9 класс. Русский язык. Развитие речи

9 класс. Русский язык. Развитие речи

Комментарии преподавателя

Урок 1. Тема: “Что такое аннотация?”

Цели урока: показать практическое значение данного жанра, его особенности, структурно-смысловые части.

Ход урока

1. Актуализация знаний по теме урока

Учитель: У меня в руках книга. Кто знает, о чем она? (Незнакомы с содержанием книги.)

– Как нам познакомиться с книгой, не читая ее? На что нужно обратить внимание? (На автора, на название, на содержание, на объем, иллюстрации, выходные данные, аннотацию.)

– Что такое аннотация? (Учащиеся называют, что они знают об аннотации. Эти сведения записываются на листе, где нарисовано “дерево знаний”, в “корнях”.)

2. Объяснение нового материала

– Прочитайте текст. – Какую информацию об аннотации вы узнали из этого текста.

Аннотация – это краткая характеристика содержания книги. Несколько скромных строчек, чаще всего – мелким шрифтом, на первой или на последней странице книги, в библиографическом указателе, в журнале, в газете – в любом месте, где специалисты стараются коротко и точно порекомендовать книгу. Задачи аннотации – передать суть книги, заинтересовать и привлечь читателя. Например: “Настоящая книга представляет собой первый на русском языке перевод словаря-справочника по истории географических открытий и исследований. Он содержит биографии более чем трехсот выдающихся путешественников и мореплавателей всех времен и народов”.

Слишком коротко и слишком “сухо”? Нет, вполне достаточно, чтобы заинтересовать книгой под названием “300 путешественников”.

Привычка пользоваться аннотацией – одна из главных привычек серьезного читателя. (Юному книголюбу. Словарь-справочник.)

– Задайте вопросы, на которые вы можете найти ответы в этом тексте.

(Что такое аннотация? Где в книге расположена аннотация? Какова цель аннотации? Кто пользуется аннотацией?)

3. Закрепление изученного.

Перед вами две аннотации. Сравним их. – Что значит сравнить? (Найти общее и различное.)

Леокум Аркадий

Детская энциклопедия “Скажи мне, почему?..” (Авторизированный перевод Я. и А. Огуреевых. Художник А. Вернигора. – М.: Мол. гвардия, 1992. – 334 с., ил.

В книге сконцентрированы наиболее интересные и современные знания из разных областей жизни человека, природы, науки, истории, культуры.

Родная старина: Отечественная история в рассказах и картинах. (с XVI до XVII ст.) / Сост. В. Д. Сиповский. – М.: Современник, 1993. – 446 с., ил.

Второй том “Родной старины” В.Д. Сиповского посвящен событиям допетровской Руси.

Юный читатель серии “История России в рассказах для детей” сможет пополнить свои знания об эпохе Смутного времени, познакомится с историей религии и церкви.

Замечательные иллюстрации дают наглядное и точное представление об архитектуре того времени, об одежде, оружии, быте наших предков.

“Родная старина” – незаменимое учебное пособие по истории Отечества.

– Что вы узнали о книгах из этих аннотаций?

– Что общего в них?

– Какие две части можно выделить?

(Попутно составляется на доске схема.)

– Какие элементы можно выделить в библиографическом описании? (Автор, название, год издания, издательство…)

– Какую информацию нам могут дать эти элементы аннотации?

– Что общего в тексте аннотации?

– Каково назначение каждого из этих текстов? (1 – дает представление о содержании; 2 – рекомендует познакомиться с книгой)

– Как автор аннотации смог привлечь ваше внимание к книге? (Обращение “юный читатель”, реклама “незаменимое учебное пособие”.)

– Какие элементы можно выделить в тексте аннотации?

Аннотация

Библиографическое описание:
– Автор.
– Название.
– издательство, 
– год издания. –
– количество страниц.,
– наличие иллюстраций.
Текст аннотации:
– жанр произведения;
– действующие лица;
– время и место действия;
– краткое содержание;
– тема;
– проблематика;
– адресат…

(Обязательно обратить внимание учащихся на порядок элементов в библиографическом описании и знаки препинания.)

– Что нового узнали на уроке?

(Учащиеся записывают на бумаге, которая оформлена в виде листка дерева, что нового они узнали на уроке.)

– Что еще осталось невыясненным для вас?

– Какую информацию об аннотации вы хотели бы еще получить? (На “Дереве знаний” появляются “почки” – то, что будет узнано, раскрыто на следующих уроках.)

