7 класс. Биология. Введение в зоологию

7 класс. Биология. Введение в зоологию

Комментарии преподавателя

Введение

Воз­ник­но­ве­ние зоо­ло­гии

В про­шлом году вы изу­чи­ли ос­но­вы бо­та­ни­ки – науки о рас­те­ни­ях. Сей­час мы при­сту­па­ем к изу­че­нию зоо­ло­гии. Зоо­ло­гия – от­расль био­ло­гии, изу­ча­ю­щая жи­вот­ных. Од­на­ко че­ло­ве­че­ство на­ча­ло на­кап­ли­вать зна­ния о жи­вот­ных ещё за­дол­го до фор­ми­ро­ва­ния био­ло­гии и науки во­об­ще. Ещё до по­яв­ле­ния пись­мен­но­сти люди изоб­ра­жа­ли в на­скаль­ных ри­сун­ках тех жи­вот­ных, на ко­то­рых охо­ти­лись. Древ­ние охот­ни­ки, ве­ро­ят­но, знали не толь­ко по­ве­де­ние до­бы­чи, но и места её оби­та­ния, пред­по­чи­та­е­мые корма, пути се­зон­ных ми­гра­ций. Зна­ния наших пред­ков на­кап­ли­ва­лись и пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Часто зна­ния о жи­вот­ных за­креп­ля­лись в форме мифов, ска­зок. Люди со­вер­шен­ство­ва­ли ору­дия лова и до­бы­чи. Пе­ре­ход от охоты к ско­то­вод­ству по­тре­бо­вал от че­ло­ве­че­ства боль­ших зна­ний по­ве­де­ния и об­ра­за жизни жи­вот­ных. Осва­и­ва­лись новые ва­ри­ан­ты ис­поль­зо­ва­ния про­дук­тов про­мыс­ла и жи­вот­но­вод­ства.

Фор­ми­ро­ва­ние зоо­ло­гии. Зоо­ло­гия в древ­ние и сред­ние века

Первую по­пыт­ку на­уч­но­го под­хо­да к на­коп­лен­ным зна­ни­ям о жи­вот­ных пред­при­нял из­вест­ный гре­че­ский уче­ный Ари­сто­тель (Рис. 1) в IV в. до н. э. В своем труде «Ис­то­рия жи­вот­ных» Ари­сто­тель при­во­дит све­де­ния о стро­е­нии тела жи­вот­ных, их по­ве­де­нии и об­ра­зе жизни. На­ря­ду с прав­ди­вы­ми све­де­ни­я­ми книга со­дер­жа­ла мно­же­ство мифов и небы­лиц. Ари­сто­тель со­ста­вил первую си­сте­ма­ти­че­скую свод­ку жи­вот­ных, так на­зы­ва­е­мую «Лест­ни­цу су­ществ». Мно­гие из его тру­дов затем были ис­поль­зо­ва­ны дру­ги­ми уче­ны­ми и зна­чи­тель­но до­пол­не­ны. Эпоха Ве­ли­ких гео­гра­фи­че­ских от­кры­тий поз­во­ли­ла резко рас­ши­рить зна­ния о ви­до­вом со­ста­ве жи­вот­но­го мира. Изоб­ре­те­ние кни­го­пе­ча­та­ния поз­во­ли­ло из­да­вать на­уч­ные труды и рас­ши­ри­ло круг лиц, изу­ча­ю­щих зоо­ло­гию. Ис­поль­зо­ва­ние ла­тин­ско­го языка, ос­нов­но­го на­уч­но­го языка того вре­ме­ни, для обо­зна­че­ния на­зва­ний жи­вот­ных поз­во­ли­ло уче­ным раз­ных стран по­ни­мать друг друга, опи­сы­вая жи­вот­ных.

Аристотель

Рис. 1. Ари­сто­тель

Зоо­ло­гия в Новое Время.

