7 класс. Русский язык. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

7 класс. Русский язык. Обобщение и систематизация сведений о деепричастии

Комментарии преподавателя

1. Определение

Де­е­при­ча­стие обо­зна­ча­ет до­ба­воч­ное дей­ствие при ос­нов­ном дей­ствии, вы­ра­жен­ном гла­го­лом. Оно сов­ме­ща­ет при­зна­ки гла­го­ла и на­ре­чия.  

2. Признаки глагола

При­зна­ки гла­го­ла у де­е­при­ча­стия: вид, пе­ре­ход­ность и воз­врат­ность.

Срав­ни­те:              

несов. в.          Сов. в.

читая      –      про­чи­тав

пе­ре­ход.          непе­ре­ход.

читая      –      по­мо­гая

невозвр.          воз­вратн.

читая     –     улы­ба­ясь.

Кроме того, де­е­при­ча­стие со­хра­ня­ет гла­голь­ное управ­ле­ние. Т.е. за­ви­си­мое слово ста­вит­ся при де­е­при­ча­стии в том же па­де­же, что и при гла­го­ле, от ко­то­ро­го оно об­ра­зо­ва­но.

                              В. п.                                     Тв. п.

На­при­мер: слу­шая (что?) му­зы­ку, ин­те­ре­су­ясь (чем?)  му­зы­кой. 

3. Признаки наречия

При­зна­ки на­ре­чия у де­е­при­ча­стия: не из­ме­ня­ет­ся, в пред­ло­же­нии яв­ля­ет­ся об­сто­я­тель­ством. 

4. Деепричастный оборот, знаки препинания при дееприч. обороте

Де­е­при­ча­стие с за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми об­ра­зу­ет де­е­при­част­ный обо­рот.

На­при­мер: Сидя на ди­ване, ре­бе­нок с ин­те­ре­сом слу­шал рас­сказ деда.

На пись­ме де­е­при­ча­стие и де­е­при­част­ный обо­рот с обеих сто­рон вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми, если на­хо­дят­ся внут­ри пред­ло­же­ния, и с одной сто­ро­ны, если на­хо­дят­ся в на­ча­ле или в конце пред­ло­же­ния.  

На­при­мер:

Уеди­не­ние любя,Чиж роб­кий на заре чи­ри­кал про себя (И.А. Кры­лов).

Мед­ведь Тедди, не об­ра­щая вни­ма­ния на от­кры­тую двер­цу, жадно ел кар­тош­ку и ов­сян­ку (Ю. Ка­за­ков).

Два де­е­при­част­ных обо­ро­та, со­еди­нен­ные непо­вто­ря­ю­щим­ся со­ю­зом И, за­пя­той не раз­де­ля­ют­ся, как и дру­гие од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния в по­доб­ных слу­ча­ях. На­при­мер:

Он шел, за­га­доч­но улы­ба­ясь и на­пе­вая ка­кую-то пе­сен­ку.

Если два де­е­при­част­ных обо­ро­та от­но­сят­ся к раз­ным ска­зу­е­мым, то за­пя­тая перед И ста­вит­ся:

Он про­тис­нул­ся впе­ред, от­стра­нив жену, и, спу­стив­шись на две сту­пе­ни, огля­дел поле боя.

Де­е­при­част­ный обо­рот не обособ­ля­ет­ся, если он пред­став­ля­ет собой иди­о­ма­ти­че­ское вы­ра­же­ние (фра­зео­ло­гизм): Он ра­бо­тал не по­кла­дая рук (усерд­но).  Дети слу­ша­ли за­та­ив ды­ха­ние (вни­ма­тель­но).

5. Употребление деепричастного оборота

При упо­треб­ле­нии де­е­при­част­но­го обо­ро­та важно пом­нить, что у до­пол­ни­тель­но­го дей­ствия, на­зы­ва­е­мо­го де­е­при­ча­сти­ем, и ос­нов­но­го дей­ствия, на­зы­ва­е­мо­го чаще всего гла­го­лом, дол­жен быть один субъ­ект. Как пра­ви­ло, этот субъ­ект на­зван под­ле­жа­щим. На­при­мер: Они шли, взяв­шись за руки.

