5 класс. Литература. А.С. Пушкин

5 класс. Литература. А.С. Пушкин

Комментарии преподавателя

 1. Введение

1. Доб­рые и злые силы в сказ­ке.

Здрав­ствуй­те! Мы про­дол­жа­ем го­во­рить о сказ­ке Пуш­ки­на.

Се­год­ня мы по­го­во­рим о силах , ко­то­рые пы­та­ют­ся по­мочь ца­ревне, и о тех ,что ее губят.

Ка­за­лось бы , все про­сто  ма­че­ха -  злая, ца­рев­ну губит, бо­га­ты­ри доб­рые  - ца­ревне по­мо­га­ют, Ели­сей влюб­лен­ный –ца­рев­ну спа­са­ет.

Если ко­рот­ко: пло­хие – губят, хо­ро­шие по­мо­га­ют. Так?

Не со­всем. Вот зер­каль­це, оно пло­хое или хо­ро­шее? Оно чест­ное, го­во­рит прав­ду, рас­ска­зы­ва­ет  «а ца­рев­на всех милее, всех ру­мя­ней и белее» - и вы­зы­ва­ет страш­ный гнев ца­ри­цы. Боль­ше того, когда , ка­за­лось бы, ца­рев­на счаст­ли­во из­бе­жа­ла ги­бе­ли, зер­каль­це вы­да­ет ее ца­ри­це еще раз « Но живет без вся­кой славы средь зе­ле­ныя дуб­ра­вы у семи бо­га­ты­рей та, что все ж тебя милей.»  По­лу­ча­ет­ся, чест­ность зер­ка­ла губит ца­рев­ну – дает злой ца­ри­це повод уни­что­жить пад­че­ри­цу.

А доб­рые бо­га­ты­ри? Мы уже го­во­ри­ли, что доб­ро­та без дей­ствия не спа­сет ,не убе­ре­жет. Зло слиш­ком ак­тив­но ,чтоб ему могла про­ти­во­сто­ять пас­сив­ная доб­ро­та.

2. Ца­ри­ца.

Но от­ку­да в ца­ри­це столь­ко злобы?

Ведь ца­рев­на  - тиха и неза­мет­на, под­рас­та­ет она ти­хо­мол­ком, да и замуж скоро вый­дет на чужую сто­ро­ну.

Толь­ко ли при­род­ная злость? Да­вай­те по­смот­рим на ца­ри­цу по­вни­ма­тель­нее.

Ца­ри­ца по­яв­ля­ет­ся в сказ­ке через год после смер­ти ма­те­ри ца­рев­ны Долго царь был неуте­шен, Но как быть? и он был гре­шен; Год про­шел, как сон пу­стой, Царь же­нил­ся на дру­гой. И во всем первую ца­ри­цу пре­вос­хо­дит: Прав­ду мол­вить, мо­ло­ди­ца Уж и впрямь была ца­ри­ца: Вы­со­ка, строй­на, бела, И умом и всем взяла;

Уж и впрямь, а чем же та, преж­няя вела себя не по-цар­ски? 

Вспом­ним, она у окна Села ждать его одна. Ждет по­ждет с утра до ночи, Смот­рит в ноле, инда очи Раз­бо­ле­лись гля­дю­чи С белой зори до ночи; Ску­ча­ла, тос­ко­ва­ла, и собой, ца­ри­цей, со­вер­шен­но не ин­те­ре­со­ва­лась. Новая ца­ри­ца смот­рит  лишь на себя, ин­те­ре­су­ет­ся лишь собой – ведет себя как ца­ри­ца, пред ко­то­рой все долж­ны по­мерк­нуть.

Новая ца­ри­ца и кра­си­ва, и умна, но зато

Но зато горда, лом­ли­ва, Свое­нрав­на и рев­ни­ва.   Ти­хость и кро­тость пер­вой жены и свое­нрав­ность и рев­ни­вость вто­рой – ко­неч­но, кон­траст­ны.

3. Рев­ность и за­висть.

