Млекопитающие. 1 класс. Окружающий мир.

Млекопитающие. 1 класс. Окружающий мир.

Комментарии преподавателя

 1. Характеристика млекопитающих

Мле­ко­пи­та­ю­щие – это звери, у ко­то­рых де­те­ны­ши пи­та­ют­ся мо­ло­ком ма­те­ри. Бла­го­да­ря осо­бен­но­стям сво­е­го стро­е­ния, они смог­ли за­се­лить все среды оби­та­ния: на­зем­ную, воз­душ­ную, оке­а­ны и толщу почв. Они рас­про­стра­ни­лись по всей пла­не­те и хо­ро­шо при­спо­со­би­лись к раз­ным усло­ви­ям. Боле 4500 мле­ко­пи­та­ю­щих рас­се­ли­лись по всему свету: на­чи­ная от жар­ких зной­ных пу­стынь, кон­чая хо­лод­ны­ми и ле­дя­ны­ми об­ла­стя­ми. Мно­гие из них ведут на­зем­ный образ жизни. Но есть и такие, ко­то­рые вы­бра­ли дру­гие среды. Среда оби­та­ния ока­зы­ва­ет боль­шое вли­я­ние на жизнь мле­ко­пи­та­ю­щих.

 2. Типичные наземные

Есть жи­вот­ные, ко­то­рые живут на земле, на­зы­ва­ют­ся они ти­пич­ны­ми на­зем­ны­ми. Ти­пич­ные на­зем­ные за­се­ли­ли леса и от­кры­ты рав­ни­ны. У них про­пор­ци­о­наль­ное те­ло­сло­же­ние, му­ску­ли­стая шея, вы­со­кие ко­неч­но­сти. Пе­ре­дви­га­ют­ся эти жи­вот­ные ходь­бой, бегом, прыж­ка­ми. Среди таких жи­вот­ных вы­де­ля­ет­ся груп­па рас­ти­тель­но­яд­ных. К рас­ти­тель­но­яд­ным жи­вот­ным от­но­сят­ся олень, ло­шадь, ан­ти­ло­па. Это тра­во­яд­ные жи­вот­ные.

 

Рис. 1 (Ис­точ­ник), рис. 2 (Ис­точ­ник)

Рис. 3 (Ис­точ­ник)

Но есть и такие, ко­то­рые до­би­ва­ют себе пищу среди крон де­ре­вьев, до­ста­ют ветки и ли­стья вы­со­ких де­ре­вьев. К таким жи­вот­ным от­но­сит­ся жираф, бла­го­да­ря своей длин­ной шее он может до­стать на вы­со­ком де­ре­ве ли­стья и имеет очень хо­ро­ший обзор.

Рис. 4 (Ис­точ­ник)

Боль­шая го­ло­ва и ко­рот­кая шея слона ком­пен­си­ру­ют­ся гиб­ким длин­ным хо­бо­том.

Рис. 5 (Ис­точ­ник)

Хищ­ни­ки имеют не такие вы­со­кие ко­неч­но­сти, как рас­ти­тель­но­яд­ные. До­воль­но длин­ные ноги у тех жи­вот­ных, ко­то­рые до­сти­га­ют свою до­бы­чу бегом. Это волк и ге­пард.

Рис. 6 (Ис­точ­ник)

От­но­си­тель­но ко­рот­кие ноги имеют жи­вот­ные, ко­то­рые под­сте­ре­га­ют свою до­бы­чу. Это лев, тигр, рысь.

Рис. 7. Рысь (Ис­точ­ник)

 3. Прыгающие наземные

Сле­ду­ю­щая груп­па – пры­га­ю­щие на­зем­ные жи­вот­ные. К пры­га­ю­щим мле­ко­пи­та­ю­щим от­но­сят­ся заяц, кен­гу­ру. Они имеют силь­ные и длин­ные зад­ние ко­неч­но­сти, уко­ро­чен­ные более сла­бые пе­ред­ние. У кен­гу­ру пе­ред­ние ко­неч­но­сти по­те­ря­ли свое зна­че­ние опоры при прыж­ке. Зато длин­ный хвост стал опо­рой, а при прыж­ке рулем.

