Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Синтаксис, Пунктуация. Культура речи. 5 класс ( урок 30 - 56 )

Комментарии преподавателя

Конспект урока русского языка.

Тема:Главные члены предложения. Сказуемое.

Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.

Задачи:

- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения

- воспитательные: прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

 

Планируемые результаты:

  • личностные: формировать интерес к русскому языку

  • метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.

  • предметные:знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

Тип урока:изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, коллективная

Оборудование:учебник, презентация, компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал, индивидуальные карточки.

 

Структура и ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный момент

Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся

Ребята, запишите в тетради число и «классная работа», тему урока.

 

Приветствуют учителя, записывают тему урока

 

2.

Проверка домашнего задания

Упр.426

Устно проверяет домашнее задание, задает вопросы.

 

Осуществляютвзаимо-проверку д/з, задают вопросы товарищам и отвечают на них.

Личностные: смыслообразование

Регулятивные: контроль знаний

3.

Актуализация знаний.


 

 

1.Орфографический диктант.

Низкая местность, крутая лестница, громоздкая мебель, крестный отец, чествовать юбиляра,лиловый, коричневый, королевский, восхищаться, приглашать.


 

2.Индивидуальное задание:( у доски по карточкам, приложение № 1)

1.Запишите предложения. Обозначьте орфограммы в словах с пропусками. Дайте им характеристику по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

1.В лучах утреннего со..нцазагорают..ся капли р..сы. 2.Ра..кажи мне (об) этом п..сателе!

2.Запишите предложения, подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены.

1.Она вытащила (из) под снега охапку хвороста. 2.На печ..ке два мальчика сладко посапывали.

Выпишите по одному виду словосочетаний: глагольное, именное, наречное.


 

3.Коллективно.

- Обратимся к слайду и устно выполним задания к тексту.

Осень. Идем по тропинке в лесу. Разбушевался листопад. Листья покрыли все кругом. Избушка лесника. Здесь мы найдем приют.

-Докажите, что это текст.

-Какова тема текста?

-Назовите грамматические основы предложений.

-Обратитесь к тексту и скажите, чем может быть выражено подлежащее и сказуемое?


 

 

Записывают диктовку, осуществляют проверку и коррекцию знания.

Работает 1 человек у доски самостоятельно


 


 


 

Работают по карточкам.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Читают текст и отвечают на вопросы


 


 

 

Регулятивные: контроль


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные: контроль, коррекция знаний


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные: умение строить высказывание

4.

Целеполагание

-Ребята, давайте обратимся к теме нашего урока и попробуем в виде вопросительных предложений определить его цель.

Формулируют вопросы, на которые планируют получить ответ на данном уроке.

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование проблемы

5.

Решение учебной задачи

 

Работа в парах: сравните предложения и сделайте вывод , какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает. (заполняют таблицу, приложение № 2)


 


 

 

Сравнивают предложения и приходят к выводу, что сказуемое может быть выражено, глаголом, сущ, прилагательным.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов

Познавательные:наблюдение, поиск информации

Личностные

Регулятивные

6.

Физминутка.

 

Потрудились – отдохнём!

Станем – глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют упражнения, настраиваются на позитивный лад


 


 


 


 


 


 


 

 

 

7.

Первичное закрепление знания

Предлагает выполнить упр. 429 ( по заданию)

 

Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

8.

Контроль усвоения материала

Проводит тестирование "Верно - неверно" (учащиеся в тетради пишут + и - в зависимости от верности - ложности утверждения):

1.Сказуемое обозначает о ком или о чём говорится в предложении.

2.Сказуемое отвечает на вопрос кто он такой? Что это такое?

3.Краткое прилагательное всегда сказуемое.

4.Подлежащее обозначает, что говорится о предмете.

5. В предложении Ёж колючий слово «колючий» является сказуемым.

Ключ: -++-+


 

Учитель проверяет несколько работ, остальные ребята обмениваются тетрадями и оценивают работу товарища, опираясь на слайд - ключ.


 

 

Участвуют в тестировании.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

8.

Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные: самооценка

Личностные: самоопределение, нравственно- эстетическое оценивание.

9.

Рефлексия

Ребята продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

 

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.

8.

