Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс.

Комментарии преподавателя

Цели и задачи:

Закрепить основные характеристики традиционных обществ Востока

Сравнить традиционные страны Востока

Выделить особенные черты стран

Овладеть новой формой работы – составление синквейна

Реализовать полученные навыки при решении конкретных исторических задач

Научиться мыслить самостоятельно, творчески

Приобрести навыки критического мышления

Оборудование и материалы:

Учебное пособие –Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. . Новая история 1500 – 1800 гг. М., Просвещение, 2007. Юдовская А. Я, Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. М., Просвещение, 2007.

Карточки с заданиями.

Инструкция по составлению синквейна

Ход урока

I.                   Организация класса.

Приветствие.

Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с государствами Востока в эпоху раннего Нового времени.

Доска разделена на три части:

Первый столбец, второй, третий.

II.                Актуализация опорных знаний

На предыдущем уроке мы рассматривали черты восточных обществ. Вспомните, какие страны мы рассматривали?

Ответы учеников. На доске в столбцах записываются Индия, Китай, Япония.

III.             Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы познакомимся и научимся выделять отличительные черты каждой страны.

Это три разных государства, каждый с неповторимой историей, культурой, религией, традициями. Но все эти государства объединены общими чертами, характерными для Востока. Структура их хозяйственной жизни называется традиционной.

Первой чертой, схожей во всех этих обществах было отношение к частной собственности.

Ребятам на парты раздаются карточки, в которых дается характеристика отношения к частной собственности в Индии, Китае, Японии

Ученики должны определить – какая характеристика какой стране подходит.

В результате ответов на доске должны появиться следующие характеристики.

ИНДИЯ

-Земля должна принадлежать государству

-Право верховной власти на землю принадлежит государству

-Государство следит, чтобы знать не превращалась в крупных собственников.

-Государство предоставляет обширные земли в пользование знатному человеку, а за это он платит налоги и содержит войско.

-Пользоваться земельным наделом можно не более 10 лет, затем его передавали другому собственнику.

-Земли никогда не передавались по наследству

КИТАЙ

-Все земли делились на две части: государственные и народные (частные)

-Государственные земли отдаются крестьянам, которые обрабатывают землю и платят налоги

-Государство ежегодно издает указы, запрещающие продажу земли

-Земля должна принадлежать государств

ЯПОНИЯ

-Основной земельный фонд в собственности князей

-Центральная власть проводит политику конфискации и перераспределения земельных владений

-Перераспределение земель способствует укреплению центральной власти.

-Семейный клан Эдоя из города Осака владел зернохранилищами, складами, сонями тысяч золотых слитков, драгоценных камней. Род Эдоя обвинили в неповиновении государству, все его имущество было конфисковано

-Государство верховный собственник на землю

IV. Овладение приемом синквейна

Ученики правильно расставляют карточки по странам. Классом делается вывод об отношении к частной собственности в восточных обществах.

К каждой стране составляется синквейн.

Синквейн – стих – миниатюра, который выражает эмоциональный итог работы.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.

Ученики записывают правила составления синквейна.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1.     Объясняются правила написания синквейна.

2.     В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3.     Задается тема синквейна.

4.     Фиксируется время на данный вид работы.

5.     Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Япония

Прекрасная,  далекая

Перераспределяет, владеет, укрепляет

Земля в собственности князей

Государство верховный собственник на землю

Китай

Огромный, могучий

Подчиняются, обрабатывают, платят

Государство запрещает продажу земли

Земля принадлежит государству

Индия

Верховная, обширная

Владеет, предоставляет, пользуется

Земля не передается по наследству

Право верховной собственности на землю

Следующей характерной чертой восточных обществ  была община

V.                Фронтальный опрос

Назовите признаки сельской жизни

-Натуральное хозяйство – хозяйство, основное производство которого создается и потребляется для собственных нужд общины, а не на продажу

Экономическая замкнутость – характеристика общины, при которой  все экономические блага производятся внутри самой общины и не ведется внешней торговли

Круговая порука – характеристика общины, при которой внутри общины существует совместный коллективный труд. Ответственность всех членов общины за каждого общинника, и, наоборот, ответственность общинника за общину в целом.

