6 класс. Математика. Деление обыкновенных дробей

6 класс. Математика. Деление обыкновенных дробей

Комментарии преподавателя

 1. Задача, поясняющая правило деления обыкновенных дробей. Как разделить одну дробь на другую. Формулировка правила

Пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка   м2.  Длина одной сто­ро­ны  . Най­ди­те длину дру­гой сто­ро­ны.

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим  за  (м) длину неиз­вест­ной сто­ро­ны.

Най­дем пло­щадь пря­мо­уголь­ни­ка:   (м2)

С дру­гой сто­ро­ны, по усло­вию   (м2). Со­ста­вим урав­не­ние: 

           Умно­жим обе части ра­вен­ства на , т.е. на число об­рат­ное  числу .

    Про­из­ве­де­ние  равно еди­ни­це, по­это­му

.

Ответ: длина дру­гой сто­ро­ны пря­мо­уголь­ни­ка   м.

В ходе ре­ше­ния мы ис­ка­ли неиз­вест­ный мно­жи­тель. Во­об­ще, чтобы найти неиз­вест­ный мно­жи­тель, надо про­из­ве­де­ние раз­де­лить на из­вест­ный мно­жи­тель. Таким об­ра­зом, . С дру­гой сто­ро­ны.  Зна­чит,  Де­ле­ние можно за­ме­нить умно­же­ни­ем на число об­рат­ное де­ли­те­лю.

 2. Пример. Выполнить деление смешанных чисел

Раз­де­лить на .

Ре­ше­ние.

;   

Пред­ста­вим сме­шан­ные числа в виде непра­виль­ных дро­бей. Затем за­ме­ним де­ле­ние умно­же­ни­ем на число об­рат­ное де­ли­те­лю. (т.е. по­ме­ня­ем в де­ли­те­ле чис­ли­тель и зна­ме­на­тель ме­ста­ми, а де­ле­ние за­ме­ним умно­же­ни­ем.

   =   

 3. Пример. Выполнить деление смешанного числа на натуральное

Раз­де­лить на .

Ре­ше­ние.

  

Пред­ста­вим сме­шан­ное число в виде непра­виль­ной дроби. Затем за­ме­ним де­ле­ние умно­же­ни­ем на число об­рат­ное де­ли­те­лю.

 4. Текстовая задача,  для решения которой нужно выполнить деление на обыкновенную дробь

С какой ско­ро­стью дол­жен дви­гать­ся трак­тор, чтобы прой­ти 15 км за  часа?

Ре­ше­ние

Чтобы найти прой­ден­ный путь нужно ско­рость умно­жить на время:

Зна­чит, чтобы найти ско­рость нужно путь раз­де­лить на время: .

Чтобы вы­пол­нить де­ле­ние на обык­но­вен­ную дробь , мы де­ли­мое 15 умно­жи­ли на число об­рат­ное де­ли­те­лю, т.е. на дробь  .

Ответ: 18км/ч.                                        

 5. Пример№1 решения текстовой задачи на составление уравнения

Сумма двух чисел равна . Одно из них в  раза боль­ше дру­го­го. Най­ди­те эти числа.

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим  за  пер­вое число. Тогда вто­рое число равно 

Сумма пер­во­го и вто­ро­го числа: , а по усло­вию это .

Со­ста­вим урав­не­ние:   .

.

.

Упро­стим левую часть, вы­не­сем общий мно­жи­тель  за скоб­ки. Пер­вое сла­га­е­мое – это  про­сто «x», по­это­му в скоб­ках от пер­во­го сла­га­е­мо­го оста­ет­ся еди­ни­ца.

 

Чтобы найти неиз­вест­ный мно­жи­тель нужно про­из­ве­де­ние раз­де­лить на из­вест­ный.

;   

 

Пред­ста­вим сме­шан­ные числа в виде непра­виль­ных дро­бей и вы­пол­ним де­ле­ние

пер­вое число.   Тогда вто­рое число:   

Ответ: пер­вое число,  вто­рое число .

 6. Пример №2 решения текстовой задачи на составление уравнения

Два пе­ше­хо­да вышли од­но­вре­мен­но нав­стре­чу друг другу из двух пунк­тов, рас­сто­я­ние между ко­то­ры­ми 5 км. Ско­рость пер­во­го пе­ше­хо­да со­став­ля­ла   ско­ро­сти вто­ро­го. Най­ди­те ско­рость каж­до­го пе­ше­хо­да, если они встре­ти­лись через пол­ча­са.

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим  за  (км/ч) ско­рость вто­ро­го пе­ше­хо­да.

Тогда ско­рость пер­во­го равна  (км/ч)

За пол­ча­са, т.е.  за , пер­вый про­шел     (км), а вто­рой  (км)

Зна­чит, вме­сте они про­ши­ли  , а по усло­вию это км.

Со­ста­вим урав­не­ние:     .

  

5   |

Упро­стим левую часть, вы­не­сем общий мно­жи­тель  за скоб­ки. Вто­рое сла­га­е­мое – это  «x», по­это­му в скоб­ках от пер­во­го сла­га­е­мо­го оста­ет­ся еди­ни­ца.

 

 ;  

Умно­жи­ли левую и пра­вую часть на 2.

Чтобы найти неиз­вест­ный мно­жи­тель нужно про­из­ве­де­ние раз­де­лить на из­вест­ный.

Пред­ста­вим сме­шан­ное число в виде непра­виль­ной дроби и вы­пол­ним де­ле­ние.

Решив урав­не­ние, мы нашли зна­че­ние пе­ре­мен­ной . Зна­чит, ско­рость вто­ро­го пе­ше­хо­да равна 6 (км/ч). Тогда ско­рость пер­во­го пе­ше­хо­да (км/ч).

Ответ: (км/ч) и 6 (км/ч).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/matematika/6-klass/umnozhenie-i-delenie-obyknovennyh-drobej/delenie-obyknovennyh-drobey?seconds=0&chapter_id=339

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=BmV79GEQ0ig

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lAhqYQBr8nY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HZYYe1TBMBo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Vly19Ijs5YU

источник презентации - http://prezentacii.com/matematike/10588-delenie-obyknovennyh-drobey-6-klass.html

 

Файлы