7 класс. Биология. Класс Паукообразные. Подтип Хелицеровые. Паукообразные

7 класс. Биология. Класс Паукообразные. Подтип Хелицеровые. Паукообразные

Комментарии преподавателя

Паукообразные

К Па­у­ко­об­раз­ным от­но­сят от­ря­ды Скор­пи­о­ны, Пауки и Клещи (Рис. 1).

Класс Паукообразные

Рис. 1. Класс Па­у­ко­об­раз­ные (Ис­точ­ник)

Па­у­ко­об­раз­ных на­счи­ты­ва­ет­ся до трид­ца­ти шести тысяч видов, они по­яви­лись около че­ты­рех­сот мил­ли­о­нов лет назад, из­ред­ка на­хо­дят ян­тарь с остат­ка­ми па­у­ти­ны и древ­них па­у­ков. Раз­дел био­ло­гии, изу­ча­ю­щий па­у­ко­об­раз­ных, на­зы­ва­ет­ся Арах­но­ло­гия.

Строение паукобразных

По стро­е­нию они до­воль­но ин­те­рес­ны – их по­кров тела плот­ный, хи­ти­но­вый, за­щи­ща­ет па­у­ков от ис­су­ше­ния, то есть обес­пе­чи­ва­ет ми­ни­маль­ные по­те­ри воды (Рис. 2).

Покров тела паукообразных

Рис. 2. По­кров тела па­у­ко­об­раз­ных (Ис­точ­ник)

Тело па­у­ко­об­раз­ных со­сто­ит из двух от­де­лов: го­ло­во­грудь и брюш­ко (Рис. 3).

Строение паукообразных

Рис. 3. Стро­е­ние па­у­ко­об­раз­ных (Ис­точ­ник)

На го­ло­во­гру­ди на­хо­дят­ся шесть пар ко­неч­но­стей, из ко­то­рых две – хе­ли­це­ры и пе­ди­паль­пы, при­ни­ма­ю­щие уча­стие в за­хва­те и раз­мель­че­нии пищи, осталь­ные че­ты­ре пары – хо­диль­ные ко­неч­но­сти (Рис. 4).

Конечности паукообразных

Рис. 4. Ко­неч­но­сти па­у­ко­об­раз­ных (Ис­точ­ник)

Глаза у па­у­ков про­стые, в ко­ли­че­стве от двух до две­на­дца­ти (Рис. 5), так, на­при­мер, у па­у­ка-ска­кун­чи­ка кру­го­вой обзор: два зад­них глаза яв­ля­ют­ся даль­но­ме­ра­ми, опре­де­ля­ю­щи­ми точ­ное рас­сто­я­ние до жерт­вы, а два цен­траль­ных глаза уве­ли­чи­ва­ют и при­бли­жа­ют объ­ект.

Глаза паукообразных

Рис. 5. Глаза па­у­ко­об­раз­ных (Ис­точ­ник)

Брюш­ко у па­у­ков не чле­ни­стое, хотя у скор­пи­о­нов и се­но­кос­цев оно дей­стви­тель­но сег­мен­ти­ро­ва­но. На брюш­ке рас­по­ла­га­ют­ся па­у­тин­ные бо­ро­дав­ки, в ко­то­рых на­хо­дят­ся па­у­тин­ные же­ле­зы, вы­де­ля­ю­щие клей­кое ве­ще­ство, мгно­вен­но твер­де­ю­щее на воз­ду­хе – па­у­тин­ную нить (Рис. 6).

Паутинная железа и паутинная нить

Рис. 6. Па­у­тин­ная же­ле­за и па­у­тин­ная нить (Ис­точ­ник)

Па­у­тин­ная нить очень проч­на – на раз­рыв она со­став­ля­ет 260 ки­ло­грамм на один квад­рат­ный мил­ли­метр. Кру­го­вые нити клей­кие, на них и по­па­да­ет­ся жерт­ва, пауки пе­ре­дви­га­ют­ся по го­ри­зон­таль­ным – неклей­ким нитям. Так пауки до­бы­ва­ют себе пищу, вы­во­дя к себе на лапку сиг­наль­ную нить и вы­жи­дая в сто­роне. Когда жерт­ва по­па­да­ет­ся, паук впрыс­ки­ва­ет ей осо­бый пи­ще­ва­ри­тель­ный сек­рет, ко­то­рый рас­щеп­ля­ет белки,

пи­ще­ва­ре­ние у па­у­ков вне­ки­шеч­ное, вне­по­лост­ное – внут­рен­нее со­дер­жи­мое жерт­вы пре­вра­ща­ет­ся в ка­ши­цу, ко­то­рую через несколь­ко часов паук и вы­са­сы­ва­ет.

Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма па­у­ко­об­раз­ных пред­став­ле­на маль­пи­ги­е­вы­ми со­су­да­ми (Рис. 7). Это осо­бые сле­пые от­ветв­ле­ния ки­шеч­ни­ка, в ко­то­рых вы­де­ля­ют­ся про­дук­ты об­ме­на ве­ществ. Они вы­во­дят­ся не в жид­ком виде, а в виде кри­стал­лов, что яв­ля­ет­ся при­спо­соб­лен­но­стью ор­га­низ­ма к ми­ни­маль­ным по­те­рям влаги.

Выделительная система паукообразных

Рис. 7. Вы­де­ли­тель­ная си­сте­ма па­у­ко­об­раз­ных (Ис­точ­ник)

Ды­ха­тель­ная си­сте­ма па­у­ко­об­раз­ных раз­но­об­раз­на – у скор­пи­о­нов это ле­гоч­ные мешки, у па­у­ков – ле­гоч­ные мешки и тра­хеи, у кле­щей – тра­хеи или вся по­верх­ность тела. Ле­гоч­ные мешки яв­ля­ют­ся наи­бо­лее древ­ней фор­мой, а тра­хеи воз­ник­ли как при­спо­соб­лен­ность к на­зем­ной среде оби­та­ния.

Кро­ве­нос­ная си­сте­ма неза­мкну­то­го типа, кровь – ге­мо­лим­фа. В со­став крови вхо­дит осо­бое ве­ще­ство – ге­мо­ци­а­нин, кровь по го­лов­ной аорте вы­ли­ва­ет­ся в по­лость тела, омы­ва­ет ор­га­ны ды­ха­ния и вновь, обо­га­щен­ная кис­ло­ро­дом, воз­вра­ща­ет­ся в серд­це (Рис. 8).

Кровеносная система
Рис. 8. Кро­ве­нос­ная си­сте­ма (Ис­точ­ник)

Нерв­ная си­сте­ма сход­на с нерв­ной си­сте­мой ра­ко­об­раз­ных – око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо и брюш­ная нерв­ная це­поч­ка (Рис. 9). У неко­то­рых па­у­ко­об­раз­ных боль­шая нерв­ная це­поч­ка об­ра­зо­ва­ла один боль­шой ган­глий.

Нервная система

Рис. 9. Нерв­ная си­сте­ма (Ис­точ­ник)

Ор­га­ны чувств – это глаза, пе­ди­паль­пы, на ко­то­рых рас­по­ло­же­ны ор­га­ны ося­за­ния, хи­ми­че­ско­го чув­ства, ор­га­ны, вос­при­ни­ма­ю­щие ко­ле­ба­ния воз­ду­ха.

Па­у­ко­об­раз­ные раз­дель­но­по­лы, опло­до­тво­ре­ние у них внут­рен­нее. Для них ха­рак­те­рен по­ло­вой ди­мор­физм, на­при­мер, у самца па­у­ка-ка­ра­кур­та свер­ху на брюш­ке рас­по­ла­га­ют­ся три свет­лые по­ло­сы, снизу ри­су­нок в виде пе­соч­ных часов, а на самке этого нет (Рис. 10).

Самец и самка каракурта

Рис. 10. Самец и самка ка­ра­кур­та (Ис­точ­ник)

Самки круп­нее сам­цов, пауки от­кла­ды­ва­ют яйца и опле­та­ют их в кокон, боль­шин­ство после от­клад­ки яиц уми­ра­ют, ведь живут они один год. Пред­ста­ви­те­ли скор­пи­о­нов и се­но­кос­цев могут жить до де­ся­ти лет.

Многообразие паукообразных

Одним из самых ярких и ин­те­рес­ных пред­ста­ви­те­лей па­у­ко­об­раз­ных яв­ля­ет­ся ка­ра­курт, дру­гое его на­зва­ние – чер­ная вдова. Его яд об­ла­да­ет очень силь­ным дей­стви­ем, от него уми­ра­ют люди, ло­ша­ди и вер­блю­ды. В пе­ри­од раз­мно­же­ния и опло­до­тво­ре­ния самка уби­ва­ет и съе­да­ет самца. Оби­та­ют они в сте­пях и пу­сты­нях Сред­ней Азии, встре­ча­ют­ся и на Кав­ка­зе.