В XVII в. Ан­то­ни ван Ле­вен­гу­ком был из­го­тов­лен мик­ро­скоп, поз­во­лив­ший взгля­нуть на от­дель­ные клет­ки и од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы (Рис. 2). Были от­кры­ты про­стей­шие, ко­то­рых тогда за их по­движ­ность от­нес­ли к жи­вот­ным. Несмот­ря на то, что сей­час про­стей­шие вы­де­ля­ют­ся в от­дель­ное цар­ство, тра­ди­ци­он­но их изу­ча­ют зоо­ло­ги. По­пыт­ки опи­сать всех из­вест­ных жи­вот­ных и пред­ло­жить их клас­си­фи­ка­цию пред­при­ни­ма­лись неод­но­крат­но. Ос­но­ва­те­лем со­вре­мен­ной си­сте­ма­ти­ки стал Карл Лин­ней. Его «Си­сте­ма При­ро­ды», впер­вые опуб­ли­ко­ван­ная в 1735 г, со­дер­жа­ла ос­нов­ные прин­ци­пы этой науки, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Микроскоп Левенгука

Рис. 2. Мик­ро­скоп Ле­вен­гу­ка

К. Лин­не­ем было опи­са­но более 4 тыс. видов жи­вот­ных. Он ввел в науку си­сте­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии: класс, отряд, род, вид. Ис­поль­зо­ва­ние этих тер­ми­нов поз­во­ли­ло из­бе­жать пу­та­ни­цы. При­ня­тое двой­ное на­зва­ние жи­вот­ных (ро­до­вое и ви­до­вое) поз­во­ля­ет од­но­знач­но опре­де­лить, о ком идет речь. На­при­мер, пра­виль­ное ла­тин­ское на­зва­ние май­ско­го жука Melolontha melolontha, че­ло­ве­ка ра­зум­но­го – Homo sapiens. Вспом­ни­те ма­те­ри­ал из учеб­ни­ка для 6 клас­са: такие же двой­ные на­зва­ния даны и рас­те­ни­ям. Рус­ско­языч­ные на­зва­ния, в от­ли­чие от при­ня­тых ла­тин­ских, часто неод­но­знач­ны. В на­уч­ных ра­бо­тах они, как пра­ви­ло, не ис­поль­зу­ют­ся. Для того чтобы разо­брать­ся в огром­ном числе видов жи­вот­ных (их по раз­ным оцен­кам от 1,5 до 4,5 млн), зоо­ло­ги ис­поль­зу­ют си­сте­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии, схо­жие с бо­та­ни­че­ски­ми. Ос­нов­ной си­сте­ма­ти­че­ской ка­те­го­ри­ей в био­ло­гии яв­ля­ет­ся вид. Более круп­ные си­сте­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии в зоо­ло­гии – это род, се­мей­ство, отряд, класс, тип, цар­ство.

На­при­мер, рас­смот­рим си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние кар­ли­ко­во­го шим­пан­зе (Рис. 3):

Карликовый шимпанзе

Рис. 3. Кар­ли­ко­вый шим­пан­зе (Ис­точ­ник)

Вид – Шим­пан­зе кар­ли­ко­вый

Род – Шим­пан­зе

Се­мей­ство – Че­ло­ве­ко­об­раз­ные обе­зья­ны

Отряд – При­ма­ты

Класс – Мле­ко­пи­та­ю­щие

Под­тип – По­зво­ноч­ные

Тип – Хор­до­вые

Цар­ство – Жи­вот­ные

Всё боль­шее ко­ли­че­ство най­ден­ных ис­ко­па­е­мых остан­ков на­во­ди­ло уче­ных на мысль об эво­лю­ции жи­вот­но­го мира. Бла­го­да­ря изу­че­нию ис­ко­па­е­мых жи­вот­ных, были опи­са­ны и вос­со­зда­ны «пе­ре­ход­ные формы» между пред­ста­ви­те­ля­ми неко­то­рых клас­сов по­зво­ноч­ных и до­ка­за­но по­сле­до­ва­тель­ное раз­ви­тие жи­вот­но­го мира. Зоо­ло­гия изу­ча­ет пред­ста­ви­те­лей са­мо­го боль­шо­го цар­ства живых ор­га­низ­мов – цар­ства жи­вот­ных. Жи­вот­ные, как и рас­те­ния и все дру­гие живые ор­га­низ­мы на Земле, со­сто­ят из кле­ток, рас­тут, раз­ви­ва­ют­ся, раз­мно­жа­ют­ся, дышат и пи­та­ют­ся. В про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­ных сфор­ми­ро­ва­лись и раз­ви­лись ор­га­ны, из ор­га­нов со­сто­ят си­сте­мы ор­га­нов, на­при­мер опор­но-дви­га­тель­ная, ды­ха­тель­ная, пи­ще­ва­ри­тель­ная, вы­де­ли­тель­ная. Каж­дый орган имеет осо­бое стро­е­ние и вы­пол­ня­ет опре­де­лен­ные функ­ции.