Зависимы от общины, но лично свободны

Государство регулирует хозяйственную жизнь

Ученикам снова раздаются карточки с характерными чертами общины:

ИНДИЯ

-Все должности и обязанности передаются по наследству из поколения в поколение

-За пределами общины, общинники становились бесправными

КИТАЙ

-Деревня состояла из 100 дворов

-Во главе общины стоял староста

-Староста несет ответственность за сбор налогов и выполнение обязанностей

-Община была самоуправляема

-Центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовала государственная торговля, государственные промыслы

ЯПОНИЯ

-Крестьяне не могли оставить своего хозяйства, жизнь их текла в тяжелом труде и нищете

-Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

-Если крестьянин уходил из деревни, вся община должна была платить за него налоги и обрабатывать за него землю.

-В стране получил распространение обычай «детоубийства» (обычно девочек), чтобы избавиться от лишних ртов.

Ученики приводят в соответствие карточки по странам.

VI.             Самостоятельная работа

Ученики составляют синквейн по составленным характеристикам

VII.          Закрепление знаний и способов действий.

Ученики делают выводы об особенностях развития Индии, Китая, Японии.

Закрепляют правила составления синквейна.

VIII.       Домашнее задание.

Составить синквейны по главным религиям Востока.

Религии Востока

Конфуцианство

Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Власть императора сравнивается с властью отца. Отношения в государстве с семейными отношениями, где младшие зависят от старших. Отношения между правителями и чиновниками должны основываться на добре и справедливости. Господство норм нравственного поведения. Народ должен быть предан правителю в послушании и почтительности. В стране каждый должен занимать свое место

и положение в обществе. Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном. Человеку должны быть присущи пять добродетелей

мудрость, гуманность, верность, почитание старших, мужество.

Каждый человек должен стремиться к самоусовершенствованию и приносить пользу всем.

Конфуций учил избегать крайностей (принцип середины).

Власть ответственна перед народом, иначе народ перестанет ей доверять

Буддизм

Религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя. Цель верующих - достижение нирваны, блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего "я", мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений в цепи новых жизней. Состояние духовного совершенства достигается через смирение, щедрость, милосердие, воздержание от насилия и самоконтроль. Устранены также все установленные законом кастовые привилегии и знаки отличия.

Будда – просветленный высшим знанием. Гаутама до 40 лет жил в золотом дворце,но узнав о страдании народа, бежал из дворца и стал отшельником.

Вся жизнь человека – непрерывный путь страданий, горя печали. Душа человека не умирает, а перерождается снова и снова. Чтобы не возрождаться снова человек должен достичь нирваны. Полностью отречься от всех страстей. Если человек вел неправедную жизнь, он может переродиться в животного или камень.

Как добиться нирваны? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться, обуздай язык, уши, тело, речь, ум - обуздай все».

Буддизм призывал к самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека

Синтоизм

Исконная религия японцев. Слово "синто" ("путь богов") - китайского происхождения. Ранние формы синтоизма представляли собой обожествление природы. Сильное влияние на синтоизм оказали буддизм и конфуцианство. Из буддизма синтоизм почерпнул философию, пышные обряды, концепцию повседневных этических обязанностей.

Удивительное многообразие богов и богинь в раннем синтоизме, пожалуй, уникально в мировой истории. Каждая гора, река, явление природы, даже деревья и травы имели своих богов (ками). Главными были Небесный отец и Земная мать; в ходе сотворения мира, которое очень напоминало процессы зачатия и рождения у людей, они породили острова Японского архипелага и большинство прочих богов и богинь. Аматэрасу Омиками, богиня солнца, или "Великое небесное сияющее божество", - самая замечательная богиня из всего этого потомства. В синтоистских текстах повествуется о том, как она попала на небо и присоединилась к небесным богам, сделалась правительницей солнца и, наконец, послала своего внука на землю, чтобы тот правил островами, ставшими впоследствии родиной японцев. Внук этот стал основателем вечной императорской династии.