Та­ран­ту­лы – общее на­зва­ние мно­гих па­у­ко­об­раз­ных, его тело по­кры­то гу­сты­ми во­лос­ка­ми, ко­то­ры­ми он вы­стре­ли­ва­ет в глаза своей жерт­ве (Рис. 11).

Тарантул

Рис. 11. Та­ран­тул (Ис­точ­ник)

Един­ствен­ный паук, ко­то­рый может жить в воде, – па­ук-се­реб­рян­ка (Рис. 12). Там он стро­ит ко­ло­кол, ко­то­рый спле­тен из па­у­ти­ны и где он по­ме­ща­ет воз­дух. Брюш­ко его имеет во­лос­ки, между ко­то­ры­ми со­хра­ня­ет­ся воз­дух.

Паук-серебрянка

Рис. 12. Па­ук-се­реб­рян­ка (Ис­точ­ник)

Па­ук-се­но­ко­сец (Рис. 13), к нему про­яв­ля­ют свой ин­те­рес ме­ди­ки из-за спо­соб­но­сти об­ра­зо­вы­вать осо­бое ве­ще­ство – ан­ти­био­тик. За­ин­те­ре­со­ва­на в нем и био­ни­ка, наука рас­смат­ри­ва­ю­щая стро­е­ние и про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов для даль­ней­ше­го ис­поль­зо­ва­ния их в тех­ни­ке. Се­но­кос­цы спо­соб­ны пры­гать на рас­сто­я­ния, на­мно­го пре­вы­ша­ю­щие раз­ме­ры их тела и пре­одо­ле­вать раз­лич­ные пре­пят­ствия. У них ин­те­рес­ные ко­неч­но­сти, мышц там очень мало, но их раз­ги­ба­ние про­ис­хо­дит при на­гне­та­нии в ко­неч­но­сти ге­мо­лим­фы, в ре­зуль­та­те чего они очень вы­со­ко под­ска­ки­ва­ют.

Паук-сенокосец

Рис. 13. Па­ук-се­но­ко­сец (Ис­точ­ник)

Древ­ней­шие пред­ста­ви­те­ли па­у­ко­об­раз­ных – скор­пи­о­ны (Рис. 14), их тело и брюш­ко сег­мен­ти­ро­ва­но, нет хе­ли­це­ров, но ко­неч­ный чле­ник на брюш­ке имеет ядо­ви­тые же­ле­зы.

Скорпионы

Рис. 14. Скор­пи­о­ны (Ис­точ­ник)

Среда оби­та­ния их – тро­пи­ки и суб­тро­пи­ки, встре­ча­ют­ся они и вы­со­ко в горах, опас­ны в пе­ри­од раз­мно­же­ния.

В класс Па­у­ко­об­раз­ные вхо­дит отряд клещи (Рис. 15), мел­кие ор­га­низ­мы, ве­ду­щие па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни, их на­счи­ты­ва­ют до де­ся­ти тысяч видов. Образ жизни кле­щей обу­слав­ли­ва­ет мел­кие раз­ме­ры тела, осо­бые ро­то­вые ор­га­ны, ко­то­ры­ми они про­ка­лы­ва­ют и вы­са­сы­ва­ют жид­кое со­дер­жи­мое.

Клещи

Рис. 15. Клещи (Ис­точ­ник)

Самые из­вест­ные – ам­бар­ный клещ, вре­ди­тель зер­но­вых куль­тур, па­у­тин­ный клещ – вре­ди­тель сель­ско­хо­зяй­ствен­ных куль­тур. Особо опас­ным яв­ля­ет­ся та­еж­ный клещ, он пе­ре­нос­чик воз­бу­ди­те­ля эн­це­фа­ли­та, тя­же­ло­го за­бо­ле­ва­ния нерв­ной си­сте­мы (Рис. 16).

Таежный клещ

Рис. 16. Та­еж­ный клещ (Ис­точ­ник)

Заключение

Пауки – важ­ное звено в цепи пи­та­ния, яд па­у­ков и па­у­тин­ная нить ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­цине, а па­у­ти­на при­ме­ня­ет­ся в оп­ти­че­ских при­бо­рах.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/pzhivotnye-chlenistonogiep/klass-paukoobraznye

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GTDSNS9t6w0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=G4TVwr825tQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=e3AVujkzXaU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=d8I-i6na_68

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0c9TaNOoGyQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3Wr1yZ4nykU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=336oeYVf1C4

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/paukoobraznye1.html

Файлы