7 класс. Русский язык.Русский язык как развивающееся явление

7 класс. Русский язык.Русский язык как развивающееся явление

Комментарии преподавателя

1. Введение

Белинский В. Г.

Рис. 1. Бе­лин­ский В. Г.

Вис­са­ри­он Гри­го­рье­вич Бе­лин­ский го­во­рил: «Язык живет вме­сте с жиз­нью на­ро­да». И дей­стви­тель­но, как и любой дру­гой язык, рус­ский язык раз­ви­ва­ет­ся в про­цес­се раз­ви­тия об­ще­ства:

- обо­га­ща­ет­ся сло­вар­ный запас,

- из­ме­ня­ют­ся мор­фо­ло­ги­че­ские нормы языка,

- по­яв­ля­ют­ся новые син­так­си­че­ские кон­струк­ции,

- за­креп­ля­ют­ся новые нормы про­из­но­ше­ния и на­пи­са­ния слов.

2. Факторы, влияющие на изменение словарного состава языка

Яснее всего из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в языке, об­на­ру­жи­ва­ют­ся в его лек­си­че­ском со­ста­ве, так как имен­но лек­си­ка наи­бо­лее быст­ро ре­а­ги­ру­ет на из­ме­не­ния в об­ще­ствен­ной жизни.

Это, ко­неч­но, и по­ли­ти­че­ские со­бы­тия, и раз­ви­тие науки и тех­ни­ки, рас­ши­ре­ние эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских свя­зей с дру­ги­ми на­ро­да­ми. В ре­зуль­та­те воз­дей­ствия этих фак­то­ров одни слова уста­ре­ва­ют и вы­хо­дят из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния. Так, на­при­мер, про­изо­шло со сло­ва­ми кичка, све­тец,кам­зол и мн. др. А дру­гие слова, на­о­бо­рот, по­яв­ля­ют­ся в со­ста­ве языка вме­сте с теми пред­ме­та­ми и яв­ле­ни­я­ми, ко­то­рые по­яв­ля­ют­ся в нашей жизни. Так, на­при­мер, от­но­си­тель­но недав­но у нас по­яви­лись слова рей­тинг, про­грам­мист, сам­мит и т.д.

Рас­ши­ре­ние лек­си­че­ско­го со­ста­ва языка может про­ис­хо­дить и за счет упо­треб­ле­ния в речи пе­ре­осмыс­лен­ных слов и вы­ра­же­ний. Так, на­при­мер, в ХІХ веке слово утрен­ник имело толь­ко одно зна­че­ние. В сло­ва­ре Даля чи­та­ем: утрен­ник – это ве­сен­ний или осен­ний ноч­ной мороз. А сей­час, в ХХІ веке, это слово по­лу­чи­ло и вто­рое зна­че­ние. Утрен­ник – это утрен­ний дет­ский спек­такль, празд­ник.Срав­ни­те: Ве­сен­ние утрен­ни­ки вред­ны для рас­те­ний. - На дет­ском утрен­ни­ке ре­бя­та чи­та­ли свои стихи.

В  ак­тив­ное упо­треб­ле­ние могут воз­вра­щать­ся и уста­рев­шие слова. Так, на­при­мер, сей­час мы снова упо­треб­ля­ем ранее уста­рев­шие слова гу­бер­на­тор, дума и др.

3. Изменения в грамматическом и фонетическом строе языка

Из­ме­не­ния в грам­ма­ти­че­ском и фо­не­ти­че­ском строе языка про­ис­хо­дят зна­чи­тель­но мед­лен­нее, чем в лек­си­ке. Их об­на­ру­жи­ва­ют уче­ные-линг­ви­сты, со­по­став­ляя между собой тек­сты, на­пи­сан­ные в раз­ные пе­ри­о­ды су­ще­ство­ва­ния языка. Так, на­при­мер, вы­яс­ни­лось, что в рус­ском языке звука [ф] и буквы Ф не было. По­лу­ча­ет­ся, что все слова, на­чи­на­ю­ще­е­ся на букву Ф, за­им­ство­ван­ные. Звук [ф] по­явил­ся в нашем фо­не­ти­че­ском строе толь­ко в ХІІ - ХІІІ веках в ре­зуль­та­те про­цес­са оглу­ше­ния в таких сло­вах, как лавка[лафка], ров[роф] и др.

