5 класс. Литература. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».

5 класс. Литература. П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка».

Чем сказ отличается от сказки

Комментарии преподавателя

Имя Павла Петровича Бажова известно пятиклассникам, но не всегда сразу они называют его произведения, в основном вспоминают одно “Серебряное копытце”. Только вдумчивое чтение поможет маленькому читателю раскрыть все сокровища уральского сказа. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика. В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в произведениях писателя много просторечных, устаревших слов, с которыми тоже нужно научить детей работать. Заставить читать невозможно, нужно научить читать, а для этого прежде всего необходимо пробудить интерес к самому писателю. Поэтому я предлагаю учителям-словесникам материал для знакомства с П.П.Бажовым: жизнь, судьба, мир вещей, творчество. Это будет своеобразная виртуальная экскурсия в мир писателя.

иллюстрация http://www.dipity.com/kondrateva212/dt*796c91161a42c5bd/?mode=fs#!

Павел Петрович с раннего возраста видел тяжелейший труд взрослых, он постигал в детстве те нормы жизни, которые были свойственны настоящим рабочим людям. “Мы очень рано начинали себя сознавать ответственными членами семьи. Пойти на рыбалку значило “добыть на ушку, а то и на две”, сходить в лес — принести ягод или грибов”. По вечерам, отдыхая от тяжёлой работы, взрослые рассказывали сказы, которые жадно слушали ребятишки. Позднее П.П. Бажов говорил: “Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет... Но если бы не Пушкин, я бы так и остался заводским пареньком с четырёхклассным образованием. Впервые получил томик Пушкина на довольно тяжёлых условиях — выучить его наизусть. Библиотекарь, наверно, пошутил, но я отнёсся к делу серьёзно. Учить было довольно трудно, многое было непонятно. Но... потом стихи сами заучивались”.

Вечерами, после тяжёлого трудового дня заводская детвора собиралась у сторожил завода и слушали “тайные сказы” - народные предания о тяжелом труде в старых рудниках, о бунтах крепостных рабочих, легенды в которых говорилось о несметных сокровищах Уральских гор, охраняемых “тайной силой” - Малахитницей. Слышал эти горняцкие сказы и П. Бажов.

 

Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Поскольку в гимназии учиться было очень дорого, Пашу отдали в духовное училище в Екатеринбурге. Учился он очень хорошо, был переведён в духовную семинарию Перми. А вот дальше учиться ему не пришлось - умер отец, надо было работать, помогать слепнущей матери.

Чтобы продолжить образование и поддержать мать, он начал работать.

В своей автобиографии Павел Бажов писал: “Я имел возможность получить образование. Отдали меня в духовную школу, где плата за право обучения была значительно ниже против гимназии, не требовалось форменной одежды, и была система общежитий, в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. Студенты очень гордились, что в стенах их семинарии учились и получили дипломы писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк и изобретатель радио А.С.Попов. Духовная карьера вовсе не привлекала двадцатилетнего юношу, и он отказался от лестного предложения служить в церкви.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал.

 

С юности идея служения народу для Бажова стала важнейшей.

Устойчивым был его интерес к этнографии, краеведению, фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних каникул ходил или ездил на велосипеде по Уралу, знакомился с бытом и экономикой края, вёл фольклорно-этнические записи.

В 1924 году выходит его первая книга – “Уральские были”, в которой писатель представил зарисовки, воспоминания о дореволюционном быте сысертских заводов. “Уральские были” открывают цикл историко-публицистических очерков Бажова.

Над сборником сказов “Малахитовая шкатулка” он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Сказы "Малахитовой шкатулки" во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу.

Книги его поэтически воспевают труд, превращающийся в творчество (“Каменный цветок” (1938), “Горный мастер” (1939), “Хрупкая веточка” (1940), “Железковы покрышки” (1942), “Приказчиковы подошвы” (1936), “Про великого Полоза” (1936), “Огневушка-поскакушка” (1940) и др.)

Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом.

Сказы так умны и так красивы, что композиторы сочиняли музыку к сказам (есть балет и опера "Каменный цветок").

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. По сказам поставлены спектакли, снят кинофильм, мультфильмы.

Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки.

В Копейске есть поселок его имени.

По Волге ходит пароход "Павел Бажов".

В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=ktjJWXcykHw

http://www.youtube.com/watch?v=6KQMlI2x3Rg - заставка

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/14/pp-bazhov-biografiya-pisatelya

http://festival.1september.ru/articles/652052/

http://infourok.ru/skaz_p.p.bazhova__mednoy_gory_hozyayka__5_klass_test_po_literature-417434.htm

Файлы