5 класс. Литература. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».

5 класс. Литература. В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».

Комментарии преподавателя

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в   Красноярском  крае, в селе Овсянка на  берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга. Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

http://lexitom.zyro.com/vasyutkino-ozero-astafev-skachat.html - иллюстрация

Из родных мест ушёл добровольцем  в 1942 году на  фронт, сражался, дважды был ранен, контужен.  Награждён  орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород.  Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на  его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что  стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

 К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

http://spaces.ru/music/?read=64561538 - иллюстрации

   Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник. Слайд 10.

«Васюткино озеро».  Рассказ написан в 1956 году. 

     Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

СЛОВАРЬ

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?  (Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные   законы переиначивать».

-Каков старинный порядок?  (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.)

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

- С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? ( Удивительно чуткий  клюв у  кедровки.  Пустые орехи она  даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился? («Где же затеси?» )

-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову? (Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев,  когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Как Васютка провёл первую ночь в тайге. Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять    себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши  или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? (Слайд 18). Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”). Слайд 20.

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

-Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе? (Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота, учительница.)

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте.  Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о  своем крае.

3. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Аствфьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.

4.Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

IV. Домашнее задание.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=eayGh2P4ejw

http://www.youtube.com/watch?v=jTkoDoNZ3q4

http://www.youtube.com/watch?v=wwczQ36xGBA

http://gavitex.com/share/o9hozorab

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/01/prezentatsiya-k-uroku-literatury-v-5-klasse-po-rasskazu

Файлы