7 класс. Русский язык. Понятие о деепричастии

7 класс. Русский язык. Понятие о деепричастии

Комментарии преподавателя

 1. Вступление

Срав­ни­те пред­ло­же­ния:

до­маш­нее за­да­ние иор­фо­грам­мы. 

(Два рав­но­прав­ных дей­ствия)                         что делая?

до­маш­нее за­да­ние, ор­фо­грам­мы. (Есть ос­нов­ное дей­ствие и до­пол­ни­тель­ное)

 2. Определение

Де­е­при­ча­стие – часть речи (осо­бая форма гла­го­ла), ко­то­рая обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие  по от­но­ше­нию к ос­нов­но­му и от­ве­ча­ет на во­про­сы  что делая? что сде­лав? Де­е­при­ча­стие со­че­та­ет в себе при­зна­ки гла­го­ла и на­ре­чия.

 3. Признаки наречия у деепричастия

При­зна­ки на­ре­чия:

· неиз­ме­ня­е­мость;

·син­так­си­че­ская роль в пред­ло­же­нии  - об­сто­я­тель­ство.

                                               Что делая?

Весь день 

 4. Деепричастный оборот

Де­е­при­ча­стие с за­ви­си­мым сло­вом на­зы­ва­ют де­е­при­част­ным обо­ро­том. Оди­ноч­ные де­е­при­ча­стия и де­е­при­част­ные обо­ро­ты на пись­ме обособ­ля­ют­ся за­пя­ты­ми.

                                          де­е­прич.                                                                                        де­е­прич. об.

На­при­мер, срав­ни­тео про­шлом. о про­шлом.

 5. Стилистические особенности

Де­е­при­ча­стия пе­ре­да­ют ди­на­ми­ку и стре­ми­тель­ность в раз­ви­тии дей­ствия. Чаще всего ис­поль­зу­ют­ся в по­вест­во­ва­тель­ных текстах.

Иллюстрация к повести Максима Горького «Детство»

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти Мак­си­ма Горь­ко­го «Дет­ство» (Ис­точ­ник)

· Про­чи­тай­те от­ры­вок из по­ве­сти М. Горь­ко­го «Дет­ство». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на роль де­е­при­ча­стий в нем.

Ба­буш­ка не пля­са­ла, а слов­но рас­ска­зы­ва­ла что-то. Вот она идёт ти­хонь­ко, за­ду­мав­шисьпо­ка­чи­ва­ясьпо­гля­ды­вая во­круг из-под руки, всё её боль­шое тело ко­леб­лет­ся нере­ши­тель­но, ноги щу­па­ют до­ро­гу осто­рож­но. Оста­но­ви­лась, вдруг ис­пу­гав­шисьче­го-то, лицо дрог­ну­ло, на­хму­ри­лось и тот­час за­си­я­ло доб­рой, при­вет­ли­вой улыб­кой. От­кач­ну­лась в сто­ро­ну, усту­пая ко­му-то до­ро­гу, от­во­дя рукой ко­го-то; опу­стив го­ло­ву, за­мер­ла, при­слу­ши­ва­ясьулы­ба­ясь всё ве­се­лее, – и вдруг её со­рва­ло с места, за­кру­жи­ло вих­рем, вся она стала строй­ней, выше ро­стом, и уже нель­зя было глаз от­ве­сти от неё – так буйно кра­си­ва и мила ста­но­ви­лась она в эти ми­ну­ты чу­дес­но­го воз­вра­ще­ния к юно­сти!

 источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-3-deeprichastieb/ponyatie-o-deeprichastii?seconds=0&chapter_id=147

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=D6xNHLbYoyg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Jmz309w_h7w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IzJOvNnKVrk

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/ponjatie-o-deeprichastii-klass.html

источник теста - http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/deeprichastie-2.html

Файлы