Образование и культура в XVII веке. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Образование и культура в XVII веке. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс.

Комментарии преподавателя

Образование и культура в XVII веке.

XVII в. занимает особое место в истории русской культуры, поскольку именно в это столетие:

а) начался процесс формирования русской нации и подъем национального самосознания;

б) более отчетливо обозначился процесс разрушения средневекового религиозного мировоззрения, а вместе с ним обмирщение или секуляризация культуры.

При этом ряд авторов (Д. Лихачев, А. Панченко) утверждают, что именно барокко выполнило в России ту же историческую миссию, что и культура Возрождения в Европе. Барокко, которое в Европе стало антитезой Ренессанса, в России оказалось близким к возрожденческим традициям и идеалам, поскольку несло в себе просветительское начало и способствовало процессам «обмирщения» культуры и религиозного мировоззрения.

Барокко

 Барокко

Устное народное творчество

В XVII в. дальнейшее развитие получило устное народное творчество и появились первые литературные записи фольклора, в частности многочисленных пословиц и поговорок: «баснями соловья не накормишь», «взялся за гуж не говори, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвется», «Богу молись, а сам не плошай», «муж любит жену здоровую, а брат сестру – богатую», «закон что дышло, как повернешь, так и вышло», «наказал бог народ – наслал воевод», «законы наши святы, да исполнители лихие супостаты» и т. д.

Традиционным жанром устного фольклора оставались народные песни, в которых отразилась вся многообразная палитра народных чаяний и чувств. Особенно ярко эта тенденция проявилась в многочисленных песнях, главным героем которых стал Степан Разин – предводитель самой мощной Крестьянской войны «бунташного века».

Лубок о восстании С.Разина

 Лубок о восстании С.Разина

Грамотность и письменность

Основными новшествами в этой области культуры стали:

1. Издание первых печатных учебников: «Азбуки» Василия Бурцева (1634), «Грамматики» Мелентия Смотрицкого (1648), «Лексикона речений языка славенска и греческа со инеми языки… в научение и разумение учащихся» (1650) Епифания Славенецкого и многочисленных учебных «Псалтырей» и «Часословов».

Грамматика Мелентия Смотрицкого

 Грамматика Мелентия Смотрицкого

2. Создания первых частных школ при Чудовом монастыре (Филарет, 1633), Андреевском мужском монастыре (Ф. Ртищев, 1646), Заиконо-Спасском монастыре (С. Полоцкий, 1664), церкви Иоанна Богослова (Иосиф, 1667), Московском Печатном дворе (Тимофей, 1680) и т. д.

3. Создание первого высшего учебного заведения – Славяно-греко-латинской академии (1687), которую возглавили Иоанникий и Софроний Лихуды.В 1694 г. из-за интриг иерусалимского патриарха Досифея, они вынуждены были покинуть Москву, и академию возглавили их ученики, Николай Семенов и Федор Поликарпов. В 1699 г. она была преобразована в Московскую Духовную академию, первый ректором которой стал Палладий Роговский.

4. Возникновение первых библиотечных коллекций печатных изданий на русском, латинском, греческом и польском языках у царя Алексея Михайловича, патриарха Никона, князя В.В. Голицына, А.Л. Ордина-Нащокина, А.С. Матвеева и других.

5. Выход первой рукописной газеты «Куранты» (1621), которая представляла собой антологию переводных печатных изданий, выходивших в разных странах Европы.

Научные знания

XVII в. стал временем накопления научных знаний, произошел заметный рост интереса к научной литературе европейского Возрождения с ее светским подходом к объяснению многих природный явлений. Именно в этот период в России появляются переводы ряда трудов крупных европейский мыслителей и ученых: «О строении человеческого тела» (Е. Славинецкий, 1658), «Шестоднев» (А. Холомогорский, 1663), «Прохладный вертоград» (А. Никифоров, 1672) и другие.

В тоже время на свет появляются и оригинальных научные трактаты русских авторов: «Устав ратных, пушечных и других дел, касающийся до воинской науки» (О. Радышевский, 1621), «Книга сошного письма» (1629), «Фармокопея» (И. Венедикттов, 1682) и другие.

В XVII в. особый интерес стал проявляться к накоплению и развитию географических знаний, и появляются «Книга Большому чертежу» (1627), «Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря» (1656) «Роспись сибирским городам и острогам» (1640), «Роспись морского пути вдоль Охотского моря» (1649), «Годуновский чертеж» (1667) и другие.