На­блю­да­ют­ся ко­ле­ба­ния и в про­из­но­ше­нии слов рус­ско­го языка. Так, в 1955 году было нор­мой про­из­но­ше­ние слова фОльга, сей­час мы про­из­но­сим - фольгА. А в сен­тяб­ре 2009 года стал нор­мой двой­ной ва­ри­ант про­из­но­ше­ния слов йОгурт и йогУрт, дОговор и договОр.

В грам­ма­ти­че­ском строе языка также про­ис­хо­дят из­ме­не­ния. Если мы от­кро­ем роман Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин», мы смо­жем про­чи­тать: «в по­сте­лю с бала едет он». Что же, наш пи­са­тель ошиб­ся? Ко­неч­но, нет. Дело в том, что в 19 веке слова по­стель не было, а упо­треб­ля­лось су­ще­стви­тель­ное І скло­не­ния – по­сте­ля.

В том же ХІХ веке был ва­ри­ант вы­бо­ра. Можно было го­во­рить «еду в мас­ка­рад» и «еду на мас­ка­рад»; «играю в те­ат­ре» и «играю на те­ат­ре». А сей­час остал­ся толь­ко один ва­ри­ант со­че­та­ния этих слов – «еду на мас­ка­рад», «играю в те­ат­ре».

4. Русский алфавит

Датой рож­де­ния рус­ско­го пись­ма счи­та­ет­ся 863 год. Это год, когда сла­вян­ский про­све­ти­тель Ки­рилл со­здал первую рус­скую аз­бу­ку, на­зы­ва­лась она ки­рил­ли­ца.

 Кириллица

Рис. 2. Ки­рил­ли­ца (Ис­точ­ник)

За свою дол­гую ис­то­рию рус­ское пись­мо пре­тер­пе­ло всего 2 ре­фор­мы.

Ав­то­ром пер­вой ре­фор­мы был Петр Пер­вый, ко­то­рый убрал из рус­ско­го ал­фа­ви­та не нуж­ные рус­ско­му пись­му, но пи­сав­ши­е­ся по тра­ди­ции гре­че­ские буквы – «зело», «омега», «пси», «кси». Кроме этого, он из­ме­нил на­чер­та­ние рус­ских букв, сде­лав их по­хо­жи­ми на очер­та­ния ла­тин­ских букв. Такую аз­бу­ку стали на­зы­вать граж­да­ни­цей, или граж­дан­кой, по­то­му что ис­поль­зо­ва­лась она для свет­ских до­ку­мен­тов и свет­ской пе­ре­пис­ки.

Гражданица. 1710 г.

Рис. 3. Граж­да­ни­ца. 1710 г. (Ис­точ­ник)

Вто­рая ре­фор­ма рус­ско­го языка про­изо­шла в 1917-1918 годах. К этому вре­ме­ни на­ко­пи­лось уже много ненуж­но­го, из­лиш­не­го в рус­ской аз­бу­ке. Но самым глав­ным недо­стат­ком по-преж­не­му оста­ва­лись лиш­ние буквы. В ре­зуль­та­те ре­фор­мы были, на­при­мер, от­ме­не­ны буквы «ять», «ижица» и дру­гие.

Таким об­ра­зом, язык пред­став­ля­ет собой ис­то­ри­че­ски раз­ви­ва­ю­ще­е­ся яв­ле­ние.

С помощью этого стихотворения гимназисты запоминали слова с буквой «ЯТЬ».

Рис. 4. С по­мо­щью этого сти­хо­тво­ре­ния гим­на­зи­сты за­по­ми­на­ли слова с бук­вой «ЯТЬ».

5. Вывод

Прав был Бе­лин­ский, утвер­ждая, что «язык живет вме­сте с жиз­нью на­ро­да».

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/russian/7-klass/bglava-1-vvedenieb/russkiy-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie?seconds=0&chapter_id=144

истчник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JpTyT-HiepY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=sz2HOcywzcU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=qsDE0PmSkso

источник презентации - http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/russkijj-jazyk-kak-razvivajushheesja-javlenie1.html

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-russkomu-jazyku/1781-yazyk-kak-razvivayuscheesya-yavlenie.html

Файлы