7 класс. Русский язык. Стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический)

7 класс. Русский язык. Стили литературного языка (научный, официально-деловой, публицистический)

Комментарии преподавателя

1. Введение

Стиль – со­во­куп­ность язы­ко­вых средств, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в опре­де­лен­ной сфере об­ще­ния с опре­де­лен­ны­ми це­ля­ми.

2. Понятие о стилях

Стили ли­те­ра­тур­но­го языка:

- На­уч­ный

- Офи­ци­аль­но-де­ло­вой

- Пуб­ли­ци­сти­че­ский

- Раз­го­вор­ный

- Ху­до­же­ствен­ный

План ха­рак­те­ри­сти­ки стиля речи:

1. Ха­рак­тер­ные жанры.

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки.

3. Осо­бен­но­сти син­так­си­са.

4. Ос­нов­ная те­ма­ти­ка тек­стов.

5. Осо­бен­но­сти ав­то­ра тек­ста.

6. Осо­бен­но­сти ад­ре­са­та тек­ста.

7. Ос­нов­ные функ­ции стиля

3. Научный стиль

1. Жанры: на­уч­ная ста­тья, мо­но­гра­фия, те­зи­сы, дис­сер­та­ция, до­клад, лек­ция, на­уч­ное со­об­ще­ние.

При­мер тек­ста на­уч­но­го стиля:

Спо­соб­ность раз­ли­чать слож­ные зри­тель­ные раз­дра­жи­те­ли ос­но­ва­на на вза­и­мо­дей­ствии между ней­ро­на­ми на по­сле­до­ва­тель­ных эта­пах зри­тель­ных путей. У кошки, в от­ли­чие от ля­гуш­ки, ней­ро­ны от­но­си­тель­но слабо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны на уровне сет­чат­ки, но зна­чи­тель­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны в коре.

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки – ис­поль­зо­ва­ние тер­ми­нов.

3. Осо­бен­но­сти син­так­си­са – оби­лие слож­ных пред­ло­же­ний, услож­не­ние про­сто­го пред­ло­же­ния при­част­ны­ми и де­е­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, од­но­род­ным пе­ре­чис­ле­ни­ем.

4. Ос­нов­ная тема – уни­вер­саль­ные за­ко­но­мер­но­сти в стро­е­нии об­ще­ства, при­ро­ды, мыш­ле­ния.

5. Автор – спе­ци­а­лист.

6. Ад­ре­сат – спе­ци­а­лист.

7. Функ­ция по­зна­ва­тель­ная.

4. Официально - деловой стиль

Офи­ци­аль­но-де­ло­вой стиль

1. Жанры: до­ку­мен­ты, до­го­во­ры, го­су­дар­ствен­ные акты, при­ка­зы, по­ста­нов­ле­ния, слу­жеб­ная пе­ре­пис­ка, ин­струк­ции.

При­мер тек­ста офи­ци­аль­но-де­ло­во­го стиля:

Закон об охране и ис­поль­зо­ва­нии жи­вот­но­го мира

Зоо­ло­ги­че­ские кол­лек­ции, пред­став­ля­ю­щие  на­уч­ную, куль­тур­но-про­све­ти­тель­скую, учеб­но-вос­пи­та­тель­ную или эс­те­ти­че­скую цен­ность, под­ле­жат го­су­дар­ствен­но­му учету. Пред­при­я­тия, учре­жде­ния, ор­га­ни­за­ции и граж­дане, яв­ля­ю­щи­е­ся вла­дель­цем таких кол­лек­ций, обя­за­ны со­блю­дать пра­ви­ла хра­не­ния, учета и ис­поль­зо­ва­ния кол­лек­ций объ­ек­тов жи­во­го мира.

Коллекция бабочек

Рис. 1. Кол­лек­ция ба­бо­чек

2. Лек­си­ка:

1) спе­ци­аль­ная тер­ми­но­ло­гия (неустой­ка, на­клад­ная);

2) об­ще­упо­тре­би­тель­ная лек­си­ка (дети, дача)

Ос­нов­ные тре­бо­ва­ния к лек­си­ке:

- Точ­ность (пря­мое зна­че­ние слов)

- Кли­ши­ро­ван­ность (лек­си­че­ские фор­му­лы). На­при­мер: про­из­ве­сти ре­монт, ока­зать со­дей­ствие.