 

Рис. 8 (Ис­точ­ник), рис. 9 (Ис­точ­ник)

Туш­кан­чи­ки, ноч­ные оби­та­те­ли пу­сты­ни, ска­чут на зад­них лап­ках. Им так легче пе­ре­дви­гать­ся по сы­пу­че­му песку. Боль­шие глаза, усы, огром­ные уши, – всё по­мо­га­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся в тем­но­те.

Рис. 10 (Ис­точ­ник)

 4. Наземно-растительные

Сле­ду­ю­щий вид – на­зем­но-рас­ти­тель­ные жи­вот­ныеНа жизнь этих жи­вот­ных огром­ное вли­я­ние ока­зы­ва­ет рас­ти­тель­ность. Там они устра­и­ва­ют свои гнез­да, пи­та­ют­ся, но могут это де­лать и на земле. У зверь­ков вы­тя­ну­тое силь­ное гиб­кое тело, уко­ро­чен­ные ко­неч­но­сти с ост­ры­ми ког­тя­ми. К этой груп­пе от­но­сят­ся со­боль, белка, бу­рун­дук, ку­ни­ца. У мно­гих жи­вот­ных хо­ро­шо раз­вит хвост, ко­то­рый спо­соб­ству­ет пла­ни­ру­ю­щим прыж­кам.

У бел­ки-ле­тя­ги по бокам есть ко­жи­стая склад­ка для пла­ни­ро­ва­ния с де­ре­вьев.

Рис. 11 (Ис­точ­ник)

 5. Подземные

Под­зем­ные мле­ко­пи­та­ю­щие при­спо­соб­ле­ны к под­зем­но­му об­ра­зу жизни. Прак­ти­че­ски все время они про­во­дят под зем­лей. Редко по­яв­ля­ют­ся на по­верх­но­сти. Тело у них ко­рот­кое, округ­лое, шея почти не видна, мех ко­рот­кий гу­стой, ноги ма­лень­кие, му­ску­ли­стые с боль­ши­ми ког­тя­ми. Зре­ние пло­хое, бы­ва­ет, что глаза скры­ты под кожей. Хо­ро­шо раз­ви­то у зем­ле­ро­ек обо­ня­ние и ося­за­ние.

Рис. 12 (Ис­точ­ник)

Крот роет землю пе­ред­ни­ми ла­па­ми, вы­тал­ки­вая ее на по­верх­ность го­ло­вой.

Рис. 13 (Ис­точ­ник)

Сле­пыш – вы­да­ю­щи­ми­ся впе­ред рез­ца­ми.

Рис. 14 (Ис­точ­ник)

 6. Летающие

Стоит также рас­смот­реть ле­та­ю­щих мле­ко­пи­та­ю­щих. Ле­та­ю­щие жи­вот­ные в пол­ной мере осво­и­ли воз­душ­ное про­стран­ство. Пе­ред­ние ко­неч­но­сти у них пре­вра­ти­лись в длин­ные гиб­кие кры­лья с пе­ре­пон­ка­ми. Эти пе­ре­пон­ки охва­ты­ва­ют сами ко­неч­но­сти, ту­ло­ви­ще и даже хвост. Быст­ро ле­та­ю­щий зве­рек рыжая ве­чер­ни­ца имеет более узкие кры­лья.

Рис. 15 (Ис­точ­ник)

А ушаны – более тупые, ши­ро­кие.

Рис. 16 (Ис­точ­ник)

Ле­ту­чие мыши не толь­ко до­бы­ва­ют на­се­ко­мых в по­ле­те, но даже уле­та­ют в теп­лые края. У всех ру­ко­кры­лых хо­ро­шо раз­вит слух.

