5 класс. Литература. С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…»

5 класс. Литература. С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Комментарии преподавателя

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Добрый день. Какие вы все красивые. Улыбнитесь друг другу. Здесь живет душа. (Учитель держит руки на груди. ) Откройте свои души. Подарите мне свои ощущения души.

2. Постановка целей.

 - Сегодня у нас необычный урок. Урок - мастерская  Слайд №1

 - Какие правила мастерской вы знаете? (обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т. д. )

. Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке? (заниматься творчеством)

 Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь. Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом.

 Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

 - С чего начинается строительство?

(на доске магнитами крепятся части дома)

рисунок дома

 3. Индуктор.

 - Мы с вами создали такой дом. Что он символизирует? (на доске «дом» из картонных «кирпичей» с фотографиями детей со своими семьями на каждом)

 - Запишите слово дом

 - Обсудите в парах и подчеркните ассоциации к слову дом

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.

 4. Социализация.

5. Создание текста - миниатюры.

 - Для чего нужен дом?

 - Используя собранные слова, запишите, что такое дом.

 - Запишите

Дом – это…

Обращение к новой информации Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке.

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.

Ты никуда не торопишься, просто идёшь.

Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.

Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.

Ты останавливаешься и любуешься снегом.

Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёп - лый свет.

В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь, что где - то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.

Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.

Представь его в виде язычка пламени.

Ты можешь осторожно взять его в руки.

Вот он перед тобой и ты бережно держишь его.

Полюбуйся его нежным, мягким светом

Тема родного дома звучит очень часто в русской литературе.

 Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Сергея Есенина (слайд №2) о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был дом для поэта. А назовём мы наш урок «Низкий дом с голубыми ставнями…»(слайд №3)

 - По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом? (Низкий)

 - Почему дом низкий? (Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким. )

(С голубыми ставнями. ) - Вы знаете, что такое ставни? Каков корень этого слова?

 (Ставни – деревянные затворы к окнам)

 А ещё дом украшали наличниками. Объясните, пожалуйста, значение слова.

(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон) Голубые ставни. Они напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.  Мечты о чём (мы говорим сегодня о доме)?

(о высоком, тепле, любви, заботе Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

 Вы уже знакомились с ним через его произведения в начальной школе.

Родительский дом.

 Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

 К сожалению родителей, дети вырастаю и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.

(читаю «Я покинул родимый дом…»)

6. «Я покинул родимый дом»

 - Вам понравилось стихотворение?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение?(грусть, разлука)

 - Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?

(неживая природа как живая)

 - Как называется этот прием?(олицетворение)

 - Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.  Слайды № 6, 7, 8, 9

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

 - Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

 - Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

 Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении.

(голубой, золотой, бело - розовый)

 - Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

 - Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

 (фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)

 - Изменилось ли что - нибудь в воспоминаниях поэта о доме?

7. «Низкий дом с голубыми ставнями» Чтение стихотворения

Иллюстрация https://m.fotki.yandex.ru/pdd

 - Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

 - Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

    Слайды № 10, 11, 12,

 - Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?

 - Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом –весь мир, земная жизнь, вечная природа. - Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная». Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».

 - Стихотворение начинается и заканчивается…(одинаковыми строчками). Что получается? (показываю, соединяя строки)

(круг, кольцо)

 Правильно, такая композиция называется кольцевой. Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 - А нет ли в слове «дом» «кольца»?

(буква «о»)

 - Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.

(очаг, согревающий дом)

 - Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

 - Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?

(символ любви, верности)

 - Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

 - Так что же значил дом для поэта?

(тепло, уют, покой, любовь близких)

8. Синквейн. Творческая работа.

 - А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

 - Давайте попробуем составить синквейн к слову « поэт».

Поэт

Талантливый, наблюдательный.

Вдохновляет, волнует, завораживает.

Один из ярчайших проявлений русского гения.

Есенин.

 - Сергей Есенин говорил:

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве.Чтение слов Есенина на слайде. Слайд №

9. Рефлексия

 - Довольны ли вы своей работой на мастерской?.

 Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. У нас осталось одно незаконченное дело: мы не можем оставить слово «дом» бесцветным. А расцветим мы его квадратиками, которые и выразят ваше отношение к сегодняшнему уроку. Понравилось – яркий цвет, нет – бледный. Но перед этим запишем

10. домашнее задание: «Творческая работа «Мой дом»».

В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучики. Лучик, который несёт любовь. Лучик с добром. И лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность.

  Наша звёздочка стала большой, как солнце. Она несёт тепло всем вам.

Я дарю вам эти солнышки, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали им свой дом, окружающих вас людей.

*******************************************************

Поэтический образ родины в лирике С. Есенина:

а) пословицы и поговорки о родине и любви к ней. ( Дети говорят те, которые они знают, а затем учитель предлагает прочесть записи на экране);

Дети читают по одной пословице, объясняя, как они их понимают.

- Что же подтолкнуло юного Есенина к раннему написанию стихов? (Фольклор)

- Давайте и мы сейчас обратимся к фольклору и вспомним пословицы и поговорки о Родине и любви к ней.

б) чтение отрывка из материала учебника «Поэзия Есенина…» на стр. 50, читает обучающийся;

Проанализировать чтение, задать несколько вопросов: Что означает слово «сельщина»?

 г) прослушивание стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» в исполнении учителя. Дети следят по учебнику!

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня ещё мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

- Как вы считаете, почему строки:

Низкий дом с голубыми ставнями

                                              Не забыть мне тебя никогда –

в первом четверостишии оказываются первыми, а в завершающем последними?

Словарная работа: пояснение значения слова «выть», напоминание о том, какие слова называют диалектными (употребляемые только в той или иной местности).

д) прослушивание стихотворения «Я покинул родимый дом…».

иллюстрация http://www.esenin-sergej.ru/esenin/museum/memorialnaya-usadba.php

Дети следят по учебнику!

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Беседа  по вопросам:

 - Услышали ли вы разницу в звучании стихов, в ритме стихотворений? В каком стихотворении ритм более медленный, размеренный, неторопливый? Как вы думаете, почему?

 - В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной, сказочной, а в каком более обычной, повседневной, не яркой? Как вы думаете, почему?

Художественно-выразительные средства поэтической речи. Работа с терминами эпитет, сравнение, метафора (!), олицетворение. Повторение их, коллективное  нахождение примеров этих тропов  в первых двух четверостишьях стихотворения «Я покинул родимый дом…» по заготовленным образцам.

Работа по карточкам в парах: нахождение средств поэтической речи в 3 и  4 четверостишьях. Коллективная проверка.

  1. Творческая работа: раскрашивание листиков клена под песню «Отговорила роща золотая …» на стихи С. Есенина, готовые листики дети несут к доске, где учитель прикрепляет их к нарисованному на ватмане стволу дерева.
  2.  Возвращение к эпиграфу урока, пояснение его значения.
  3.  Итог урока.

      Выставление оценок за урок.

      Объяснение домашнего задания

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=B3E-mTQwm_Y

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/21/tema-uroka-saesenin-poeticheskoe-izobrazhenie-rodiny-i-rodnoy

http://gavitex.com/share/yol0bhcbt

http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-s-a-iesienin-poetichieskoie-izobrazhieniie-rodiny-i-rodnoi-prirody

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689862

Файлы