7 класс. Русский язык. Понятие о причастии

7 класс. Русский язык. Понятие о причастии

Комментарии преподавателя

1. Введение

В древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии самые ин­те­рес­ные и необыч­ные су­ще­ства – это кен­тав­ры.

Кентавр

Рис. 1. Кен­тавр (Ис­точ­ник)

Верх­няя часть ту­ло­ви­ща – это руки и ту­ло­ви­ще че­ло­ве­ка, а ниж­няя их часть – ту­ло­ви­ще ло­ша­ди. Вот такие необыч­ные су­ще­ства – свои кен­тав­ры – есть и в рус­ском языке, и это при­ча­стия.

2. Признаки глагола и прилагательного в причастии

При­ча­стие – мор­фо­ло­ги­че­ская еди­ни­ца, ко­то­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

На­при­мер:

                  при­лаг.   сущ.   при­ча­стие                                

Он носил круг­лые очки, за­кле­ен­ные скот­чем и толь­ко бла­го­да­ря этому не

при­ча­стие

раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся.

Срав­ни­те при­ла­га­тель­ное «круг­лые» и при­ча­стия «за­кле­ен­ные, не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся».

Все они от­но­сят­ся к су­ще­стви­тель­но­му «очки» и от­ве­ча­ют на во­прос КАКИЕ?, т.е. обо­зна­ча­ют при­знак. Од­на­ко при­ла­га­тель­ное "круг­лые" несёт в себе ин­фор­ма­цию толь­ко о форме очков, а вот при­ча­стия «за­кле­ен­ные, не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся» со­об­ща­ют нам, что кто-то за­кле­ил очки, по­это­му они не раз­ва­ли­ва­ют­ся.

Мы видим, что при­ча­стие об­ра­зу­ет­ся от гла­го­ла и со­хра­ня­ет гла­голь­ные при­зна­ки:

1. Вид (со­вер­шен­ный – несо­вер­шен­ный).

2. Время (на­сто­я­щее – про­шед­шее).

3. Залог  (дей­стви­тель­ное – стра­да­тель­ное).

4. Воз­врат­ность/невоз­врат­ность

 «За­кле­ен­ные» – при­ча­стие со­вер­шен­но­го вида, про­шед­ше­го вре­ме­ни, стра­да­тель­ное, т.к. очки ис­пы­та­ли на себе дей­ствие, невоз­врат­ное,

"Не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся" – это при­ча­стие дей­стви­тель­ное, то есть дей­ствие от­но­сит­ся к самим очкам, это при­ча­стие на­сто­я­ще­го вре­ме­ни и несо­вер­шен­но­го вида, воз­врат­ное.

При­ча­стия, как и гла­го­лы, могут иметь при себе за­ви­си­мые слова – до­пол­не­ния и об­сто­я­тель­ства. Бла­го­да­ря этому мы легко можем узнать, чем за­кле­е­ны очки и по какой при­чине: "За­кле­ен­ные (чем?) скот­чем", "не раз­ва­ли­ва­ю­щи­е­ся(по­че­му?) бла­го­да­ря этому".

Имен­но по­то­му, что при­ча­стия имеют гла­голь­ные при­зна­ки, они и могут пе­ре­да­вать тон­кие от­тен­ки смыс­ло­вых зна­че­ний. При­ла­га­тель­ные же не об­ла­да­ют воз­мож­но­стью пе­ре­да­вать столь­ко ин­фор­ма­ции.

При­зна­ки при­ла­га­тель­но­го в при­ча­стии:

1. От­но­сят­ся к су­ще­стви­тель­но­му.

2. От­ве­ча­ют на во­прос КАКОЙ?

3.  Из­ме­ня­ют­ся по родам, чис­лам, па­де­жам.

Срав­ни­те: "очки (какие?) за­кле­ен­ные", "об очках (каких?) за­кле­ен­ных", "очкам (каким?)  за­кле­ен­ным".

4. При­ча­стия имеют воз­мож­ность об­ра­зо­вы­вать крат­кие формы.

Срав­ни­те: "очки за­кле­ен­ные" – пол­ная форма, "очки за­кле­е­ны" – крат­кая форма.

3. Споры лингвистов о причастии

На осо­бен­но­сти при­ча­стия ещё в XVIII веке об­ра­тил вни­ма­ние Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов.

 М. В. Ломоносов

Рис. 2.  М. В. Ло­мо­но­сов (1711 – 1765) (Ис­точ­ник)

О при­ча­сти­ях Ло­мо­но­сов писал: "Сии гла­голь­ные имена слу­жат к со­кра­ще­нию че­ло­ве­че­ско­го слова, за­клю­чая в себя имени и гла­го­ла силу…"

Иными сло­ва­ми, при­ча­стие сов­ме­ща­ет в себе и при­зна­ки гла­го­ла, то есть дей­ствие пред­ме­та, и черты при­зна­ка пред­ме­та. Имен­но по­это­му к при­ча­стию можно за­да­вать раз­ные во­про­сы: "что де­ла­ю­щий?" или "что де­лав­ший?" и "какой?".

