6 класс. Биология. Основы систематики растений

6 класс. Биология. Основы систематики растений

Комментарии преподавателя

Основы систематики растений

На Земле существует более 350 тыс. различных видов растений. Многим из них даны народные названия, например подорожник, одуванчик, чертополох, хмель, купальница, медуница. Но такие названия часто непонятны людям других стран. Так, подснежником в разных местностях называются различные растения: медуница, ветреница, сцилла, крокус. Одно и то же растение нередко именуют по-разному: украинцы василек называют волошкойлютик – жовтецом,картофель поляки называют земняками, а белорусы – бульбой.

Чтобы избежать путаницы, биологи дают латинские названия растениям (как и всем другим видам организмов). Они понятны биологам всего мира.

Разобраться во всем многообразии царства растений позволяет особая область биологии –систематика. Ученые-систематики распределяют растения по группам, т.е. классифицируют (систематизируют) их, дают названия, производят описание их свойств, устанавливают сходство и родственные связи между разными растениями. На этом основании их объединяют в разные группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.


Основной единицей системы растений является вид.
К одному виду относят родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.
Любой вид произрастает в определенных условиях и занимает свою территорию на Земле –ареал (от лат. ареа – "площадь", "пространство").
Сходные между собой виды объединяются в роды, роды – в семейства, семейства – впорядки, а затем следуют классы и отделы.
Название вида состоит из двух слов: смородина черная, смородина красная, клен остролистный, клен татарский, клен приречный и т. д. Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду (смородина, клен), а второе слово, обозначаемое прилагательным, – собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода. Так, смородина черная (Ribes nigrum) и смородина красная (Ribes rubrum) – два разных вида одного рода – смородина (Ribes). Слово видового названия отдельно от родового не употребляется, как не употребляется прилагательное отдельно от существительного. В роде смородина есть еще виды: смородина золотистая, смородина светлая, смородина альпийская, смородина пушистая и др. Они различаются между собой в роде смородина, и видовое слово (прилагательное) подчеркивает их неодинаковость.
Двойные, или бинарные (от лат. бинариус – "двойной"), названия видов в XVIII в. ввел шведский ученый-натуралист Карл Линней. В 1753 г. он опубликовал большой труд. "Виды растений", где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

В распоряжении Линнея была только тридцатая часть известных ныне растений. Поэтому его система была искусственной – это понимал и сам её автор. Весь растительный мир Линней разделил на 24 класса, в зависимости от количества и расположения тычинок. Классы он делил на порядки по числу пестиков. Порядки делились на роды, а роды на виды. 

 

В настоящее время при классификации обращают внимание на вегетативные и на генеративные органы растения, причём строение органов размножения играет ведущую роль. Учёные систематики описывают ныне существующие и вымершие растения, дают им названия, определяют их сходство и происхождение.

Вид – основная структурная единица в системе растений, так же как и в системе всех организмов.

Родственные виды объединяются в род. Родовое название, обозначаемое существительным, может употребляться самостоятельно – смородина, клен, береза, тополь. В этом случае речь идет о целой группе видов и сортов, составляющих род, об их общих родовых свойствах. Но видовое название всегда употребляют вместе с родовым.
Близкие роды объединяются в семейства. Так, роды кукуруза, пшеница, рожь, пырей и многие другие входят в одно семейство – Злаки, или Мятликовые. Роды смородина, крыжовник относятся к семейству Крыжовниковые.
Семейства объединяются в порядки, а порядки – в классы. Среди цветковых растений выделяют два класса – Двудольные и Однодольные. К классу Двудольные относятся семейства Крыжовниковые, Ивовые, Крестоцветные, Маковые и др. Класс Однодольные представлен семействами Злаки, Лилейные, Орхидные и др.
Классы Двудольные и Однодольные образуют отдел Цветковые, или Покрытосеменные растения.
Моховидные, Папоротниковидные, Цветковые (Покрытосеменные) - разные отделы (типы) царства растений.
Отдел – самая крупная единица в царстве растений.


Распределение растений по видам, родам, семействам, порядкам, классам и отделам позволяет понять общее и различия у представителей царства растений, а также увидеть особенности не только отдельных организмов, но и свойства целых групп растений и их родство.

Итерактивный урок-тренажёр (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)

Систематика растений – раздел биологии. Она описывает, обозначает все существующие растения, классифицирует их по группам разного ранга и выявляет их родство. Самую крупную систематическую единицу растений представляет отдел, самую мелкую – вид. Название вида – бинарное (двойное), т.е. обозначает два признака растения: родовой (существительное) и видовой (прилагательное). Систематика дает возможность ориентироваться в огромном разнообразии растений, существующих на Земле.