Если это тре­бо­ва­ние не со­блю­да­ет­ся, по­лу­ча­ют­ся пред­ло­же­ние с ре­че­вы­ми ошиб­ка­ми: Подъ­ез­жая к стан­ции, у меня сле­те­ла шляпа. (в этом пред­ло­же­нии шляпа подъ­е­ха­ла к стан­ции).

Употребление деепричастного оборота

Рис. 1. Упо­треб­ле­ние де­е­при­част­но­го обо­ро­та (Ис­точ­ник)

Де­е­при­част­ный обо­рот может не обо­зна­чать дей­ствия под­ле­жа­ще­го:

а) если он от­но­сит­ся к ин­фи­ни­ти­ву, ука­зы­ва­ю­ще­му на дей­ствие дру­го­го лица: Он про­сил рас­ска­зы­вать о по­езд­ке, при­во­дя как можно боль­ше по­дроб­но­стей.

б) если он упо­треб­лен в без­лич­ном пред­ло­же­нии при ин­фи­ни­ти­ве: Пе­ре­хо­дя к новой теме, сле­ду­ет на­чать с объ­яс­не­ния ос­нов­ных по­ня­тий.

6. Правописание деепричастий с частицей НЕ

Частица НЕ с разными частями речи

Рис. 2. Ча­сти­ца НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи (Ис­точ­ник)

Де­е­при­ча­стия пи­шут­ся с от­ри­ца­тель­ной ча­сти­цей НЕ раз­дель­но, кроме слу­ча­ев, когда де­е­при­ча­стие не упо­треб­ля­ет­ся без НЕ.

На­при­мер: недо­уме­вая, него­дуя, нена­ви­дя.

Де­е­при­ча­стие не смот­ря пи­шет­ся с НЕ раз­дель­но, а пред­лог несмот­ря на  пи­шет­ся с НЕ слит­но.

Срав­ни­те:

Он го­во­рил, не под­ни­мая глаз и не смот­ря на при­сут­ству­ю­щих. Он вышел, несмот­ря на воз­му­ще­ние при­сут­ству­ю­щих.

7. Стилистические особенности деепричастий

Де­е­при­част­ные обо­ро­ты яв­ля­ют­ся в ос­нов­ном при­над­леж­но­стью книж­ной речи. Им при­су­ща боль­шая вы­ра­зи­тель­ность, бла­го­да­ря чему они ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в языке ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры. Эта осо­бен­ность де­е­при­част­ных кон­струк­ций видна из сле­ду­ю­ще­го при­ме­ра:

Пи­са­тель Дмит­рий Ва­си­лье­вич Гри­го­ро­вич, рас­ска­зы­вая о своих ли­те­ра­тур­ных на­чи­на­ни­ях, вспо­ми­на­ет о раз­го­во­ре с Ф.М. До­сто­ев­ским. «У меня было на­пи­са­но так: Когда шар­ман­ка пе­ре­ста­ет иг­рать, чи­нов­ник из окна бро­са­ет пятак, ко­то­рый па­да­ет к ногам шар­ман­щи­ка. “Не то, не то, – раз­дра­жен­но за­го­во­рил вдруг До­сто­ев­ский, – со­всем не то! У тебя вы­хо­дит слиш­ком сухо: пятак упал к ногам... Надо было ска­зать: пятак упал на мо­сто­вую, звеня и под­пры­ги­вая...” За­ме­ча­ние это – помню очень хо­ро­шо – было для меня целым от­кро­ве­ни­ем. Да, дей­стви­тель­но, звеня и под­пры­ги­вая – вы­хо­дит го­раз­до жи­во­пис­нее, до­ри­со­вы­ва­ет дви­же­ние...»

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/obobschenie-i-sistematizatsiya-svedeniy-o-deeprichastii?seconds=0&chapter_id=145

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Jmz309w_h7w

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=IzJOvNnKVrk

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=yzYhGW94DHE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Dhu3hpr2Fio

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник презентации - http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-6060

источник теста - http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/7-klass/deeprichastie.html

Файлы