Миф о зарождении японского государства и возникновении императорской династии лег в основу синтоизма, В законодательных актах утверждалось, что император - божественный, священный посланец небес, а значит, наследственная власть императора не зависит от воли народа. Императору - живому воплощению богов предков - подобало оказывать абсолютное повиновение.

Синтоизм учил, что при определенных условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека, но для этого надо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Самурай

Японское "слуга", первоначально лучник.

Вассал.Самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603-1868) отношения между даймё и самураями благодаря бесконечным войнам укрепились. В мирный период Токугава самураи превратились в управляющих и хранителей поместий феодалов. Сёгунат Токугава укрепил японский феодализм и определил в законодательном порядке детали кастовой системы. Самураи носили два меча, длинный и короткий, которые и были главными отличительными знаками касты. В своем поведении они соблюдали особый кодекс чести - бусидо.

Бусидо – путь воина- означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти.

 Не рассуждай! Каждое утро думай о том, как надо умирать. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит.

Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда надо жить, и умереть, когда надо умереть.

Верность, справедливость, мужество – добродетели самурая

Если самурай лежа в постели слышит разговор о своем господине или сам о нем что либо говорит, он должен встать и одеться.

Ислам

Одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. Её последователи - мусульмане (отсюда другое название - мусульманство). Возник в 7 в. Основатель - Мухаммед (около 570-632). Главные принципы ислама изложены в "священной книге" - Коране. Религиозные обязанности мусульман определяются "пятью столпами ислама":

1) поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху (шахада) и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха (нубувва);

 2) ежедневная пятикратная молитва (салат);

 3) очистительный налог в пользу нуждающихся мусульман (закат);

4) пост в месяце рамадан (сауи);

5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман - сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления - суннизм и шиизм.

*******************************************************************************

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего нового времени.

1. Иран под вла­стью тюрк­ско-мон­голь­ских ди­на­стий.

В XIII в. Иран был за­во­е­ван мон­го­ла­ми и попал под власть Чин­ги­зи­дов, тра­ди­ци­он­ное прав­ле­ние шахов за­кон­чи­лось. В XIV–XV вв. на тер­ри­то­рии Ирана су­ще­ство­ва­ло го­су­дар­ство Ак-Ко­юн­лу (объ­еди­не­ние ко­че­вых пле­мен), ко­то­рое в XV в. за­во­е­ва­ло почти весь Иран.

На ру­бе­же XV–XVI вв. в Иране воз­ни­ка­ет го­су­дар­ство Се­фе­ви­дов. Оно воз­ник­ло после по­бе­ды Ис­ма­и­ла I (ос­но­ва­те­ля ди­на­стии) над Ак-Ко­юн­лу. Ди­на­стия Се­фе­ви­дов пра­ви­ла в Иране (Пер­сии) с 1502 по 1736 гг.

Со­бы­тия:

1502 г. – Ис­ма­ил I за­хва­тил город Теб­риз, ко­то­рый стал пер­вой сто­ли­цей го­су­дар­ства Се­фе­ви­дов.

Ис­ма­ил I за­во­е­вы­ва­ет Гру­зию, Ар­ме­нию, Кур­ди­стан, Ирак.

1510 г. – по­бе­да Се­фе­ви­дов над ко­че­вы­ми уз­бе­ка­ми под Ге­ра­том.

1514 г. – Чал­ды­ран­ская битва. Бла­го­да­ря ар­тил­ле­рии тур­ки-осма­ны на­но­сят со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние шаху Ис­ма­и­лу.

В те­че­ние XVI в. войны с Осман­ской им­пе­ри­ей про­дол­жа­ют­ся. Иран по­те­рял За­пад­ную Ар­ме­нию, Кур­ди­стан и Ирак.

1580-е гг. – Иран на грани пол­но­го рас­па­да. Турки за­хва­ти­ли Шир­ван, Азер­бай­джан, взяли Теб­риз (1585).

