Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Русь Московская. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

1. 14-16 в.в. – эпоха культурного возрождения Руси

На нашем уроке речь пойдет об особенностях развития русской культуры в 14-16 веках, в частности, о развитии просвещения, устного народного творчества и литературы. В середине 14 века начинается культурное возрождение Руси, становление единой русской культуры, которая окончательно освобождается от влияния Византии и приобретает самобытные национальные черты.

Куликовская битва (1380 г.) и освобождение государства от власти Золотой Орды (1480 г.) сказались самым благоприятным образом на развитии русской культуры. В произведениях литературы, живописи, устного народного творчества идея объединения русских земель, укрепления могущества ведущей темой.

Москва, возглавившая борьбу против ордынского владычества, постепенно становится главным культурным центром Руси. Туда съезжаются зодчие, живописцы и другие мастера искусства из разных стран; многочисленными становятся культурные контакты, особенно с Италией
(к примеру, итальянские зодчие построили в Москве Успенский собор, Грановитую палату и прочие достопримечательности).

 

2. Особенности русской литературы на рубеже 14-16 в.в.

С 14 века из-за границы стали ввозить на Русь бумагу, раньше для письма использовали бересту и пергамент. Бумага была дешевле, поэтому книг стало намного больше, они стали более доступны. Крупнейшими книжными центрами на Руси были монастыри, в которых располагались книгописные мастерские и библиотеки, насчитывающие десятки, а иногда и сотни книг. Так как возрастает потребность в грамотных людях, то на Стоглавом соборе в 1551 году принимается решение открыть в крупных городах училища при церквях и монастырях, где священники должны были обучать христианских детей письму и грамоте.

 

 

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьяк Иван Федоров, высокообразованный человек, и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол», тем самым создав русское книгопечатание. В 1565 году ими же был издан «Часословец» – книга для обучения грамоте. Книгопечатания имело огромное значение для Руси – печатные книги были намного дешевле рукописных, а, значит, и более доступны широким массам населения.

В 14-16 веках наивысшего расцвета на Руси достиг героический былинный эпос, обычно обращенный к временам Киевской Руси. Героями былин были князь Владимир Красное Солнышко, богатыри Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, пахарь Микула Селянинович и так далее. Особняком в русском эпосе стоит новгородский цикл былин. Основой сюжетов этих сказаний стали случаи из жизни обитателей Великого Новгорода, а любимыми героями – Садко и купец Василий Буслаев.

В это же время появляется и новый жанр народного творчества – исторические песни. Их героями были не богатыри, а простые, часто реально существовавшие люди, которые совершили тот или иной подвиг в борьбе против завоевателей (например, песни об Авдотье Рязаночке или о Щелкане Дудентьевиче). В 16 веке было сложено много песен об Иване Грозном, в частности, о взятии им Казани или походе на Новгород. Отдельные исторические песни были посвящены Ермаку, его присоединению Сибири и героической гибели.

http://www.itup.ru/wp-content/uploads/2014/04/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE-%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8%D1%89%D0%B5.jpgВ 14-15 веках в русской литературе распространился такой жанр, как воинская повесть. В основе этих произведений лежали конкретные исторические факты, события и люди. Основным мотивом воинской повести был патриотический. Можно назвать такие выдающиеся памятники литературы, как «Повесть о разорении Рязани Батыем» неизвестного автора, прославление Куликовской битвы Сафонием Рязанцем в поэме «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», созданное неизвестным автором. Все эти произведения проникнуты чувством восхищения подвигом и боевым духом русских воинов.

Патриотические нотки звучат и в таком жанре, как «хождения» или путевые заметки путешественника. Тверской купец Афанасий Никитин, отправившись в 1466 году в торговую экспедицию, много лет прожил на Востоке – Иране и Индии, изучая там местный язык, культуру и религию. Результатом этого путешествия стала его книга «Хождение за три моря», где он описывает традиции Востока.

http://rodonews.ru/knigi/i/full1279951324.jpgВ 15 веке стало возрождаться общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позицию единства Руси, была составлена в Москве в начале 15 века и называлась Троицкая летопись. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, которая легла в основу всех последующих. Самым значительным поздним произведением русского летописания считается Московская летопись, составленная в 1479 году.

 

3. Особенности русской литературы 16 века

Литература 16 века уделяла большое внимание праву великих московских князей на самодержавную власть. В начале 16 века появляется «Сказание о князьях Владимирских» неизвестного автора, где утверждается, что московские государи ведут свой род от римского императора Августа, а это значит, что преемники московских князей имеют полное право на царский титул.

В период правления Ивана Грозного в русской литературе складывает новый жанр – публицистика. Ярким его примером могут служить переписка между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским, а также записки, адресованные царю дьяком Иваном Пересветовым. В этих произведениях поднимались вопросы, касающиеся природы царской власти и ее взаимоотношений с подданными.

Также в 16 веке появляется все больше произведений самых различных жанров. Среди них можно отметить «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории (автор неизвестен), «Четьи минеи» – церковно-литературная энциклопедия русского средневекового общества, а также знаменитый «Домострой» (составитель или редактор – священник Сильвестр), где главная идея состоит в том, что семья должна подчиняться своей главе, а общество – царской власти.

 

4. Краткие итоги по теме урока

Таким образом, можно сделать вывод, что создание единого русского государства и освобождение от власти Орды привело к необыкновенному подъему культуры в России. Главной темой литературных произведений всех жанров становится не только тема борьбы с оккупантами, но и идея укрепления русского единого государства и власти царя.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники: 

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/6-klass/
  • http://znaika.ru/catalog/6-klass/istoriya-rossii/
  • http://www.youtube.com/watch?v=7ZS27sabCQU
  • http://www.youtube.com/watch?v=VJ662UiwnNQ

Файлы