Исторические знания и общественно-политическая мысль

В XVII в. характерная для средневековья идеология провиденциализма, объяснявшая исторический процесс как осуществление божественного промысла, постепенно стала разбавляться попытками рационального толкования исторических событий и поиска реальных причин их возникновения.

Москва в XVII веке

 Москва в XVII веке

В центре внимания русских историков и публицистов первой половины XVII в. были трагические события Смуты, которой были посвящены: «Новая повесть о преславном Российском царстве и Великом государстве Московском», «Плач о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим», «Сказание, каких ради грехов попустил господь бог нам праведное свое наказание», «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича Скопина», «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Годунов», «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его», созданные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были созданы «Временник» Ивана Тимофеева, «Сказание» или «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына, «О псковском разорении», «О бедах, скорбях и напастях», «Словеса» князя Ивана Андреевича Хворостина и «Повесть» князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского.

В 1630-х г. на свет появились «Новый летописец» или «Летопись о многих мятежах» и «Сибирское царство и княжение и о взятии», написанное дьяком сибирского архиепископа Саввой Есиповым.

Особое место в развитии исторических знаний сыграл знаменитый «Синопсис» ректора Киево-Могилянской Духовной академии и настоятеля Киево-Печерского монастыря Иннокентия Гизеля, вышедший тремя изданиями в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во второй половине XVII в. вышел еще целый ряд интересных исторических трактатов, в частности «Думы политичны» (1663) Юрия Крижанича, «Памяти» Афанасия Ордина-Нащокина, «Созерцание краткое» (1682) Сильвестра Медведева и «Скифская история» (1692) Андрея Лызлова.

 Литература

По мнению многих авторов (И. Еремин, В. Андрианова-Перетц, Д. Лихачев), самыми важными новшествами в русской литературе того периода стали: а) распространение светского, личностного начала в литературе и ее освобождение от традиционной провиденческой идеологии и б) становление и развитие новых литературных жанров.

В жанре демократической сатиры были написаны «Сказание о куре и лисице», «Служба кабаку», «Калязинская челобитная», «Повести о Карпе Сутулове», «Сказание о попе Савве и его славе», «Повесть о бражниках», «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

В жанре бытовой реалистической повести созданы «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Фоме и Ереме», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиане Осорьиной», «Повесть о Марфе и Марии» и «Повести о Тверском Отроче монастыре».

В жанре казацкой повести появились «Написание о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь» (1623) и «Повесть об Азовском взятии и сидении» (1641). В жанре мемуарной литературы были созданы «О России в царствование Алексея Михайловича» (1664), написанное подьячим Посольского Приказа Г.К. Катошихиным и «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (1680), автором которого был Аввакум Петров

Новым явлением в литературе стало становление силлабического стихосложения или виршей. Наиболее яркими представителями этого жанра являлись:

1. Симеон Полоцкий (1629–1680), автор таких поэтических сборников, как «Обед душевный», «Вечеря душевная», «Венец веры», «Орел Российский», «Гусль доброгласная», «Вертоград многоцветный», «Рифмологион, или Стихослов» и «Псалтырь рифмотворная», а так же двух пьес «Комедия-притча о блудном сыне» и «О Новохудоносаре-царе».

2. Сильвестр Медведев (1641–1691), перу которого принадлежали вирши «Епитафион», «Приветство брачное Федору Алексеевичу», «Плач и утешение на смерть Федора Алексеевича», «Подписи к портрету царевны Софьи», «Вирши на Великую субботу», «Поздравление царевне Софье по случаю Пасхи» и полемические и исторические трактаты «Хлеб животный» и «Известие истинное», «Созерцание краткое…» и «Оглавление книг и кто их сложил».

3. Карион Истомин (1640–1717), автор таких сочинений, как «Катехизис», «Летописец великия земля Российская» «Книга вразумления», «Едем», «Еклессиа» «Стихи на воскресение господа нашего Иисуса Христа», «Книга стамна духоносная» и энциклопедический трактат в стихах «Град царства небесного» или «Полис».

