5 класс. Литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

5 класс. Литература. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе»

Комментарии преподавателя

1. «Повесть временных лет

 «Се по­ве­сти вре­мянь­ных лет, от­ку­да есть пошла Рус­ская земля, кто в Киеве нача пер­вее кня­жи­те, и от­ку­ду Рус­ская земля стала есть»  - так по-древ­не­рус­ски зву­чит на­ча­ло одной из древ­ней­ших до­шед­ших до нас рус­ских ле­то­пи­сей, ко­то­рую по пер­вым сло­вам на­зы­ва­ют обыч­но «По­весть вре­мен­ных лет».  Над этой ле­то­пи­сью тру­ди­лось много людей. Пер­вый свод этой ле­то­пи­си на­зы­вал­ся Древ­ней­ший и был со­став­лен еще 1037 году, его ав­то­ра мы не знаем. Потом его до­пи­сы­ва­ли и до­ра­ба­ты­ва­ли мо­на­хи Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр.

Таким пред­став­лял себе  ле­то­пис­ца  скуль­птор Ан­то­коль­ский:

 

Рис. 1. Нестор-ле­то­пи­сец

Никон, Иоанн, Нестор, Силь­вестр – мо­на­хи Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры. Имен­но в лавре была со­зда­на «По­весть вре­мен­ных лет» Ис­то­рия Ки­е­во-Пе­чер­ской лавры  на­чи­на­ет­ся в 1051 г. Она была ос­но­ва­на гре­че­ским  мо­на­хом Ан­то­ни­ем в пе­ще­рах близ Киева (сей­час в цен­тре го­ро­да).  В 11 веке мо­на­стырь стал глав­ным цен­тром рас­про­стра­не­ния пра­во­сла­вия на Руси, а уже в 12 веке по­лу­чил по­чет­ное на­зва­ние Лавра (так на­зы­ва­ли толь­ко са­мые-са­мые  важ­ные муж­ские мо­на­сты­ри).

Рис. 2. Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра

Ки­е­во-Пе­чер­ская лавра ста­но­вит­ся важ­ней­шим ду­хов­ным цен­тром пра­во­сла­вия, а во вре­ме­на на­ше­ствия мон­го­ло-та­тар   - и цен­тром со­про­тив­ле­ния вра­гам. Огром­ное ко­ли­че­ство пра­во­слав­ных в раз­ные века шли на по­клон к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­ты­ням.

 2. О чем  рассказывают  летописи?

Про­чи­тай­те фраг­мент ле­то­пи­си:

В лето 6534. Ӕрос­лавъ сь­во­ку­пи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и ство­ри миръ с бра­томъ сво­имъ . Мьсти­сла­вомъ . оу Го­ро­дь­цаА. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рус­кую землю 5 . Ӕрос­лавъ приӕсу 6Впе­рёд. а Мьсти­славъ ѡну . и на­ча­ста жити . мирио . и вь бра­то­лю­бьи 7 . и пре­ста В оусо­би­ча Г и мѧтежь . и быс̑ ти­ши­на . ве­ли­ка в земли Д

В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . [6535] Родисѧ тре­тии сн҃ъ . Ӕрос­ла­ву . и на­ре­че имѧ єму Ст҃ославъ .

В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9

В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . [6538] сего лѣта . иде Ӕрос­лавъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и по­ста­ви го­родъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре АБо­ле­сла­ву 13 Ве­ли­ко­му 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь ве­ликъ 17 в Лѧдь­скои земли . и вь­став­ше людьє . из­би­ша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙

Каж­дая ле­то­пис­ная ста­тья на­чи­на­ет­ся сло­ва­ми «В лето…» , после ко­то­рых из­ла­га­ют­ся со­бы­тия, слу­чив­ши­е­ся в этот год.  

Толь­ко год на­зы­ва­ет­ся стран­ный 6534, 6535. А мы живем в двух­ты­сяч­ных. Дело в том, что ле­то­пис­цы вели счет от со­тво­ре­ния мира, а со­вре­мен­ный ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь  счи­та­ет время от рож­де­ства Хри­сто­ва.