1587 г. – с вос­ше­стви­ем на пре­стол шаха Аб­ба­са на­чи­на­ет­ся рас­цвет Се­фе­вид­ско­го Ирана. Аббас I со­зда­ет ре­гу­ляр­ное вой­ско, рас­ши­ря­ет гра­ни­цы го­су­дар­ства. В ре­зуль­та­те мно­го­лет­них войн (конец XVI – пер­вая по­ло­ви­на XVII вв.) с осма­на­ми и уз­бе­ка­ми власть се­фе­вид­ско­го Ирана рас­про­стра­ня­ет­ся на Ирак, часть За­кав­ка­зья, Хо­рас­ан.

1598 г. – сто­ли­цу пе­ре­но­сят в за­но­во от­стро­ен­ный город Ис­фахан.

Прав­ле­ние Аб­ба­са I было от­ме­че­но стро­и­тель­ством го­ро­дов, дорог и мо­стов, а также раз­ви­ти­ем ре­ме­сел, внеш­ней и внут­рен­ней тор­гов­ли.

При пре­ем­ни­ках Аб­ба­са I го­су­дар­ство было ослаб­ле­но. К на­ча­лу XVIII в. Се­фе­вид­ский Иран при­шел в упа­док.

1722 г. – вос­ста­ние на во­сто­ке стра­ны аф­ган­цев, ко­то­рые были недо­воль­ны ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­кой шаха. Вождь аф­ган­ских пле­мен Ма­хмуд-хан про­воз­гла­сил себя шахом Ирана. Аф­ган­ские ханы пра­ви­ли в Иране семь лет. Их прав­ле­ние со­про­вож­да­лось же­сто­ко­стью по от­но­ше­нию к мест­но­му на­се­ле­нию. Это вы­зы­ва­ло со­про­тив­ле­ние, борь­бу про­тив аф­ган­ских за­во­е­ва­те­лей. Пол­ко­во­дец На­дир-шах из­го­ня­ет турок и аф­ган­цев с тер­ри­то­рии им­пе­рии Се­фе­ви­дов, вос­ста­нав­ли­ва­ет на время власть шаха из ди­на­стии Се­фе­ви­дов. В 1736 г. про­воз­гла­ша­ет себя шахом Ирана.

Ис­ма­ил I – ос­но­ва­тель ди­на­стии Се­фе­ви­дов, шах Ирана (Пер­сии) с 1502 по 1524 гг.

Аббас I Ве­ли­кий – шах Ирана с 1587 по 1629 гг. Су­ще­ствен­но рас­ши­рил гра­ни­цы го­су­дар­ства, про­во­дил ре­фор­мы, ак­тив­но за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством дорог и го­ро­дов.

В XVIII–XIX вв. Иран сла­бе­ет, те­ря­ет тер­ри­то­рии. По­сте­пен­но го­су­дар­ство по­па­да­ет все в боль­шую эко­но­ми­че­скую и по­ли­ти­че­скую за­ви­си­мость от ев­ро­пей­ских им­пе­рий – бри­тан­ской и рос­сий­ской.

2.Осман­ская им­пе­рия в XVI–XVII вв.

Осман­ская им­пе­рия – одно из на­зва­ний сул­тан­ской Тур­ции. Оно про­ис­хо­дит от имени сул­та­на Осма­на, ос­но­ва­те­ля ди­на­стии Осма­нов. Сул­тан – пра­ви­тель, ко­то­ро­му при­над­ле­жит выс­шая по­ли­ти­че­ская, во­ен­ная и ре­ли­ги­оз­ная власть. К XVI в. под вла­стью сул­та­нов ока­за­лись по­лу­ост­ров Малая Азия (тер­ри­то­рия со­вре­мен­ной Тур­ции) и боль­шая часть Бал­кан­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Осман­ская им­пе­рия тер­ри­то­ри­аль­но сов­па­да­ет с позд­ней Ви­зан­ти­ей, сул­та­ны пре­тен­ду­ют на по­ли­ти­че­ское на­сле­дие ви­зан­тий­ских и рим­ских им­пе­ра­то­ров. Од­но­вре­мен­но они до­би­ва­ют­ся гла­вен­ства на му­суль­ман­ском Во­сто­ке. Сле­ду­ю­щие сто­ле­тия им­пе­рия ведет за­во­е­ва­тель­ные войны на трех кон­ти­нен­тах: в Ев­ро­пе, Азии и Аф­ри­ке.