Архитектура

Выдающимися произведениями русского деревянного зодчества стали царский дворец в селе Коломенском под Москвой (рис. 5), построенный в 1667–1678 гг. под руководством Семена Петрова, Ивана Михайлова и Саввы Дементьева, и шатровые храмы церковь Иоанна Предтечи на Широковом погосте под Вологдой, Вознесенская церковь в Торжке и Троицкий собор под Архангельском.

Царский дворец в Коломенском

Царский дворец в Коломенском

XVII в. стал временем дальнейшего развития каменного зодчества, что было вызвано: а) военно-оборонительными потребностями государства и б) усилением царской власти, авторитет и величие которой требовало особого выражения в монументальном каменном зодчестве. Поэтому еще при Борисе Годунове был создан Приказ каменных дел.

В 1624–1625 гг. под руководством английского архитектора Христофора Галовея и русского зодчего Бажена Огурцова были возведены шатровые перекрытия на Спасской и Никольской башнях. Затем, в 1672–1686 гг., аналогичные перекрытия были воздвигнуты над остальными башнями Московского Кремля. Затем аналогичной перестройке подверглись башни и стены Калязинского, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьего, Кирилло-Белозерского, Симонова, Новодевичьего, Донского и многих других монастырей. В 1670–1683 гг. под руководством ростовского митрополита Ионы Сысоевича был воздвигнут уникальный ансамбль Ростовского митрополичьего двора (Ростовский кремль), который по праву считается шедевром русской культовой и крепостной архитектуры XVII в.

Выдающимися светскими сооружениями XVII в. были Теремной Дворец Московского Кремля (1635–1636), построенный под руководством русских зодчих Бажена Огурцова, Трефила Шарутина, Антипа Константинова и Лариона Ушакова, Патриарший дворец в Московском Кремле, возведенный в 1642–1656 гг. под руководством Дмитрия Охлебнина и Аверкия Мокеева, Царицыны палаты Саввино-Сторожевого монастыря под Звенигородом (1650–1652), Потешный дворец в Московском Кремле (1651–1652), Патриаршие палаты и трапезная Валдайского Иверского монастыря (1552–1556), Хамовный двор в Москве (1658–1661), Гостиные дворы в Москве (1661–1665) и Архангельске (1668–1684), Земский Приказ в Москве (1683), Патриаршая трапезная Троице-Сергиева монастыря (1692) и Архиерейский дом в Суздале (1694).

Каменное культовое зодчество было представлено тремя основными стилями:

а) крестово-купольным;

б) шатровым;

в) нарышкинским.

Среди крестово-купольных храмов особо следует отметитьцерковь Вознесения в селе Медведково под Москвой (1619–1621), Казанский собор на Красной площади в Москве (1626), Успенскую церковь Алексеева монастыря в Угличе (1628), церковь Троицы в Никитниках (1628–1651), церковь Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре (1635–1638), храм Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652), Вознесенский собор в Устюге (1648) и Троицкий храм в Москве (1642–1648), церковь Николая Чудотворца на Берсеневке (1657). Но, безусловно, среди этих построек особое место занимает любимое детище патриарха Никона Ново-Иерусалимский монастырь (1656–1694) и его кафедральный Воскресенский собор (1685).

Несмотря на жесткий запрет, продолжало успешно развиваться «посадское» направление в культовом зодчестве, отличительной чертой которого были шатровые перекрытия и разнообразные «узорчия». Наиболее интересными памятниками этого стиля по праву считаются храм Рождества в Медведково (1635), храм Преображения в селе Остров под Москвой (1646), церковь Воскресения в Костроме (1652), церковь Косьмы и Домиана в Садовниках (1657–1662), церковь Вознесения в Романове-Борисове (1678), церковь Троицы в селе Останкино под Москвой (1678–1683), церковь Николы в Хамовниках (1679), церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1679) и многие другие.

По мнению ряда ученых (Н. Воронин, А. Сахаров, А. Муравьев), особенно зримо светское начало проявилось в ярославском культовом зодчестве, где заказчиками храмов выступали богатые купеческие корпорации (Скрипины, Неждановские). Характерными памятниками ярославского зодчества являются храм Ильи Пророка (1647–1650), храм Иоанна Златоуста на Которосле (1649–1654), храм Николы Мокрого (1665–1672) и грандиозная церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671–1689), которая, по выражению Н. Воронина, являла собой «ликующую симфонию народной фантазии».