До 1 ян­ва­ря 1700 г. в Рос­сии при­ме­ня­лось Ви­зан­тий­ское ле­то­ис­чис­ле­ние, ко­то­рое ве­лось «от со­тво­ре­ния мира». Этот рас­чет был при­нят при про­стом  по­го­до­вом пе­ре­сче­те со­бы­тий свя­щен­ной ис­то­рии от Адама до на­ше­го вре­ме­ни. Год со­тво­ре­ния мира, 5509 до нашей эры, был рас­счи­тан кон­стан­ти­но­поль­ски­ми тол­ко­ва­те­ля­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния в 353 году по при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция. 19 де­каб­ря 1699 года царь Петр I под­пи­сал указ "О пи­са­нии впредь ген­ва­ря с 1 числа 1700 года во всех бу­ма­гах лета от Рож­де­ства Хри­сто­ва, а не от со­тво­ре­ния мира".В Ев­ро­пе это ле­то­ис­чис­ле­ние – от рож­де­ства Хри­сто­ва (года Гос­под­ня Anno Domini)  вве­де­но рим­ским мо­на­хом Ди­о­ни­си­ем Малым в  525 г.

В 1582 году по рас­по­ря­же­нию рим­ско­го папы Гри­го­рия 13 был раз­ра­бо­тан Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, к 18 веку на ле­то­ис­чис­ле­ние по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю пе­ре­хо­дят боль­шин­ство ев­ро­пей­ских стран. А Рос­сия до 1918 года жила по юли­ан­ском ка­лен­да­рю, вве­ден­но­му еще до нашей эры Гаем Юлием Це­за­рем. К 1918 году раз­ни­ца между юли­ан­ским и гри­го­ри­ан­ским ка­лен­да­рем со­став­ля­ла 13 дней и все уве­ли­чи­ва­лась. По­это­му было ре­ше­но пе­рей­ти на об­ще­ев­ро­пей­ский ка­лен­дарь. И 1918 год на­чал­ся с 13 ян­ва­ря. Имен­но по­это­му мы до сих пор празд­ну­ем ста­рый новый год в ночь с 13 на 14, хотя пра­виль­нее было бы уже с 14 на 15 празд­но­вать.

Каж­дый ле­то­пи­сец на­чи­нал по­вест­во­ва­ние с самых дав­них вре­мен: от со­тво­ре­ния мира, пе­ре­пи­сы­вал нема­лую часть Биб­лии и труды своих пред­ше­ствен­ни­ков. Ле­то­пис­цем, как пра­ви­ло, был монах, по­это­му, рас­ска­зы­вая об ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях, он судит о них как хри­сти­а­нин и все со­бы­тия со­от­но­сит с теми, ко­то­рые были опи­са­ны в Биб­лии.

По­че­му же каж­до­му  ле­то­пис­цу было так важно на­чать с на­ча­ла? По­че­му было про­сто не про­дол­жить рас­сказ?

В Древ­ней Руси че­ло­век не мог ото­рвать со­бы­тие на­сто­я­щее тех, что ему пред­ше­ство­ва­ли, на­сто­я­щее – это толь­ко звено в цепи, свя­зы­ва­ю­щей про­шед­шее и бу­ду­щее. «Вос­ста­нав­ли­вая ход рус­ской ис­то­рии, ле­то­пис­цы стре­ми­лись свя­зать эту ис­то­рию Руси с ис­то­ри­ей ми­ро­вой, по­нять ее как часть все­мир­ной ис­то­рии»

«Раз­ви­ва­ет­ся свое­об­раз­ное «па­но­рам­ное» зре­ние. Ле­то­пи­сец видит Рус­скую землю как бы с боль­шой вы­со­ты. Он стре­мит­ся вести по­вест­во­ва­ние о всей Рус­ской земле, сразу и легко пе­ре­хо­дит от со­бы­тий в одном кня­же­стве к со­бы­ти­ям в дру­гом – на про­ти­во­по­лож­ном конце Руси» Д.С.Ли­ха­чев

Па­но­ра­ма – от гре­че­ско­го «ви­деть все»

«По­весть вре­мен­ных лет»  за­кан­чи­ва­ет­ся 6621 годом (по со­вре­мен­но­му ле­то­ис­чис­ле­нию 1113 годом),  ори­ги­нал ее был утра­чен, и она со­хра­ни­лась толь­ко как часть дру­гих ле­то­пи­сей: Лав­рен­тьев­ской и Ипа­тьев­ской.

