы и полновесный набор серебряных (гривенник, полуполтина, полтина, рубль) и медных (алтын, пятак) монет.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=EgqEDea9z30

Файлы