Осман­ская им­пе­рия была мно­го­на­ци­о­наль­ным и мно­го­кон­фес­си­о­наль­ным го­су­дар­ством. На­се­ле­ние ис­по­ве­до­ва­ло ислам (боль­шая часть), хри­сти­ан­ство и иуда­изм. Нему­суль­мане счи­та­лись под­дан­ны­ми им­пе­рии, но не имели тех прав, ко­то­рые имели му­суль­мане.

Глав­ная осо­бен­ность осман­ской си­сте­мы прав­ле­ния: ад­ми­ни­стра­тив­ные и во­ен­ные долж­но­сти, в ос­нов­ном, за­ни­ма­ли рабы сул­та­на, не свя­зан­ные с ту­рец­кой зна­тью. Ко­стяк армии со­став­ля­ли яны­ча­ры – ре­гу­ляр­ная пе­хо­та, сфор­ми­ро­ван­ная из хри­сти­ан­ско­го на­се­ле­ния. Маль­чи­ков за­би­ра­ли у семьи, об­ра­ща­ли в ислам и да­ва­ли су­ро­вое во­ен­ное вос­пи­та­ние. Яны­ча­ры были опло­том сул­та­нов, за­ни­ма­ли важ­ные долж­но­сти.

XIV век – тур­ки-осма­ны за­хва­ты­ва­ют боль­шую часть Малой Азии, про­ни­ка­ют на Бал­ка­ны, где втор­га­ют­ся на тер­ри­то­рию Бол­га­рии, Гре­ции и Сер­бии.

1453 г. – за­во­е­ва­ние Кон­стан­ти­но­по­ля, сто­ли­цы Ви­зан­тии, сул­та­ном Мех­ме­дом II. Город ста­но­вит­ся сто­ли­цей осма­нов (ту­рец­кое на­зва­ние – Ис­там­бул, в рус­ской тра­ди­ции – Стам­бул.)

1512–1520 гг. – прав­ле­ние Се­ли­ма I Гроз­но­го. Турки за­хва­ты­ва­ют Сирию, Па­ле­сти­ну, Еги­пет и За­пад­ную Ара­вию с Мек­кой – свя­щен­ным го­ро­дом му­суль­ман.

1514 г. – Чал­ды­ран­ская битва. Турки на­го­ло­ву раз­гро­ми­ли Иран, сво­е­го глав­но­го со­пер­ни­ка в Азии.

1520–1566 гг. – прав­ле­ние Су­лей­ма­на I Ве­ли­ко­леп­но­го. Рас­цвет им­пе­рии.

1526 г. – Мо­хач­ское сра­же­ние: раз­гром тур­ка­ми вен­гер­ско­го вой­ска. К 1547 г. боль­шая часть Вен­грии ока­зы­ва­ет­ся под вла­стью турок.

1535 г. – взят Баг­дад, быв­шая сто­ли­ца Араб­ско­го ха­ли­фа­та. Со­бы­тие имеет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние: сул­та­ны со­еди­ня­ют на­сле­дие и при­тя­за­ния как кон­стан­ти­но­поль­ских им­пе­ра­то­ров, так и баг­дад­ских ха­ли­фов. За­хва­тив Ме­со­по­та­мию (Ирак), им­пе­рия по­лу­чи­ла выход к Пер­сид­ско­му за­ли­ву.

1570–1573 гг. – Ту­рец­ко-ве­не­ци­ан­ская (Кипр­ская) война. Ве­не­ция от­ка­зы­ва­ет­ся от при­тя­за­ний на Кипр.

1571 г. – об­ра­зо­ва­ние на­прав­лен­ной про­тив Тур­ции Свя­щен­ной лиги, в ко­то­рую вошли Ис­па­ния, Ве­не­ция и дру­гие ита­льян­ские го­су­дар­ства.

