5 класс. Литература. Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки. Сказочно -условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

5 класс. Литература. Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки. Сказочно -условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

Комментарии преподавателя

Настоящее имя автора этой удивительной сказки - Алексей Алексеевич Перовский (1787 – 1836). Имя Погорельского Алексей Алексеевич взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. А. Погорельский – один из образованнейших людей России, участник войны 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский написал в 1829 г. для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии замечательным русским писателем, поэтом, драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

Как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:

Сочувствие     -    Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы

                              попасть домой.

Симпатию   -        Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается

                               помогать взрослым, украшает свечи.

Восхищение -       Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки,

                             который составлял все  богатство мальчика), чтобы спасти свою

                             любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался

                              появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.

Недоумение -       Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям

                             Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик      

                             погладил кошку за лапку.

Досаду -                Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.

Растерянность -    Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал

                             урок свой, какой бы ему ни задали»..                                                                                                 

Сожаление -         Характер Алеши начал  портиться, мальчик стал заносчивым,    

                           Шалил,  мешал другим детям заниматься.

Разочарование -   Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился

                           «своими» успехами перед товарищами.

Негодование -      Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну

 Возмущение-      подземных жителей из-за боязни быть наказанным за         

                            неподобающее поведение.                           

Сострадание -      Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и

                            тяжело переживает свое малодушие

Надежду -            Алеша хочет, может и должен исправиться

Радость -              Все снова полюбили Алешу

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=vgobhGUPDWA - заставка

http://www.youtube.com/watch?v=7V8Anp8DlWY

http://www.youtube.com/watch?v=u6RNKzXfBsY

http://www.youtube.com/watch?v=miUqHEVXpUM

http://www.youtube.com/watch?v=odmzc-IGr_w

http://www.youtube.com/watch?v=YdiVhvWB6G4

http://www.youtube.com/watch?v=JAkZGGeW5pQ

http://www.youtube.com/watch?v=c6A7y2FFpFM

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/04/plan-konspekt-uroka-literatury-5-klass-apogorelskiy-chernaya - конспект

Файлы