****************************************************

Основы систематики  растений

Си­сте­ма­ти­ка – раз­дел био­ло­гии, за­ни­ма­ю­щий­ся опи­са­ни­ем, обо­зна­че­ни­ем и клас­си­фи­ка­ци­ей су­ще­ству­ю­щих и вы­мер­ших ор­га­низ­мов по так­со­нам. Глав­ное в си­сте­ма­ти­ке в том, что мы все­гда рас­пре­де­ля­ем на груп­пы по об­ще­му при­зна­ку, и таких групп может быть мно­же­ство – круп­ные, внут­ри ко­то­рых более мел­кие, ко­то­рые де­лят­ся еще на более мел­кие и так далее. Си­сте­ма­ти­ка умеет упо­ря­до­чить любые груп­пы раз­но­род­ных объ­ек­тов. Фай­ло­вая си­сте­ма ком­пью­те­ра – это пре­крас­ный при­мер си­сте­ма­ти­ки. Внут­ри ка­кой-то боль­шой кор­не­вой папки вло­же­ны папки по­мень­ше, в этих более мел­ких пап­ках на­хо­дят­ся еще па­поч­ки, в ко­то­рых также на­хо­дят­ся еще мел­кие папки, и в конце мы стал­ки­ва­ем­ся уже с ре­аль­ны­ми фай­ла­ми , со­дер­жа­щи­ми ин­фор­ма­цию. При­ме­ром может быть адрес на кон­вер­те: вна­ча­ле мы ука­зы­ва­ем боль­шую груп­пу – стра­ну, далее идет груп­па по­мень­ше – город, потом еще мень­ше – район, улица и в конце уже квар­ти­ра. Это при­ме­ры си­сте­ма­ти­ки в самых раз­ных об­ла­стях нашей жизни.

Клас­си­фи­ка­ция есть ре­зуль­тат си­сте­ма­ти­ки. Круп­ные груп­пы вме­ща­ют в себя более мел­кие, ко­то­рые, в свою оче­редь, де­лят­ся на еще более мел­кие. При­мер­но, как в армии: ди­ви­зия – круп­ная груп­па, ко­то­рая, в свою оче­редь, со­сто­ит из более мел­ких под­раз­де­ле­ний – ба­та­льо­нов, рот, взво­дов, от­де­ле­ний.

Груп­пы раз­но­го раз­ме­ра имеют раз­ный ранг. Ранги си­сте­ма­ти­че­ских групп, или так­со­нов,

бы­ва­ют са­мы­ми раз­ны­ми – боль­ши­ми, как ди­ви­зия в армии, или ма­лень­ки­ми, как рота.

Так­сон – ис­кус­ствен­но вы­де­лен­ная груп­па ор­га­низ­мов, объ­еди­ня­е­мых на ос­но­ва­нии общих свойств и при­зна­ков, до­ста­точ­но обособ­лен­ная, чтобы ей можно было при­сво­ить опре­де­лен­ную так­со­но­ми­че­скую ка­те­го­рию того или иного ранга, наи­мень­шей так­со­но­ми­че­ской еди­ни­цей яв­ля­ет­ся вид. Если мы го­во­рим о си­сте­ма­ти­ке живых ор­га­низ­мов, то она по­ка­зы­ва­ет не толь­ко спо­соб их удоб­но упо­ря­до­чить при по­па­да­нии в одну груп­пу, по­то­му что они по­хо­жи друг на друга. Если они по­хо­жи, то мы долж­ны за­ду­мать­ся: может быть, они не слу­чай­но по­хо­жи, может быть, сход­ство живых ор­га­низ­мов го­во­рит об их род­стве в эво­лю­ции. По­лу­ча­ет­ся, что си­сте­ма­ти­ка живых ор­га­низ­мов – не толь­ко удоб­ный спо­соб в уме их рас­пре­де­лить, си­сте­ма­ти­ка живых ор­га­низ­мов по­ка­зы­ва­ет нам эво­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния в живой при­ро­де (рис. 1).

Эволюция живой природы

Рис. 1. Эво­лю­ция живой при­ро­ды (Ис­точ­ник)

Си­сте­ма­ти­ка долж­на от­ра­жать эво­лю­цию живой при­ро­ды, об этом писал еще Чарльз

Дар­вин (рис. 2).

Чарльз Дарвин

Рис. 2. Чарльз Дар­вин  (Ис­точ­ник)

Заключение

Си­сте­ма­ти­ка поз­во­ля­ет изу­чить раз­но­об­ра­зие рас­те­ний, то есть раз­но­об­ра­зие всей живой при­ро­ды. Мы можем вна­ча­ле изу­чать круп­ные груп­пы, круп­ные так­со­ны, озна­ко­мить­ся со всем цар­ством рас­те­ний, потом более мел­кие груп­пы, а в них еще более мел­кие, и таким об­ра­зом про­ис­хо­дит зна­ком­ство с раз­но­об­ра­зи­ем рас­те­ний. Это темы дру­гих наших уро­ков, по­свя­щен­ных се­мей­ствам.

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/osnovy-sistematiki-rasteniy?seconds=0&chapter_id=864

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=swdOZtMdTsg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=9eWAYorXVfU

источник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/7207-ponyatie-o-sistematike-rasteniy.html

конспект http://biolicey2vrn.ru/index/osnovy_sistematiki_rastenij/0-62

 

Файлы