 7. Водные

Еще есть в при­ро­де вод­ные и по­лу­вод­ные мле­ко­пи­та­ю­щие. Эти жи­вот­ные утра­ти­ли связь с зем­лей. К ним от­но­сят­ся ки­то­об­раз­ные жи­вот­ные. Тело этих мле­ко­пи­та­ю­щих имеет об­те­ка­е­мую форму, как у рыб, у них нет шер­сти, но есть под­кож­ный слой жира. Эти жи­вот­ные для пе­ре­дви­же­ния ис­поль­зу­ют плав­ни­ки и хвост, ши­ро­кий боль­шой рот при­спо­соб­лен так, чтобы про­це­жи­вать планк­тон.

Косатка

Рис. 17. Ко­сат­ка (Ис­точ­ник)

Есть еще одна груп­па – это ла­с­то­об­раз­ные мле­ко­пи­та­ю­щие. К ним от­но­сят­ся мор­ские ко­ти­ки, тю­лень, морж. Эти жи­вот­ные боль­шую часть сво­е­го вре­ме­ни про­во­дят в воде, там они ищут про­пи­та­ние. Но ино­гда вы­хо­дят и на сушу на леж­би­ще. У этих жи­вот­ных тоже нет шер­сти, они имеют слой жира под кожей. Де­те­ны­шей своих вы­карм­ли­ва­ют мо­ло­ком. Самое ин­те­рес­ное, что де­те­ны­ши у них рож­да­ют­ся по­кры­тые пу­ши­стым мехом.

Тюлень

Рис. 18. Тю­лень (Ис­точ­ник)

 8. Полуводные

Есть мле­ко­пи­та­ю­щие, ко­то­рые ведут по­лу­вод­ный образ жизни. Жизнь их раз­ли­ча­ет­ся, и пи­та­ют­ся они по-раз­но­му, но у всех у них есть общие при­зна­ки. Ко­неч­но­сти этих жи­вот­ных снаб­же­ны пе­ре­пон­ка­ми, ко­то­рые по­мо­га­ют хо­ро­шо пла­вать в воде. Хо­ро­шо раз­вит хвост, ко­то­рый слу­жит им вме­сто руля. Все они имеют шер­стя­ной по­кров. Эти жи­вот­ные очень тща­тель­но за ним уха­жи­ва­ют: вы­че­сы­ва­ют, сма­зы­ва­ют его спе­ци­аль­ным жи­ро­вым со­ста­вом. К мле­ко­пи­та­ю­щим, ве­ду­щим такой образ жизни, от­но­сят­ся ут­ко­нос, вы­ху­холь, бобр, выдра, он­дат­ра. В воде они пре­крас­но пла­ва­ют и ны­ря­ют, сво­бод­но пе­ре­ме­ща­ют­ся также по суше.

Ондатра

Рис. 19. Он­дат­ра (Ис­точ­ник)

 9. Повторение

Да­вай­те по­вто­рим груп­пы мле­ко­пи­та­ю­щих и их пред­ста­ви­те­лей.

· Лось и лиса – это ти­пич­но на­зем­ные.

· Заяц и кен­гу­ру – пры­га­ю­щие на­зем­ные.

· Белка и бу­рун­дук – на­зем­но-дре­вес­ные.

· Крот и сле­пыш – под­зем­ные.

· Рыжая ве­чер­ни­ца и ушан – ле­та­ю­щие.

· Ко­сат­ка и дель­фин – вод­ные.

· Выдра и бобр – по­лу­вод­ные.

Не за­бы­вай­те, что к жи­вот­ным нужно от­но­сить­ся бе­реж­но и вни­ма­тель­но.

На сле­ду­ю­щем уроке вы узна­е­те об осо­бен­но­стях са­мо­го мно­го­чис­лен­но­го клас­са на­зем­ных по­зво­ноч­ных – пти­цах. На при­ме­рах раз­ных пред­ста­ви­те­лей этого клас­са будут рас­смот­ре­ны при­спо­соб­ле­ния птиц к жизни в раз­ных кли­ма­ти­че­ских усло­ви­ях.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/raznoobrazie-mlekopitayuschih?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=QYLnne8GLX8

http://www.youtube.com/watch?v=miW0PFDq_B8

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.