По­это­му ле­то­пись – это все­гда свод, так как в ней сво­дят­ся, со­еди­ня­ют­ся тек­сты раз­ных про­из­ве­де­ний (ле­то­пи­сей, до­ку­мен­тов, житий свя­тых, уст­ных на­род­ных пре­да­ний с тек­стом, при­над­ле­жа­щим са­мо­му ле­то­пис­цу).

 3. «Сказание о белгородском киселе»

Про­чи­тай­те   одно из таких  пре­да­ний «Ска­за­ние о бел­го­род­ском ки­се­ле», вклю­чен­ных Несто­ром в ле­то­пись. Как вы ду­ма­е­те, с какой целью он это сде­лал?

В год 6505 (997). Пошел Вла­ди­мир к Нов­го­ро­ду за се­вер­ны­ми во­и­на­ми про­тив пе­че­не­гов  (Ис­точ­ник) так как была в это время бес­пре­рыв­ная ве­ли­кая война. Узна­ли пе­че­не­ги, что нет князя, при­шли и стали под Бел­го­ро­домИ не да­ва­ли выйти из го­ро­да, и был в го­ро­де голод силь­ный, и не мог Вла­ди­мир по­мочь, так как не было у него во­и­нов, а пе­че­не­гов было мно­гое мно­же­ство. И за­тя­ну­лась осада го­ро­да, и был силь­ный голод. И со­бра­ли вече в го­ро­де, и ска­за­ли: "Вот уже скоро умрем от го­ло­да, а по­мо­щи нет от князя. Разве лучше нам так уме­реть? Сда­дим­ся пе­че­не­гам - кого оста­вят в живых, а кого умерт­вят; все равно по­ми­ра­ем от го­ло­да". И так по­ре­ши­ли на вече. Был же один ста­рец, ко­то­рый не был на том вече, и спро­сил он: "О чем было вече?". И по­ве­да­ли ему люди, что зав­тра хотят сдать­ся пе­че­не­гам. Услы­шав об этом, по­слал он за го­род­ски­ми ста­рей­ши­на­ми и ска­зал им: "Слы­шал, что хо­ти­те сдать­ся пе­че­не­гам". Они же от­ве­ти­ли: "Не стер­пят люди го­ло­да". И ска­зал им: "По­слу­шай­те меня, не сда­вай­тесь еще три дня и сде­лай­те то, что я вам велю". Они же с ра­до­стью обе­ща­ли по­слу­шать­ся. И ска­зал им: "Со­бе­ри­те хоть по гор­сти овса, пше­ни­цы или от­ру­бей". Они же ра­дост­но пошли и со­бра­ли. И по­ве­лел жен­щи­нам сде­лать бол­туш­ку, на чем ки­сель варят, и велел вы­ко­пать ко­ло­дец и вста­вить в него кадь, и на­лить ее бол­туш­кой. И велел вы­ко­пать дру­гой ко­ло­дец и вста­вить в него кадь, и по­ве­лел по­ис­кать меду. Они же пошли и взяли лу­кош­ко меду, И при­ка­зал сде­лать из него пре­слад­кую сыту и вы­лить в кадь в дру­гом ко­лод­це. На сле­ду­ю­щий же день по­ве­лел он по­слать за пе­че­не­га­ми. И ска­за­ли го­ро­жане, придя к пе­че­не­гам: "Возь­ми­те от нас за­лож­ни­ков, а сами вой­ди­те че­ло­век с де­сять в город, чтобы по­смот­реть, что тво­рит­ся в го­ро­де нашем". Пе­че­не­ги же об­ра­до­ва­лись, по­ду­мав, что хотят им сдать­ся, взяли за­лож­ни­ков, а сами вы­бра­ли луч­ших мужей в своих родах и по­сла­ли в город, чтобы про­ве­да­ли, что де­ла­ет­ся в го­ро­де. И при­шли они в город, и ска­за­ли им люди: "Зачем гу­би­те себя? Разве мо­же­те пе­ре­сто­ять нас? Если бу­де­те сто­ять и 10 лет, то что сде­ла­е­те нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не ве­ри­те, то по­смот­ри­те сво­и­ми гла­за­ми". И при­ве­ли их к ко­лод­цу, где была бол­туш­ка для ки­се­ля, и по­черп­ну­ли вед­ром, и вы­ли­ли в латки. И когда сва­ри­ли ки­сель, взяли его, и при­шли с ними к дру­го­му ко­лод­цу, и по­черп­ну­ли сыты из ко­лод­ца, и стали есть спер­ва сами, а потом и пе­че­не­ги. И уди­ви­лись те и ска­за­ли: "Не по­ве­рят нам князи наши, если не от­ве­да­ют сами". Люди же на­ли­ли им кор­ча­гу ки­сель­но­го рас­тво­ра и сыты из ко­лод­ца и дали пе­че­не­гам. Они же, вер­нув­шись, по­ве­да­ли все, что было. И, сва­рив, ели кня­зья пе­че­неж­ские и по­ди­ви­лись. И взяв своих за­лож­ни­ков, а бел­го­род­ских пу­стив, под­ня­лись и пошли от го­ро­да во­сво­я­си.