3. Син­так­сис – про­стые пред­ло­же­ния со ска­зу­е­мы­ми, вы­ра­жа­ю­щи­ми дол­же­ство­ва­ние (по­ста­нов­ляю, при­ка­зы­ваю).

4. Ад­ре­сат – го­су­дар­ство и его граж­дане в кон­крет­ный пе­ри­од вре­ме­ни. Обя­за­тель­но ука­за­на дата. На­при­мер: «По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 ян­ва­ря 1993 года».

5. Те­ма­ти­ка – от­но­ше­ние между лю­дь­ми, учре­жде­ни­я­ми и го­су­дар­ства­ми, ре­гу­ли­ру­е­мые пра­вом.

6. Автор – ад­ре­сат:

- Го­су­дар­ство – го­су­дар­ство

- Пред­при­я­тие – пред­при­я­тие

- Го­су­дар­ство – граж­да­нин

- Граж­да­нин – граж­да­нин

7. Функ­ция   пред­пи­су­ю­ще – им­пе­ра­тив­ная.

5. Публицистический стиль

Пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль

1. Жанры: ста­тья, хро­ни­ка, ин­тер­вью, ре­пор­таж, фе­лье­тон.

Газета

Рис.2. Га­зе­та

2. Осо­бен­но­сти лек­си­ки:

- Тер­ми­но­ло­гия (на­при­мер, эко­но­ми­че­ская: ин­фля­ция, ин­ве­сти­ции).

- Ме­та­фо­ры (чаще всего со зна­че­ни­ем боя, спор­та, игры): Бой на по­ли­ти­че­ском ринге за­кон­чил­ся ну­ле­вым сче­том.

- Об­ра­ще­ние к об­ще­из­вест­ным фра­зам из фольк­лор­ных, ре­ли­ги­оз­ных, ху­до­же­ствен­ных тек­стов (пря­мое и непря­мое ци­ти­ро­ва­ние).

При­мер: Чеп­чи­ки по­ле­тят в воз­дух не толь­ко на Ва­си­льев­ском спус­ке. (из ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума»: «Кри­ча­ли жен­щи­ны: ура! И в воз­дух чеп­чи­ки бро­са­ли!»)

- Ис­поль­зо­ва­ние фра­зео­ло­гиз­мов и раз­го­вор­ной лек­си­ки ( взмок­ший от нена­ви­сти съезд, как мы всех об­ви­ли во­круг паль­ца).

3. Син­так­сис – во­про­си­тель­ные пред­ло­же­ния, ри­то­ри­че­ские во­про­сы, непол­ные и од­но­со­став­ные пред­ло­же­ния.

На­при­мер: Что на сто­роне пре­зи­ден­та? Си­ло­вые струк­ту­ры? Но армия рас­ко­ло­та. На­род­ная под­держ­ка? Но это путь на бар­ри­ка­ды.

4. Те­ма­ти­ка раз­но­об­раз­на: ак­ту­аль­ные во­про­сы по­ли­ти­ки, эко­но­ми­ки, куль­ту­ры, спор­та. Ре­кла­ма. Ин­фор­ма­ция о со­бы­ти­ях.  Об­ра­ти­те вни­ма­ние: ин­фор­ма­ция долж­на нести об­ще­ствен­ную зна­чи­мость.

5. Автор – кон­крет­ное лицо.

6. Ад­ре­сат – мас­со­вый чи­та­тель или слу­ша­тель.

7. Функ­ции: воз­дей­ству­ю­щая, ин­фор­ма­ци­он­ная, про­све­ти­тель­ская.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bpovtorenie-izuchennogo-v-56-klassahb/stili-literaturnogo-yazyka-nauchnyy-ofitsialno-delovoy-publitsisticheskiy?seconds=0&chapter_id=145

источник видео 

http://www.youtube.com/watch?v=5ZadRmyLRbs

http://www.youtube.com/watch?v=Be26xKtw9tY

http://www.youtube.com/watch?v=EboCNasl92Y

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7US-whaqw2Q

источник презентации - http://анисимовасветлана.рф/2013/08/stili-literaturnogo-yazy-ka-prezentatsiya-k-uroku-russkogo-yazy-ka-v-7-klasse/

 

Файлы