7 класс. Русский язык. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

7 класс. Русский язык. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте

Комментарии преподавателя

 1. Деепричастный оборот

Срав­ни­те пред­ло­же­ния:

     х (какие?)   при­част­ный обо­рот                         

Стро­и­те­ли, стре­мив­ши­е­ся вы­пол­нить за­да­ние к сроку, ра­бо­та­ли без уста­ли.

(при­ча­стие с за­ви­си­мым сло­вом)

         де­е­при­част­ный обо­рот                                     х

Стре­мясь вы­пол­нить за­да­ние к сроку, стро­и­те­ли ра­бо­та­ли без уста­ли.

(де­е­при­ча­стие с за­ви­си­мым сло­вом)

Де­е­при­част­ный обо­рот – это де­е­при­ча­стие с за­ви­си­мым сло­вом (сло­ва­ми). Опре­де­ля­е­мое слово при де­е­при­част­ном обо­ро­те – гла­гол.

Де­е­при­част­ный обо­рот от­ве­ча­ет на во­про­сы как?что делая? что сде­лав?

В пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством.

 2. Знаки препинания при деепричастном обороте

Знаки пре­пи­на­ния при де­е­при­част­ном обо­ро­те.

Де­е­при­част­ный обо­рот, так же как и оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия, на пись­ме вы­де­ля­ет­ся за­пя­ты­ми.

 3. Сложные случаи расстановки знаков препинания при деепричастном обороте

Слож­ные слу­чаи рас­ста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния при де­е­при­част­ном обо­ро­те:

1) Мы до­бра­лись до ла­ге­ря,но, очень устав, ре­ши­ли осмот­реть окрест­но­сти зав­тра. (Перед про­ти­ви­тель­ным со­ю­зом но ста­вим за­пя­тую, т.к. он раз­де­ля­ет од­но­род­ные ска­зу­е­мые; после союза носта­вим за­пя­тую, т.к. обособ­ля­ем де­е­при­част­ный обо­рот).

Птица вспорх­ну­ла и,за­де­вая воду кры­лом, по­ле­те­ла на дру­гой берег. (Перед со­еди­ни­тель­ным со­ю­зом и за­пя­тая не ста­вит­ся, де­е­при­част­ный обо­рот обособ­ля­ет­ся).

                                               х

2) Эти птицы толь­ко дрем­лютне за­кла­ды­вая го­ло­вы под крыло,и , за­ме­тив

             х

опас­ность, будят кри­ком своих то­ва­ри­щей. (Де­е­при­част­ные обо­ро­ты от­но­сят­ся к раз­ным ска­зу­е­мым)

 4. Исключения

Ис­клю­че­ния

· Не яв­ля­ют­ся де­е­при­част­ным обо­ро­том и не обособ­ля­ют­ся вы­ра­же­ния со сло­ва­ми: смот­ря, на­чи­ная, ис­хо­дя из, если их можно пе­ре­не­сти в дру­гую часть пред­ло­же­ния или убрать из пред­ло­же­ния, а смысл не из­ме­нит­ся. На­при­мер: На­чи­ная с ве­че­ра шёл силь­ный снег. – С ве­че­ра шёл силь­ный снег.

· Не обособ­ля­ют­ся де­е­при­част­ные обо­ро­ты, если в их со­став вхо­дят фра­зео­ло­гиз­мы или устой­чи­вые сло­во­со­че­та­ния. На­при­мер: Бе­жать сломя го­ло­ву. Ра­бо­тать за­су­чив ру­ка­ва.

· Необ­хо­ди­мо от­ли­чать де­е­при­ча­стие не смот­ря от про­из­вод­но­го пред­ло­га несмот­ря на. Од­на­ко в любом слу­чае об­сто­я­тель­ство обособ­ля­ет­ся.

             пред­лог +  сущ.                                            де­е­прич.об.

