7 класс. Биология. Пищевые цепи. Взаимосвязь компонентов биоценоза

7 класс. Биология. Пищевые цепи. Взаимосвязь компонентов биоценоза

Комментарии преподавателя

 Пищевые цепи

Между от­дель­ны­ми ком­по­нен­та­ми био­це­но­за су­ще­ству­ют ста­биль­ные во вре­ме­ни вза­и­мо­дей­ствия, самые оче­вид­ные – это пи­ще­вые. Огром­ное боль­шин­ство эко­си­стем су­ще­ству­ет за счет энер­гии сол­неч­но­го света: ловят, по­гло­ща­ют и за­па­са­ют ее в виде энер­гии хи­ми­че­ских свя­зей ор­га­ни­че­ских ве­ществ про­ду­цен­ты, осталь­ные живые су­ще­ства по­гло­ща­ют и усва­и­ва­ют пищу. Энер­гия, по­лу­чен­ная при пе­ре­ра­бот­ке пищи, тра­тит­ся на раз­мно­же­ние, пе­ре­дви­же­ние, рост, раз­ви­тие и так далее.

Ряд видов, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых свя­за­ны друг с дру­гом от­но­ше­ни­я­ми типа пища – по­тре­би­тель, на­зы­ва­ют­ся пи­ще­вой, или тро­фи­че­ской, цепью, то есть ор­га­низ­мы каж­до­го сле­ду­ю­ще­го звена по­еда­ют преды­ду­щее (Рис. 1).

Пищевая цепочка

Рис. 1. Пи­ще­вая це­поч­ка (Ис­точ­ник)

Таким об­ра­зом осу­ществ­ля­ет­ся пе­ре­нос энер­гии и ве­ще­ства, ле­жа­щий в ос­но­ве кру­го­во­ро­та ве­ществ в при­ро­де. Таких цепей в био­це­но­зе может быть очень много, они могут вклю­чать до шести зве­ньев.

При­ме­ром может быть дуб, он про­ду­цент. Гу­се­ни­цы ба­боч­ки ду­бо­вой ли­сто­верт­ки, объ­едая зе­ле­ные ли­стья, по­лу­ча­ют на­коп­лен­ную в них энер­гию. Гу­се­ни­ца – это пер­вич­ный по­тре­би­тель, или кон­су­мент пер­во­го по­ряд­ка. Часть энер­гии, на­хо­дя­ща­я­ся в ли­стьях те­ря­ет­ся при пе­ре­ра­бот­ке их гу­се­ни­цей, часть энер­гии рас­хо­ду­ет­ся гу­се­ни­цей на жиз­не­де­я­тель­ность, часть энер­гии пе­ре­хо­дит к птице, скле­вав­шей гу­се­ни­цу, – это вто­рич­ный кон­су­мент, или вто­рич­ный по­тре­би­тель. Если птица ста­нет жерт­вой хищ­ни­ка, то ее тушка ста­нет ис­точ­ни­ком энер­гии тре­тич­но­го кон­су­мен­та. Хищ­ная птица в даль­ней­шем может по­гиб­нуть, и ее труп могут съесть волк, во­ро­на, со­ро­ка или тру­по­яд­ные на­се­ко­мые. Их ра­бо­ту до­ве­дут до конца мик­ро­ор­га­низ­мы – ре­ду­цен­ты.

В при­ро­де очень редко встре­ча­ют­ся, но су­ще­ству­ют ор­га­низ­мы, по­еда­ю­щие толь­ко один вид рас­те­ний или жи­вот­ных. Их на­зы­ва­ют мо­но­фа­га­ми, на­при­мер, ба­боч­ка гу­се­ни­цы апол­ло­на пи­та­ет­ся толь­ко ли­стья­ми очит­ка (Рис. 2), а боль­шая панда – толь­ко ли­стья­ми бам­бу­ка несколь­ких видов (Рис. 2).

Монофаги

Рис. 2. Мо­но­фа­ги (Ис­точ­ник)

Оли­го­фа­ги – это ор­га­низ­мы, пи­та­ю­щи­е­ся пред­ста­ви­те­ля­ми немно­гих видов, на­при­мер, гу­се­ни­ца вин­но­го браж­ни­ка по­еда­ет иван-чай, под­ма­рен­ник, недо­тро­гу и еще несколь­ко видов рас­те­ний (Рис. 3). По­ли­фа­ги спо­соб­ны упо­треб­лять раз­лич­ную пищу, си­ни­ца – ха­рак­тер­ный по­ли­фаг (Рис. 3).

Представители олигофагов и полифагов

Рис. 3. Пред­ста­ви­те­ли оли­го­фа­гов и по­ли­фа­гов (Ис­точ­ник)

При пи­та­нии каж­дое сле­ду­ю­щее звено пи­ще­вой цепи те­ря­ет часть ве­ществ, по­лу­чен­ных с пищей, и те­ря­ет часть по­лу­чен­ной энер­гии, на на­ра­щи­ва­ние соб­ствен­ной массы тра­тит­ся около 10 % от общей массы съе­ден­но­го корма, то же про­ис­хо­дит и с энер­ги­ей, по­лу­ча­ет­ся пи­ще­вая пи­ра­ми­да (Рис. 4).

