5 класс. Литература. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

5 класс. Литература. Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Комментарии преподавателя

Ф.И. Тютчев   «Зима недаром злится…»,

Зима недаром злится, 
Прошла её пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление)

- Зима – это время года, которое в представлении древних славян, как и других народов, было одушевлённым. В ноябре красавица Зима, одетая в белую душегрейку, приезжает на пегой кобыле. Она дышит на всё встречное леденящим дыханием. Слуги Зимы – метели, вьюги, позёмки тянутся по следу госпожи.  А когда Зима даёт им работу, крутятся над землёй снежные вихри, метут метели, бушуют бураны.
Со временем Зима стареет, и к марту, накануне прихода Весны – Красной девицы, Зима, по народным представлениям, превращается в уродливую старуху, которую все мечтают как можно скорее спровадить туда, откуда пришла,  в снеговые  хоромы, чтобы уснувшая земля пробудилась и расцвела.

- Что такое тема художественного произведения? (Тема – это предмет изображаемого в произведении) 

- Как бы вы определили тему стихотворения «Зима недаром злится…»? (Тема природы, смена времён года…)
- Вспомните, кто такой лирический герой? (Это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём)
- Лирический герой и автор – это одно лицо? (Нет, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или событиями его жизни, с его отношением к природе и т.д.)
- Можем ли мы предположить, как относится автор к родной природе? (С любовью)

- Какие слова  наиболее ярко передают  эмоции лирического героя?

Зима:                                                       Весна:    
злится                                                     стучится                                                                                                        
ещё хлопочет                                          хохочет
ворчит;                                                    умылася,

взбесилась ведьма злая,                        румяней стала
пустила, убегая; 

- Вспомните виды рифмовки. (Парная, перекрёстная, опоясывающая).
- Определите способ рифмовки в данном стихотворении. (Перекрёстная)
- Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? ( Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный).
- Какие чувства важно передать при чтении? (Любовь к родной природе)
 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=py88sk2S0Pw

http://infourok.ru/material.html?mid=182162

http://www.youtube.com/watch?v=6pWCk_0pSc8

http://5klass.net/zip/literatura/Lirika-prirody-Tjutcheva.zip

http://www.openclass.ru/node/46270

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-peyzazhnaya-lirika-tyutcheva

Файлы