5 класс. Литература. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок».

5 класс. Литература. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Сказка «Спящая царевна». Баллада «Кубок».

Комментарии преподавателя

Цели:1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению. 

Оборудование: портрет В.А.Жуковского, текст сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского. 

Ход урока. 

  1. Организация класса. 
  2. Вступительная беседа. 

- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

- Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .) 

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.

4. Анализ содержания сказки.

- «Спящая красавица» - это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной - Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)

- Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?

- О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?

- Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)

- О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

- Почему автор называет рака пророком?

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

- Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)
Работа с иллюстрацией. 

Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. - Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )

- Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.

- А какими представляете их вы?

- Оцените мастерство художника.( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)

- Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?

- Кто же разбудил спящую царевну?

- От кого он узнал о спящей царевне?

- Что поведал ему старик? Прочитайте.

- Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

- Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

- Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

- Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

- Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

- Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

- От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

- Прочитайте описание портрета царевны.

- Какой же была царевна?

- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.

- Как заканчивается сказка?

- Что же побеждает в этой сказке?

- Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

- В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

- Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья.А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

- Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите. 

5. Итог урока.

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали ?

- Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=28Zf7NXxvOY

http://www.youtube.com/watch?v=dCMoyf2QeX4

http://nenuda.ru/

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.