В 1670-х гг. возник новый архитектурный стиль, получивший название нарышкинского стиля или московского барокко. Самыми значительными постройками этого стиля, вошедшими в сокровищницу русской культуры, были: трапезная Троице-Сергиева монастыря (1689), колокольня Новодевичьего монастыря (1690), Успенский собор Иосифо-Волоцкого (1688–1696) и Большой собор Донского (1698) монастырей, здание Московского Печатного двора (1676), церковь Вознесения в селе Уборы (Яков Бухвостов, 1694–1697), Троицкая церковь в Троице-Лыково (Яков Бухвостов, 1698–1704), Крутицкое подворье в Москве (Осип Старцев, 1693), палаты думного дьяка Аверкия Кириллова в Москве (1657–1672), Сухарева башня (Михаил Чоглоков, 1692–1701) и эталонный шедевр московского барокко церковь Покрова в Филях (1690–1694), построенная по заказу Льва Кирилловича Нарышкина.

Церковь Покрова в Филях

 Церковь Покрова в Филях

Живопись

В XVII в. дальнейшее развитие получила техника фресковой и темперной росписи. Среди наиболее известных произведений этого направления следует назвать фрески Княжина монастыря во Владимире (1648), Архангельского собора Московского кремля (1652), Преображенского собора Спасо-Евфимьего монастыря в Суздале (1689) и другие.

В иконописании по-прежнему были сильны традиции «Строгановской школы», но отмечалось существенное огрубление техники письма и упрощение художественных композиций. Вместе с тем, появились и определенные новшества: живописцы стали более точно изображать пространство и начали активно использовать приемы светотехники. По мнению большинства авторов (И. Грабарь, А. Муравьев), высший этап в развитии живописного искусства XVII в. связан с именем выдающегося русского художника Семена Федоровича Ушакова, возглавлявшего артель живописцев Оружейной палаты Московского Кремля, которой руководил боярин Богдан Матвеевич Хитрово.

С. Ушаков отдал дань уважения фресковой живописи, принимая активное участие в росписи Грановитой палаты, Архангельского и Успенского соборов Московского кремля (1660). Но в историю русского искусства С. Ушаков все же вошел как блестящий мастер станковой живописи. Самыми знаменитыми его иконами являются «Спас Великий Архиерей» (1656–1657), «Спас Нерукотворный» (1657–1658) «Троица» (1671), «Насаждение древа государства Российского» или «Владимирскую богоматерь» (1668), «Архангел Михаил попирающий диавола» (1676) и «Тайная Вечеря» (1685). С. Ушаков оказал огромное влияние на развитие русской живописи и создал блестящую школу живописцев, яркими представителями которой были его ученики Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Половец, Федор Зубов и многие другие.

 «Архангел Михаил попирающий диавола»

 «Архангел Михаил попирающий диавола»

Кроме того, С. Ушаков вошел в историю русского искусства и как крупный теоретик, написавший два трактата «Слово к люботщательному иконному писанию» (1667) и «Алфавит художеств» (1673).

Наряду с традиционными формами изобразительного искусства в начале XVII в. зарождается жанр портретов-парсун. Именно в такой живописной манере были написаны парсуны с изображением Ивана Грозного, Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, Алексея Михайловича (Ерофеей Елин, 1675), Федора Алексеевича (Лука Смолянин, 1686), Натальи Кирилловны Нарышкиной, Льва Кирилловича Нарышкина, Григория Петровича Годунова, Бориса Ивановича Репнина и ряд других.

 

Музыка и театр

В музыкальном искусстве, наряду с традиционным многоголосьем: а) появились «канты» – внецерковные музыкальные произведения и б) возникло «партеносное пение» для трех голосов, берущее свои традиции в далекой Венеции.

В театральном искусстве, наряду с традиционными «медвежьим» цирком, театром скоморохов и кукольным театром Петрушки, появляется Придворная хоромина (1672–1676), режиссерами которой были Иоганн Грегори и Степан Чижевский. Самыми заметными постановками этого театра были «Артаксерксово действо», «Юдифь», «Товий», «О блудном сыне», «О Егории Храбром», «Грехопадение Адама», «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «Давид и Соломон» «Малая комедия о Баязете и Тамерлане», «Комедия о Бахусе с Венусом» и другие.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=7hgxA-NAJZE
  • http://www.youtube.com/watch?v=Jw7Ps5L-gfI

Файлы