Пищевая пирамида

Рис. 4. Пи­ще­вая пи­ра­ми­да (Ис­точ­ник)

 Взаимосвязь компонентов биоценоза

На каж­дый ярус пи­ще­вой пи­ра­ми­ды пе­ре­хо­дит около 10 % по­тен­ци­аль­ной энер­гии корма, осталь­ная энер­гия те­ря­ет­ся в про­цес­се пе­ре­ва­ри­ва­ния пищи и рас­се­и­ва­ет­ся в виде тепла. Пи­ще­вая пи­ра­ми­да поз­во­ля­ет оце­нить по­тен­ци­аль­ную про­дук­тив­ность есте­ствен­ных при­род­ных био­це­но­зов. В ис­кус­ствен­ных био­це­но­зах она поз­во­ля­ет оце­нить эф­фек­тив­ность хо­зяй­ство­ва­ния или необ­хо­ди­мость ка­ких-то из­ме­не­ний.

Пи­ще­вые, или тро­фи­че­ские, связи жи­вот­ных могут про­яв­лять­ся прямо или кос­вен­но, пря­мые связи – это непо­сред­ствен­но по­еда­ние жи­вот­ным своей пищи.

Кос­вен­ные тро­фи­че­ские связи – это либо кон­ку­рен­ция за еду, либо, на­о­бо­рот, неволь­ная по­мощь од­но­го вида дру­го­му в за­хва­те пищи.

Каж­дый био­це­ноз ха­рак­те­ри­зу­ет­ся своим соб­ствен­ным осо­бым на­бо­ром ком­по­нен­тов, раз­но­об­раз­ных видов жи­вот­ных, рас­те­ний, гри­бов и бак­те­рий. Между всеми этими жи­вы­ми су­ще­ства­ми уста­нав­ли­ва­ют­ся тес­ные связи, они чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны и могут быть раз­де­ле­ны на три боль­шие груп­пы: сим­би­оз, хищ­ни­че­ство и амен­са­лизм.

Сим­би­оз – это тес­ное и про­дол­жи­тель­ное со­су­ще­ство­ва­ние пред­ста­ви­те­лей раз­ных био­ло­ги­че­ских видов. При дли­тель­ном сим­би­о­зе про­ис­хо­дит при­спо­соб­ле­ние этих видов друг к другу, их вза­и­мо­адап­та­ция.

Вза­и­мо­вы­год­ный сим­би­оз на­зы­ва­ет­ся му­ту­а­лизм.

Па­ра­зи­тизм – от­но­ше­ния, вы­год­ные од­но­му, но вред­ные дру­го­му сим­бион­ту. В ходе эво­лю­ции па­ра­зи­тизм может пе­ре­хо­дить в му­ту­а­лизм.

Ком­мен­са­лизм – это от­но­ше­ния, по­лез­ные од­но­му, но без­раз­лич­ные дру­го­му сим­бион­ту.

Амен­са­лизм – тип меж­ви­до­вых вза­и­мо­от­но­ше­ний, при ко­то­ром один вид, име­ну­е­мый амен­са­лом, пре­тер­пе­ва­ет угне­те­ние роста и раз­ви­тия, а вто­рой, име­ну­е­мый ин­ги­би­то­ром, таким ис­пы­та­ни­ям не под­вер­жен. Амен­са­лизм в корне от­ли­ча­ет­ся от сим­би­о­за тем, что ни один из видов не по­лу­ча­ет поль­зы, вме­сте такие виды, как пра­ви­ло, не живут.

Это формы вза­и­мо­дей­ствия между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов (Рис. 4).

Формы взаимодействия между организмами разных видов

Рис. 5. Формы вза­и­мо­дей­ствия между ор­га­низ­ма­ми раз­ных видов (Ис­точ­ник)

Дли­тель­ное сов­мест­ное су­ще­ство­ва­ние жи­вот­ных в одном био­це­но­зе ведет к раз­де­ле­нию между ними пи­ще­вых ре­сур­сов, это умень­ша­ет кон­ку­рен­цию за пищу. Вы­жи­ли лишь те жи­вот­ные, ко­то­рые нашли свою еду и спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­лись, при­спо­со­бив­шись по­едать имен­но ее. Можно вы­де­лять эко­ло­ги­че­ские груп­пы на ос­но­ва­нии пре­об­ла­да­ю­щих объ­ек­тов пи­та­ния, так, рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные на­зы­ва­ют­ся фи­то­фа­ги (Рис. 6). Среди них можно вы­де­лить фил­ло­фа­гов (Рис. 6) – жи­вот­ных, по­еда­ю­щих ли­стья, кар­по­фа­гов – пи­та­ю­щих­ся пло­да­ми, или кси­ло­фа­гов – по­еда­те­лей дре­ве­си­ны (Рис. 7).

Фитофаги и филлофаги

Рис. 6. Фи­то­фа­ги и фил­ло­фа­ги (Ис­точ­ник)

Карпофаги и ксилофаги

Рис. 7. Кар­по­фа­ги и кси­ло­фа­ги (Ис­точ­ник)

 Заключение

Се­год­ня мы об­су­ди­ли вза­и­мо­связь ком­по­нен­тов био­це­но­за, по­зна­ко­ми­лись с раз­но­об­ра­зи­ем вза­и­мо­свя­зей между ком­по­нен­та­ми в био­це­но­зе и их при­спо­соб­лен­но­стью к жизни в одном со­об­ще­стве.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/tema-4/pischevye-tsepi-vzaimosvyaz-komponentov-biotsenoza

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Qk4wBKrDDvA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=6wJZNYpMf8g

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Jcy5rfmWdVI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=QhBBF3FFNhQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=eoXQv-RiywY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=rjGhnXfz_Eo

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/pishhevye-cepi0.html

Файлы