Очень дол­гое время линг­ви­сты спо­рят и никак не могут прий­ти к од­но­знач­но­му вы­во­ду: какое же место при­ча­стие долж­но за­ни­мать в си­сте­ме ча­стей речи.

Одни линг­ви­сты счи­та­ют, что это са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, дру­гие до­ка­зы­ва­ют, что это осо­бая форма гла­го­ла, тре­тьи же учё­ные-линг­ви­сты от­но­сят при­ча­стие к от­гла­голь­ным при­ла­га­тель­ным.

4. Отличие причастия  от других частей речи

Ра­зу­ме­ет­ся, это очень удоб­но, когда одно слово ра­бо­та­ет за двоих. Но и у этих си­ла­чей рус­ско­го языка есть своя "ахил­ле­со­ва пята". Несмот­ря на вроде бы по­ка­за­тель­ные суф­фик­сы при­ча­стий: "-ащ-"-"ящ-", "-ущ-"-"ющ-" и дру­гие, ино­гда их бы­ва­ет труд­но от­ли­чить от дру­гих ча­стей речи.

Срав­ни­те: "бле­стя­щий вдали ого­нёк" - "бле­стя­щий актёр", "цве­ту­щий сад" - "цве­ту­щий внеш­ний вид", "по­тух­ший ко­стёр" - "по­тух­ший взгляд".

Все эти по­вто­ря­ю­щи­е­ся слова с суф­фик­сом  "-ущ-"-"ющ-" и "-ащ-"-"ящ-" об­ра­зо­ва­ны от гла­го­лов. Как же быть? Где здесь пол­ное при­ча­стие, а где от­гла­голь­ное при­ла­га­тель­ное?

Дело в том, что при­ча­стия имеют толь­ко пря­мое зна­че­ние. В пе­ре­нос­ном зна­че­нии они не упо­треб­ля­ют­ся. По­это­му любое при­ча­стие можно за­ме­нить со­че­та­ни­ем слова "ко­то­рый" и гла­го­лом, от ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­но при­ча­стие.

На­при­мер, «бле­стя­щий вдали ого­нёк – это ого­нёк, ко­то­рый бле­стит вдали»; «цве­ту­щий сад – это сад, ко­то­рый цве­тёт».

А при­ла­га­тель­ное можно за­ме­нить толь­ко си­но­ни­мом при­ла­га­тель­но­го.

На­при­мер, «по­тух­ший взгляд – туск­лый взгляд», «бле­стя­щий актёр – та­лант­ли­вый актёр». А раз слово, об­ра­зо­ван­ное от гла­го­ла, можно за­ме­нить при­ла­га­тель­ным, зна­чит, оно и есть при­ла­га­тель­ное, толь­ко от­гла­голь­ное.

Крат­кие формы стра­да­тель­но­го при­ча­стия, ко­то­рые в пред­ло­же­нии вы­пол­ня­ют функ­цию ска­зу­е­мо­го, мно­гие пу­та­ют с гла­го­ла­ми.

 Срав­ни­те:

"Кафе за­кры­то."  -  "Кафе ."

"За­да­чи ре­ше­ны." - "За­да­чи ."

"Ста­тья на­пи­са­на." -  "Ста­тью ."

Как же быть? Ведь зна­че­ние этих пред­ло­же­ний аб­со­лют­но си­но­ни­мич­но.

В этом слу­чае можно ис­поль­зо­вать два спо­со­ба.

Во-пер­вых, можно по­смот­реть на мор­фем­ный со­став этих слов. У гла­го­лов есть очень чёт­кий при­знак: суф­фикс "-л" про­шед­ше­го вре­ме­ни. Во-вто­рых, можно под­ста­вить к каж­до­му из этих слов связ­ку "быть". Эту связ­ку можно под­ста­вить толь­ко к при­ча­стию.

На­при­мер:

"Кафе  за­кры­то."

"За­да­чи  ре­ше­ны."

"Ста­тья  на­пи­са­на."

5. Вывод

Итак, при­ча­стие – это осо­бая мор­фо­ло­ги­че­ская еди­ни­ца, ко­то­рая со­че­та­ет в себе при­зна­ки дру­гих ча­стей речи – гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го – и  таким об­ра­зом поз­во­ля­ет сде­лать нашу речь более ёмкой и вы­ра­зи­тель­ной.


источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/ponyatie-o-prichastii?seconds=0&chapter_id=146

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=n39TOVsPJe4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3yhaRXGcNVc

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/ponjatie-o-narechii0.html

источник презентации - http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/5041-ponyatie-o-prichastii.html

источник теста - http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/prichastie-7-klass.html

Файлы