Ко­неч­но, можно ска­зать, что гор­дость и свое­нрав­ность – обыч­ны для цар­ских особ. Но ца­ри­ца еще и  рев­ни­ва. Она хочет пер­вен­ство­вать – при этом кра­со­та ду­шев­ная вовсе ее не вле­чет, она видит  кра­со­ту толь­ко как внеш­нюю при­го­жесть, не по­ни­мая, что ца­рев­на милее в первую оче­редь своей кро­то­стью и «ти­хо­стью», а уж потом хо­ро­ша  внешне.

Что такое рев­ность? Сло­ва­ри дают несколь­ко зна­че­ний этого слова. 1. Страст­ная недо­вер­чи­вость, му­чи­тель­ное со­мне­ние в чьей-н. вер­но­сти, в любви, в пол­ной пре­дан­но­сти. Муки рев­но­сти. Рев­ность пре­вра­ща­ет че­ло­ве­ка в зверя. Даль. Убий­ство из рев­но­сти. А тут за­бо­ты любви, рев­ность, по­сто­ян­ный страх за ма­лень­ко­го. Чехов. Он сна­ча­ла с ума будет схо­дить от рев­но­сти, а потом охла­де­ет. Гон­ча­ров. 2. Бо­язнь чу­жо­го успе­ха, опа­се­ние, что дру­гой сде­ла­ет лучше, му­чи­тель­ное же­ла­ние без­раз­дель­но вла­деть чем-н. 3. Усер­дие, ста­ра­тель­ность, рве­ние (книжн. устар). С рев­но­стью при­нял­ся за дело.- Бо­язнь чу­жо­го успе­ха, опа­се­ние, что дру­гой сде­ла­ет лучше, му­чи­тель­ное же­ла­ние без­раз­дель­но вла­деть чем-ни­будь. В каком зна­че­нии упо­треб­ле­но это слово у Пуш­ки­на? Во-вто­ром, ца­ри­ца бо­ит­ся, что ца­рев­на ока­жет­ся лучше ее, она хочет быть са­мой-са­мой кра­си­вой во всем целом свете.

Рев­нив­цы очень опас­ны для окру­жа­ю­щих, они не перед чем не оста­нав­ли­ва­ют­ся, чтоб пер­вен­ство­вать.

По­че­му же в при­да­ное ей дано было имен­но зер­каль­це?

Вспом­ни­те, зачем мать ца­рев­ны смот­ре­ла в окно? Кого она там на­де­я­лась уви­деть? Царя, ко­неч­но.

А кого можно уви­деть в зер­каль­це? Толь­ко себя. Новая ца­ри­ца смот­рит  лишь на себя, ин­те­ре­су­ет­ся лишь собой – ведет себя как ца­ри­ца, пред ко­то­рой все долж­ны по­мерк­нуть. Ей в при­да­ное дано Было зер­каль­це одно: Свой­ство зер­каль­це имело: Го­во­рить оно умело. С ним одним она была Доб­ро­душ­на, ве­се­ла, С ним при­вет­ли­во шу­ти­ла По­че­му же зер­каль­це было на­столь­ко важ­ным в жизни ца­ри­цы? На­столь­ко, что она сми­ря­ла свой свое­нрав­ный ха­рак­тер? - Зер­каль­це утвер­жда­ло, что ца­ри­ца всех милее, всех краше.  А зачем ей нужно было это под­твер­жде­ние? Она сама не ви­де­ла , что кра­си­ва? Зна­чит ,не хва­та­ло ца­ри­це уве­рен­но­сти,  зер­каль­це по­сто­ян­но нужно ей для са­мо­утвер­жде­ния. Добро не нуж­да­ет­ся в по­сто­ян­ном под­твер­жде­нии своей со­сто­я­тель­но­сти, а зло нуж­да­ет­ся, и в том числе  от этого и по­яв­ля­ет­ся рев­ность и за­висть к тому, что кто-то про­сто живет без  вся­кой славы и со­вер­шен­но в ней не нуж­да­ет­ся. И когда ца­рев­на го­во­рил зер­каль­цу : «Да всю прав­ду до­ло­жи» , - го­то­ва ли она услы­шать на­сто­я­щую прав­ду? Нет , ко­неч­но, толь­ко ту, ко­то­рую ждет. Имен­но по­это­му прав­ди­вое зер­каль­це и не устра­и­ва­ет ца­ри­цу: "Ах ты, мерз­кое стек­ло! Это врешь ты мне назло. Как тя­гать­ся ей со мною? Я в ней дурь-то успо­кою. Вишь какая под­рос­ла! И не диво, что бела: Мать брю­ха­тая си­де­ла Да на снег лишь и гля­де­ла! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? При­зна­вай­ся: всех я краше. Обой­ди все цар­ство наше, Хоть весь мир; мне ров­ной нет. Так ли?"