Даже из самой без­вы­ход­ной си­ту­а­ции можно выйти по­бе­ди­те­лем. Враг может быть силь­нее, но его можно по­бе­дить хит­ро­стью.

Есть по­сло­ви­ца «Хит­рость силу берет», она очень крат­ко и  точно фор­му­ли­ру­ет ос­нов­ную мысль ска­за­ния.

 4. Зачем трудиться летописцу?

В драме «Борис Го­ду­нов»  Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на ле­то­пи­сец Пимен го­во­рит о мо­ло­до­му мо­на­ху о смыс­ле своей ра­бо­ты, смыс­ле своей жизни так:

Еще одно, по­след­нее ска­за­нье —                                                                    

И ле­то­пись окон­че­на моя, Ис­пол­нен долг, за­ве­щан­ный от бога Мне, греш­но­му. Неда­ром мно­гих лет Сви­де­те­лем гос­подь меня по­ста­вил И книж­но­му ис­кус­ству вра­зу­мил; Ко­гда-ни­будь монах тру­до­лю­би­вый Най­дет мой труд усерд­ный, безы­мян­ный, За­све­тит он, как я, свою лам­па­ду — И, пыль веков от хар­тий отрях­нув, Прав­ди­вые ска­за­нья пе­ре­пи­шет, Да ве­да­ют по­том­ки пра­во­слав­ных Земли род­ной ми­нув­шую судь­бу, Своих царей ве­ли­ких по­ми­на­ют За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за тем­ные де­я­нья Спа­си­те­ля сми­рен­но умо­ля­ют.

По­лу­ча­ет­ся, самое глав­ное в труде ле­то­пис­ца -  прав­ди­вость. Имен­но ле­то­пи­си дают воз­мож­ность нам,  да­ле­ким по­том­кам, узнать о пред­ках, их де­я­ни­ях, по­дви­гах и пре­ступ­ле­ни­ях,  пред­став­ле­ни­ях о добре и зле, а зна­чит, ле­то­пи­си, рас­ска­зы­ва­ю­щие о про­шлом,  в боль­шой сте­пе­ни опре­де­ля­ют наше на­сто­я­щее и даже бу­ду­щее.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/5-klass/letopisanie/skazanie-o-belgorodskom-kisele?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=9msTFgRu1Fk

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/13/razrabotka-uroka-literatury-v-6-klasse-po-proizvedeniyu

Файлы