Мор­ское сра­же­ние при Ле­пан­то

– пер­вая боль­шая по­бе­да ев­ро­пей­цев над тур­ка­ми.

1672–1676 гг. – Поль­ско-ту­рец­кая война. Турки уста­нав­ли­ва­ют кон­троль над Пра­во­бе­реж­ной Укра­и­ной, при­над­ле­жав­шей Речи Поспо­ли­той. Пер­вые столк­но­ве­ния между вой­ска­ми Осман­ской им­пе­рии и Рос­сии про­изо­шли из-за Ле­во­бе­реж­ной Укра­и­ны.

1683–1699 гг. – Ве­ли­кая Ту­рец­кая война.

1683 г. – осада тур­ка­ми Вены, ав­стрий­ской сто­ли­цы; раз­гром турок под Веной вой­ска­ми поль­ско­го ко­ро­ля Яна Со­бес­ко­го. Об­ра­зо­ва­ние новой Свя­щен­ной лиги, на­прав­лен­ной про­тив осма­нов. В нее вошли Ав­стрия и Речь Поспо­ли­тая (1683), Ве­не­ция (с 1684), Рос­сия (с 1686).

1699 г. – Кар­ло­виц­кий мир. Ав­стрия по­лу­чи­ла боль­шую часть Вен­грии, Тран­силь­ва­нию, Хор­ва­тию и часть Сло­ве­нии. Речь Поспо­ли­тая вер­ну­ла свои укра­ин­ские вла­де­ния. Впер­вые Осман­ская им­пе­рия не по­лу­чи­ла ни новых тер­ри­то­рий, ни кон­три­бу­ции. До­стиг­нут пе­ре­лом в борь­бе между Осман­ской им­пе­ри­ей и хри­сти­ан­ски­ми го­су­дар­ства­ми.

XVI–XVII вв. были вре­ме­нем по­ли­ти­че­ско­го, эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го рас­цве­та Осман­ской им­пе­рии. Рас­ки­нув­шись на трех кон­ти­нен­тах, им­пе­рия непре­рыв­но рас­ши­ря­ла свои вла­де­ния с XIV в. и вплоть до по­ра­же­ния под Веной в 1683 г. С этого мо­мен­та осма­ны стала те­рять при­об­ре­тен­ные ранее тер­ри­то­рии.

Упа­док во­ен­но­го мо­гу­ще­ства Осман­ской им­пе­рии был свя­зан с ее эко­но­ми­че­ским и тех­но­ло­ги­че­ским от­ста­ва­ни­ем от стран Ев­ро­пы. Но и в по­сле­ду­ю­щие два века Тур­ция оста­ва­лась силь­ным про­тив­ни­ком хри­сти­ан­ских го­су­дарств, в т. ч. Рос­сии.

Осман­ская им­пе­рия воз­ни­ка­ет на ис­хо­де Сред­не­ве­ко­вья; ве­ли­кой му­суль­ман­ской им­пе­ри­ей ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья был Араб­ский ха­ли­фат. Араб­ский ха­ли­фат также воз­ник в ре­зуль­та­те стре­ми­тель­ных за­во­е­ва­ний, на­тис­ку ара­бов долго никто не мог про­ти­вить­ся. Ара­бы-му­суль­мане также пы­та­лись объ­еди­нить все на­ро­ды под зна­ме­нем ис­ла­ма, на­ме­ре­ва­ясь под­чи­нить все хри­сти­ан­ские стра­ны. Араб­ские пред­во­ди­те­ли тоже стре­ми­лись к об­ла­да­нию Кон­стан­ти­но­по­лем. И в ха­ли­фа­те про­ис­хо­ди­ло со­еди­не­ние гре­че­ско­го ан­тич­но­го, гре­ко-ви­зан­тий­ско­го, пер­сид­ско­го куль­тур­но­го на­сле­дия и тра­ди­ций. До­стиг­нув пика сво­е­го мо­гу­ще­ства, ха­ли­фат стал сла­беть, те­рять земли – таков удел всех им­пе­рий.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya/7-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=82Qp0KFqSyM
  • http://www.openclass.ru/node/193568

Файлы