Раз­де­лы зоо­ло­гии. Связь зоо­ло­гии с дру­ги­ми на­у­ка­ми

В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ет очень много наук, изу­ча­ю­щих жи­вот­ных, на­при­мер: это­ло­гия – наука о по­ве­де­нии жи­вот­ных; эн­то­мо­ло­гия – о на­се­ко­мых; их­тио­ло­гия – о рыбах; ор­ни­то­ло­гия – о пти­цах и т. д.  Зоо­ло­гия имеет об­ла­сти пе­ре­се­че­ния со мно­ги­ми био­ло­ги­че­ски­ми на­у­ка­ми. Так, су­ще­ству­ют, на­при­мер, эко­ло­гия жи­вот­ных и ге­не­ти­ка жи­вот­ных. Зоо­ло­гию и гео­гра­фию объ­еди­ня­ет зоо­гео­гра­фия – наука о за­ко­но­мер­но­стях рас­про­стра­не­ния и рас­пре­де­ле­ния жи­вот­ных на Земле. Стро­е­ни­ем тела и от­дель­ных ор­га­нов рас­те­ний, жи­вот­ных и че­ло­ве­ка за­ни­ма­ет­ся наука мор­фо­ло­гия, а их функ­ци­я­ми – наука фи­зио­ло­гия. Мор­фо­ло­гия и фи­зио­ло­гия жи­вот­ных тесно свя­за­ны с зоо­ло­ги­ей.

Зна­че­ние зоо­ло­ги­че­ских зна­ний

Зна­ния, по­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те изу­че­ния жи­вот­но­го мира, имеют гро­мад­ное прак­ти­че­ское зна­че­ние. Так, раз­ра­бо­та­ны без­вред­ные для че­ло­ве­ка био­ло­ги­че­ские ме­то­ды борь­бы с вре­ди­те­ля­ми, эф­фек­тив­ные ме­то­ди­ки вы­ра­щи­ва­ния сель­ско­хо­зяй­ствен­ных жи­вот­ных. Ве­ли­ки до­сти­же­ния зоо­ло­гов в во­про­сах ис­кус­ствен­но­го раз­ве­де­ния и ак­кли­ма­ти­за­ции прак­ти­че­ски важ­ных видов жи­вот­ных. За по­след­ние годы вы­ве­де­но много новых пород до­маш­них и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных жи­вот­ных, по­вы­ше­на их про­дук­тив­ность. Осо­бен­но важ­ной зоо­ло­гия вы­гля­дит, если вспом­нить о том, что че­ло­век – тоже один из видов жи­вот­ных. Че­ло­ве­ком как био­ло­ги­че­ским видом за­ни­ма­ет­ся фи­зи­че­ская ан­тро­по­ло­гия. Ан­тро­по­ге­нез (Рис. 4) – часть био­ло­ги­че­ской эво­лю­ции, ко­то­рая при­ве­ла к по­яв­ле­нию вида Homo sapiens, – также пред­мет ин­те­ре­са ан­тро­по­ло­гов.

Антропогенез

Рис. 4. Ан­тро­по­ге­нез (Ис­точ­ник)

Мно­гие осо­бен­но­сти стро­е­ния и жиз­не­де­я­тель­но­сти жи­вот­ных изу­че­ны и ис­поль­зу­ют­ся в тех­ни­ке. При­клад­ная наука, за­ни­ма­ю­ща­я­ся при­ме­не­ни­ем в тех­ни­ке прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции, свойств, функ­ций и струк­тур живой при­ро­ды, в том числе и жи­вот­ных, на­зы­ва­ет­ся био­ни­кой. Идет быст­рое раз­ви­тие также и дру­гих наук, со­при­ка­са­ю­щих­ся с зоо­ло­ги­ей, – био­фи­зи­ки, био­хи­мии, мо­ле­ку­ляр­ной био­ло­гии и ра­дио­био­ло­гии.

исчтоник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/7-klass/vvedenie/vvedenie-v-zoologiyu?seconds=0&chapter_id=75

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=VQSQDVElG2M

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GbRY5UDqjIQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AY249sAemco

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LDzYq8p3oGg

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-biologii/20147-vvedenie-v-zoologiyu.html

http://x-uni.com/biologiya/7-klass/video/vvedenie-v-zoologiyu

Файлы