Срав­ни­те: Несмот­ря на дождь, поход со­сто­ял­ся. - Он шел, не смот­ря по сто­ро­нам.

 5. Построение предложения с деепричастным оборотом

По­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

В пред­ло­же­нии де­е­при­част­ный обо­рот обо­зна­ча­ет до­пол­ни­тель­ное дей­ствие, ко­то­рое вы­пол­ня­ет­ся тем же лицом, что и ос­нов­ное.

Вот пред­ло­же­ние, в ко­то­ром до­пу­ще­на ошиб­ка в упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та: Подъ­ез­жая к стан­ции, с меня сле­те­ла шляпа. В этом пред­ло­же­нии шляпа вы­пол­ня­ет ос­нов­ное дей­ствие, а до­ба­воч­ное дей­ствие вы­пол­ня­ет­ся рас­сказ­чи­ком. По­это­му дан­ное пред­ло­же­ние нужно по­стро­ить так: Когда я подъ­ез­жал к стан­ции, с меня сле­те­ла шляпа.

В ЕГЭ пред­ла­га­ет­ся сле­ду­ю­щее за­да­ние:

· Вы­бе­ри­те грам­ма­ти­че­ски пра­виль­ное про­дол­же­ние пред­ло­же­нияВы­брав пьесу,

1) на­ча­лось рас­пре­де­ле­ние ролей;

2) ока­за­лось, что там слиш­ком много ролей;

3) была на­зна­че­на ре­пе­ти­ция;

4) мы немед­лен­но на­ча­ли ре­пе­ти­ро­вать.

Чтобы вы­брать пра­виль­ный ва­ри­ант, най­ди­те в каж­дом пред­ло­же­нии грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву:

1) на­ча­лось рас­пре­де­ле­ние ролей;

2) ока­за­лось, что там слиш­ком много ролей;

3) была на­зна­че­на ре­пе­ти­ция;

4) мы немед­лен­но на­ча­ли ре­пе­ти­ро­вать.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, кто вы­пол­ня­ет дей­ствие в пред­ло­жен­ных ва­ри­ан­тах. Вы­бе­ри­те тот ва­ри­ант, в ко­то­ром ос­нов­ное дей­ствие (ска­зу­е­мое) и до­ба­воч­ное (де­е­при­част­ный обо­рот) вы­пол­ня­ет одно и то же лицо. Пра­виль­ный ва­ри­ант: Вы­брав пьесу, мы немед­лен­но на­ча­ли ре­пе­ти­ро­вать.

 Раз­бе­ри­те са­мо­сто­я­тель­но несколь­ко при­ме­ров на эту тему:

Услы­шав длин­ный гудок,

1)  толь­ко после этого можно на­брать номер.

2)  на­бе­ри­те номер або­нен­та.

3)   на­би­ра­ет­ся номер або­нен­та.

4)   зна­чит, линия сво­бод­на.

Воз­вра­ща­ясь с ра­бо­ты,

1)   мной овла­де­ла тре­во­га.

2)   ис­пор­ти­лась по­го­да.

3)   это зай­мет мень­ше часа.

4)   я зашел к при­я­те­лю.

 Про­гу­ли­ва­ясь по ве­чер­не­му го­ро­ду,

1)   мы по­лу­чи­ли на­сто­я­щее удо­воль­ствие.

2)   у нас за­вя­зал­ся раз­го­вор.

3)   под­рост­ка­ми часто на­ру­ша­ют­ся пра­ви­ла по­ве­де­ния.

4)   про­спект про­из­вел неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/deeprichastnyy-oborot-znaki-prepinaniya-pri-deeprichastnom-oborote?seconds=0&chapter_id=147

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0D3LcoE_-eQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YwFLyCPHCAw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=R3A2KwiUVEI

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastnyjj-oborot-znaki-prepinanija-pri-deeprichastnom-oborote.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/deeprichastnyjj-oborot2.html

Файлы