Об­ра­ти­те вни­ма­ние: стек­ло мерз­кое – ца­ри­ца видит злой умы­сел в сло­вах зер­каль­ца ( в чер­но­ви­ках было глу­пое стек­ло), но глу­пость зна­чи­тель­но более про­сти­тель­на.

И в том , что ца­рев­на ока­зы­ва­ет­ся, по мне­нию зер­каль­ца!!!,  кра­си­вее, ца­ри­ца тоже видит злой умы­сел: «Я в ней дурь-то успо­кою»   А ведь ца­рев­на ничем ца­ри­це не ме­ша­ет , и кро­тость ее нрава , Пуш­кин неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет –ти­хость ( вся в мать), и неза­мет­ность при дворе ( ти­хо­мол­ком под­рас­тая), и сам факт близ­ко­го за­му­же­ства и,  ве­ро­ят­нее всего,  отъ­ез­да  , не долж­ны вы­звать такой ярост­ной нена­ви­сти.

Од­на­ко вы­зы­ва­ют. В своей рев­но­сти и злобе ца­ри­ца не про­сто хочет из­ба­вить­ся от кра­си­вой со­пер­ни­цы ( хотя это со­пер­ни­че­ство толь­ко в го­ло­ве у ца­ри­цы и про­ис­хо­дит), а и люто с ней рас­пра­вить­ся.

Она, Чер­ной за­ви­сти полна, Бро­сив зер­каль­це под лавку, По­зва­ла к себе Чер­нав­ку И на­ка­зы­ва­ет ей, Сен­ной де­вуш­ке своей, Весть ца­рев­ну в глушь лес­ную И, свя­зав ее, живую Под сос­ной оста­вить там На съе­де­ние вол­кам.

Пуш­кин на­зы­ва­ет это чув­ство – за­висть . страш­ное чув­ство.

И нам уже не ка­жет­ся ца­ри­ца сколь­ко –ни­будь  кра­си­вой, ско­рее урод­ли­вой ведь­мой.

За­висть —  одно из от­ри­ца­тель­ных  чувств че­ло­ве­ка, вы­зван­ное раз­дра­же­ни­ем и неудо­воль­стви­ем успе­ха­ми и бла­го­по­лу­чи­ем дру­гих людей, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся за­вист­ни­ком  как угро­за ему са­мо­му. В со­сто­я­нии за­ви­сти че­ло­век вос­при­ни­ма­ет чью-то удачу или успе­хи на любом по­при­ще как обид­ную неспра­вед­ли­вость по от­но­ше­нию к себе.

За­висть  - страш­ное чув­ство, так же, как и рев­ность ,оно легко тол­ка­ет людей на пре­ступ­ле­ние.

Чер­нав­ка, сен­ная де­вуш­ка,  по­жа­ле­ла ца­рев­ну, но позже, когда ца­ри­ца, узнав от зер­каль­ца прав­ду, на­бро­си­лась на нее, она не го­то­ва по­жерт­во­вать собою и не толь­ко вы­да­ет ца­рев­ну, но и губит ее, под­но­ся отрав­лен­ное яб­ло­ко.В об­ли­ке нищей чер­ни­цы - мо­на­хи­ни , а разве можно ждать от мо­на­хи­ни ка­ко­го-ли­бо зла? – она под­но­сит  ца­ревне яб­лоч­ко И к ца­ревне на­лив­ное, Мо­ло­дое, зо­ло­тое Прямо яб­лоч­ко летит...

4. Кра­со­та внеш­няя и внут­рен­няя.