 

Д/З

Выучить таблицу 12

1.Упр... (базовый уровень)

2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи. (повышенный уровень)

Записывают домашнее задание

Личностные: самоопределение


 

 

Класс:5

Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, беседа, коллективная, хоровая организация.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

 

Цели урока:

Задачи:

Планируемые результаты:

 

образовательные:

- повторить сведения о сказуемом, известные уч-ся из начальной школы; - повторить способы выражения подлежащего,

развивающие:

- развитие познавательной активности учащихся;

- развитие, критического мышления;

- развитие умения самостоятельно работать с информационным текстом (выбирать информацию, обосновывать свой выбор, систематизировать материал и графически его представить);

- развитие речи учащихся;

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

-воспитание ценностного отношения к слову

- обучающие: обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

- развивающие: развивать внимание, логику рассуждения

-воспитательные: 

прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

 

  • личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической  и творческой деятельности.
  • метапредметные: развивать операции логического мышления: анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты.
  • предметные: знать, что такое подлежащее, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

  1. Орг. момент
  2. Вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III РЕФЛЕКСИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV Домашнее задание

 

 

– Откройте тетради, запишите число.

 Прием «Верите ли вы, что…»

– Итак, первое задание «Верите ли вы…».

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

 

2)Подлежащее и сказуемое составляют  основу предложения.

3)Дополнение, определение, обстоятельство – главные члены предложения.

4)Подлежащее стоит в именительном падеже.

5)Подлежащее обозначает действие.

6)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

 

– Проверим ответы и поставим плюсы, если ответы совпадают.

– На полях поставьте себе баллы по количеству плюсов.

- Объясните, почему 1, 3 и 5 утверждения неправильные?

 Формулирование темы.

– Вы, наверное, уже догадались, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

– Запишем тему в тетрадь. «Главные члены предложения. Подлежащее».

- Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

 Таблица З – Х – У

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

 

 

 

– А сейчас нам нужно вспомнить все, что мы знаем о подлежащем.

– Начертите в тетрадь таблицу З-Х-У и заполните 1-й столбик.

– Можно совещаться с товарищами.

 Проверка записей. (по группам, по очереди)

– Мы вспомнили все, что знали о подлежащем. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Что мы туда напишем?

Исследование (разбор предложений)

- Спишите предложения, записанные на доске, вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические основы. Сделайте вывод о способах выражения подлежащего и его положении в предложении.

1.Три мудр..ца в одном т..зу пустились по морю в гр..зу.

2. В любую п..году Ч..рное море пр..красно. 3.Прол..тело два дня.

Вывод. Подлежащее может быть выражено словосочетанием. Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

– Поменяйтесь работами и проверьте по слайду. Если правильно подчеркнули подлежащее – 1 балл, если правильно определили часть речи – еще 1 балл.

– Ребята, давайте посмотрим, что мы с вами выяснили, разобрав эти предложения?

4. Дополнить таблицу З – Х – У новой информацией.

– А теперь, чтобы закрепить наши новые знания, выполним упражнение 157 из учебника.

1. Упражнение 157

2. Проверка по слайду.

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу по слайду и поставьте баллы.

– Давайте подведем итог и скажем, что нового узнали сегодня на уроке?

Прием «Синквейн»

Схема синквейна:

1) Ключевое слово (существительное) – тема стихотворения.

2) Два прилагательных, характеризующих тему.

3) Три глагола, показывающих действие темы.

4) Короткое предложение (не больше четырех слов) – отношение автора к теме.

5) Синоним к ключевому слову, повторяющий суть темы на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.

Пример синквейна

Подлежащее.

Основное, главное.

Называет, обозначает, отвечает.

Подлежащее – ключевое слово в предложении.

Предмет речи.

– Молодцы, посчитайте, сколько баллов вы набрали и поставьте себе оценку.

 

Выучить правило; выполнить упражнение 158; составить предложения и сделать разбор этих предложений.

Приветствие учащихся.

Обучающиеся открывают тетради, записывают число. Пишут ответы и ставят плюсы, если утверждение верное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся формулируют цель урока (научиться находить грамматическую основу предложения, узнать способы выражения подлежащего)

Заполняют первый столбик таблицы.

 

 

 

 

Заполняют вторую колонку таблицы З-Х-У

 

 

 

 

Ученики списывают предложения, объясняют орфограммы и подчеркивают грамматические основы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся вместе читают правило и выполняют упражнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют синквейн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитывают баллы, ставят оценки.

 

Записывают в дневниках домашнее задание.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.