4. Домашнее задание

Найдите книгу, в которой есть аннотация, принесите ее на следующий урок по этой теме.

Урок 2. Тема: “Аннотации бывают разные”

Цели урока: познакомить учащихся с новыми сведениями об особенностях содержания аннотаций, их возможной структуре и языково-стилистическом оформлении, готовить к самостоятельному написанию текста вторичного жанра.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

Учитель: К сегодняшнему уроку вы принесли книги, в которых есть аннотации. Зачитайте их. Оказывается, аннотации бывают разные. Но цель их одна. Какая? (Кратко охарактеризовать содержание книги.)

2. Углубление знаний по теме

Познакомьтесь с предложенными аннотациями.

  • Носов Н.Н. Витя Малеев в школе и дома: Повесть / Рис. В. Чижикова. – М.: Детская литература, 1986. – 191 с., ил.

Витя и Костя все время попадают в нелепые истории. Решили на жонглеров учиться – посуду перебили. Начали дрессированного щенка со сцены показывать – он задачку решить не может. Почему так получилось – прочитаете в книге.

  • Велтистов Е.С. Электроник – мальчик из чемодана: Повесть-фантазия / Рис. С. Калачева. – М.: Советская Россия, 1986. – 112 с., ил.

С некоторых пор в школе юных математиков стали происходить удивительные события. Ничем не примечательный семиклассник Сережа Сыроежкин неожиданно стал лучшим бегуном, лучшим математиком, лучшим фокусником. Оказывается, он прекрасно понимает язык зверей. Что с ним произошло?

  • Воронкова Л.Ф. Девочка из города / Ил. художника И. Ушакова. – М.: Советская Россия, 1982. – 112с., ил.

Поступок Дарьи Шалихиной удивил всю деревню. Война идет, своих детей трое, а она удочерила осиротевшую девочку из города. Но Дарью трудности не пугали: “Как-нибудь проживем!” Беспокоило другое: станет ли Валентинка звать ее мамой? [24, с.146]

  • Носов Е.И. Где просыпается солнце?: Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов. – М.: Дет. лит., 1990. – 32 с.: ил. – (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни. [31, с.165]

– С какой книгой вам захотелось познакомиться, прочитав аннотацию? Почему?

– Одинаковы ли цели этих аннотаций? (Первые – заинтересовать, последняя – дать информацию о содержании.)

– Как автор аннотации решает задачу заинтересовать читателей? Какие выражения побуждают нас обратить внимание на книгу? (Вопрос “Что с ним произошло?”, цитаты из книги “Как-нибудь проживем!”, рекламные крючки “Почему так получилось – прочитаете в книге”.)

– Как возбуждает интерес автор аннотации вашей книги? (…)

– Это нестандартные (необычные) выражения, используемые в аннотациях. Но есть и те, которые используются в аннотациях чаще других – клише. Клише (фр.) – готовый оборот речи.

В книге собраны…
В книгу вошли… (Общая характеристика книги)
В сборник включены…
Книга адресована…
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Адрес

– Найдите в своих книгах стандартные и нестандартные конструкции.

3. Самостоятельная работа.

– Проверим ваши знания по теме “Аннотация”. Ваша задача – восстановить поврежденный текст аннотации, расставив ее элементы в нужной последовательности, и дописать аннотацию, дав книге оценку, рекомендацию.

Варианты текстов:

  1. Астафьев В. Конь с розовой гривой: Рассказы / худож. С. Сюхин. – Дет. лит., – 144с.:

Рассказы о сибирской деревне, о детстве мальчика, о его бабушке и дедушке, настоящих тружениках и прекрасных людях.

  • М.:
  • ил.
  • 1990.
  1. Пеппи Длинныйчулок: / Пер. со швед. и предисл. Л. Лунгиной; Рис. Л. Токмакова. –Дет. лит., 1981. – 238 с.: ил.

Юмористическая повесть известной шведской писательницы о чудесных путешествиях и забавных приключениях девочки по имени Пеппи Длинныйчулок.

  • Линдгрен А.
  • М.:
  • Повесть

4. Домашнее задание

Вы приобрели достаточно знаний для того, чтобы самостоятельно создать аннотацию. Напишите такую аннотацию на свою любимую книгу, чтобы, познакомившись с ней, у читателей возникло желание прочитать книгу.

Домашнее задание дается по теме следующего урока. 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=bOe-ZOhcN44

http://festival.1september.ru/articles/525422/

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.