И в ца­ри­це, и в яб­ло­ке, и в чер­нав­ке, при­ки­нув­шей­ся чер­ни­цей –мо­на­хи­ней , – злая сущ­ность го­раз­до важ­нее внеш­ней при­вле­ка­тель­но­сти. Внеш­няя кра­со­та ока­зы­ва­ет­ся мас­кой , под ко­то­рой легко пря­чет­ся урод­ли­вая сущ­ность, губя кра­со­ту ис­тин­ную, кра­со­ту души ( по­это­му на самом деле, со­вер­шен­но неваж­но была ли ца­рев­на кра­са­ви­цей ,а про ее мать это и не ска­за­но. Крот­кие, лю­бя­щие, пре­дан­ные , они пре­крас­ны и так.

С лица воды не пить – так го­во­рить рус­ская на­род­ная по­сло­ви­ца.  Ей вто­рит дру­гая : Не важно лицо какое, было бы серд­це зо­ло­тое. Каж­дый из нас, ко­неч­но, пре­крас­но по­ни­ма­ет: ду­шев­ные ка­че­ства че­ло­ве­ка, его спо­соб­ность со­пе­ре­жи­вать и лю­бить важ­нее внеш­ней кра­со­ты черт. Мы же видим в сказ­ке Пуш­ки­на , сколь урод­ли­вым может быть внешне пре­крас­ный че­ло­век.

5. Как по­бе­дить зло?

Ца­рев­на не ждет ни от кого зла, добро до­вер­чи­во, па от­то­го аб­со­лют­но без­за­щит­но. Добро нуж­да­ет­ся в за­щи­те, оно не все­силь­но. Зло  не все­силь­но ,она скры­ва­ет­ся под ли­чи­ной, и как ра­зи­те­лен  этот кон­траст между внеш­ней при­вле­ка­тель­но­стью и чер­ной сущ­но­стью.

Но добро до­вер­чи­во, и от этого слепо. Зло чув­ству­ет Со­кол­ко ,но ца­ревне и в го­ло­ву не может прий­ти мысль о дур­ном..

По­лу­ча­ет­ся, что ни аб­со­лют­ная прав­ди­вость, ни доб­ро­же­ла­тель­ность , ни доб­ро­та, не могут по­бе­дить зло ,а ско­рее губят ца­рев­ну, неже­ли по­мо­га­ют ей.  Зло не все­силь­но, но толь­ко го­тов­ность, ре­ши­тель­ность твер­до и де­я­тель­но про­ти­во­сто­ять злу могут его по­бе­дить.

По­это­му толь­ко ко­ро­ле­вич Ели­сей мог по­бе­дить зло – он дей­ство­вал. Когда зер­каль­це рас­ска­зы­ва­ет ца­ри­це о спас­шей­ся ца­ревне, в яро­сти и от бес­си­лия она

вско­чив, Об пол зер­каль­це раз­бив, В двери прямо по­бе­жа­ла И ца­рев­ну по­встре­ча­ла. Тут ее тоска взяла, И ца­ри­ца умер­ла.

От чего же умер­ла ца­ри­ца?

Ее тоска взяла.  Пом­ни­те ли, от чего умер­ла мать ца­рев­ны? – вос­хи­ще­ния не снес­ла

Какая раз­ни­ца! Уме­реть от сча­стья, быть ис­пол­нен­ной любви, и уме­реть , не вы­дер­жать соб­ствен­ной злоб­но­сти. Со­вер­шен­ная по­бе­да добра над злом. Зло ока­за­лось несо­сто­я­тель­но,  само себя и уни­что­жа­ет. 

К со­жа­ле­нию, такое воз­мож­но толь­ко в сказ­ке.

***************************************************


ИСТОЧНИКИ

http://uchkopilka.ru/literatura/konspekty-i-stsenarii/item/6879-urok-literatury-v-5-klasse-na-temu-a-s-pushkin-skazka-o-mertvoj-tsarevne-i-o-semi-bogatyryakh-istoki-rozhdeniya-syuzheta-skazki-protivostoyanie-dobrykh-i-zlykh-sil-sistema-obrazov-skazki-20150817

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/08/testy-po-proizvedeniyu-aspushkina-skazka-o-myortvoy-tsarevne-i

https://www.youtube.com/watch?v=LbOz97mPW_4

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/aspushkin-skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryah/tsarevna-i-tsaritsa-chto-est-krasota?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.