5 класс. Литература. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». «Есть женщины в русских селеньях…». «Мороз, красный нос». «Крестьянские дети»

5 класс. Литература. Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». «Есть женщины в русских селеньях…». «Мороз, красный нос». «Крестьянские дети»

Комментарии преподавателя

В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь». Обратите внимание на картину Репина «Бурлаки на Волге», она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

- Что вы узнали о поэте, читая (слушая) это произведение? (Поэт давно не был на родине, на Волге, рад, что вернулся. Он очень любит Волгу, с радостью всматривается в родные места, но, услышав стоны бурлаков, вспоминает детство.)

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Любовь, восторг от ее красоты)

- Найдите поэтические выражения переживаний автора. (Ребята выписывают эпитеты, передающие эти чувства поэта)

- Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно)

- В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.)

- Найдите два пейзажа, резко контрастирующие один другому, и озаглавьте их. («Волга – колыбель моя», «Река рабства и тоски»)

- Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)

- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор.)

- Чтение последней части стихотворения. Как ее можно назвать? («Размышления о бурлаках», «Дума о судьбе бурлака»).

Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? (Покорность, переходящая из поколения в поколение)

Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.

 

ИСТОЧНИКИ

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/08/06/urok-nikolay-alekseevich-nekrasov-slovo-o-poete-na-volge

http://www.myshared.ru/slide/download/

http://pandia.ru/text/79/438/47720.php

http://www.youtube.com/watch?v=tqchKS6xDwc

Файлы