5 класс. Русский язык. Способы словообразования

5 класс. Русский язык. Способы словообразования

Комментарии преподавателя

Словообразование

В этом уроке будем изучать способы образования новых слов. Способов образования  слов много. Все они изучаются в  особом разделе науки о языке, который называется словообразованием.

Слова  в русском языке образуются на основе исходного слова, словосочетания, реже – предложения.

Так, для слова туманный исходным словом является туман, для слова приходить – ходить, для слова футболист – футбол. Слово подснежник образовалось от существительного с предлогом под снегом, а слово спортплощадка от словосочетания спортивная площадка.

 

Лексическое значение слова заключено в его основе.

В зависимости от условий образования слов основы могут быть:

– непроизводными;

– производными;

– производящими.

Виды основ слова

Непроизводная основа слова.

Её название говорит само за себя. Это основа, не образованная ни от какого другого слова. Непроизводные основы в словах дом, белый, один, смотреть, продать, завтра.

Производная основа.

Это основа, образованная от другого слова. Она всегда сложнее по составу – включает в себя словообразовательные суффиксы или приставки или сразу несколько морфем (и суффикс, и приставку).

Производные основы в словах: комнатушка, домашний, побелевший, посмотревший, завтрашний. Замечаем, что производные основы по смыслу сложнее: морфемы вносят в слово дополнительный оттенок значения: комната + ушк = комнатушка (суффикс внёс доп. значение «маленькая»).

Основа, от которой образовано слово, является производящей. Она, как источник для дальнейшего образования слов.

Так, основа дом-  является производящей для слова домашний, бел- для белеть, -беле- для белевший, побеле- для побелевший.

Производное и производящее слово образуют словообразовательную пару.

Слово дом непроизводное, но производящее для слов домик, домище, надомный.


Слова домик, домище, надомный производные от слова дом. Образуются пары (производящее слово + производное  слово): дом-домик, дом-домище, дом - домашний.

Способы образования слов

«Как растут слова»

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

Слова русского языка образуются следующими основными способами:

– с помощью морфем;

– путём сложения частей слов;

– путём перехода одной части речи в другую.

Вспомним, что в образовании слов участвуют такие морфемы, как приставка и суффикс. Они так и называются словообразующими морфемами.

В  зависимости от того, какая морфема участвует в образовании новых слов, выделяют несколько способов:

– суффиксальный;

– приставочный;

– приставочно-суффиксальный.

При образовании слов  приставочным способом  к исходному (производящему) слову присоединяется приставка.


Обозначим этот способ схемой: 


При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное. Так образуются имена существительные:

Суффиксальный способ  более сложный по сравнению с приставочным, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе.

Слово белизна образовалось от основы слова белый (бел-) при помощи суффикса  -изн-.


Схема этого способа может выглядеть так: 


Таким способом образовались слова всех самостоятельных частей речи.

При помощи суффикса могут образовываться слова той же части речи: дождь – дождинка (от имени существительного дождь образовалось тоже имя существительное, только с дополнительным значением: дождинка).

Чаще всего суффиксальным  способом образуются слова другой части речи: от основы глагола прыгать образовалось существительное прыгун, от основы прилагательного белый наречие бело, от основы глагола учить существительное учитель.

Сложность этого способа в том, что основа слова иногда изменяется: отсекается её часть, как, например, при образовании слова заготовка: заготовить – заготовка (от основы отсеклась буква и), может измениться звуковой состав основы, произойти чередование звуков (внук-внучок) - чередование к//ч.


При образовании слов приставочно-суффиксальным способом участвуют одновременно две морфемы: приставка и суффикс. Этот способ можно представить схемой:

Таким способом образовались слова подснежник наездник, безоблачный, размечтаться, по-дружески и мн. мн. др.

Правильно определить способ образования того или иного слова помогает словообразовательный ряд или словообразовательная цепочка. В цепочке будет отражаться последовательность образования слова.  Эту цепочку можно записать, используя стрелки:


Слово учительница образовалось от учитель, а учитель от учить. Получается цепочка:

Таких рядов может быть у некоторых слов не один, а много, например, у слова облако:

Такие группы слов, которые включают в себя словообразовательные цепочки или ряды называют словообразовательными гнёздами.

Способ образования слов с помощью сложения основ

Рассмотрим следующий способ образования слов. Это сложение. При помощи сложения складываются две и более основы. Соединяются основы при помощи соединительных гласных о, е или без них. Основа слова + (o//е) + основа слова.

По этой схеме образовались сложные слова пароход (пар+о+ход), сталевар (сталь+е+вар).


Сложные слова могут образовываться путём сложения основ с прибавлением суффиксов: Сложением двух слов, по схеме: целое слово + целое слово  образовались слова лётчик-испытатель, диван-кровать, а также слова телепередача (теле+передача), автошкола (авто+школа). Первая часть этих двух слов иностранного происхождения.

Образование слов с помощью перехода из одной части речи в другую

Иногда слова переходят из одной части речи в другую.

В предложении: «Больной ребёнок уснул» больной – это имя прилагательное, а в предложении «Больной уснул» больной – имя существительное. Таким образом,  осуществился переход из одной части речи в другую.

Велико значение словообразования. В нашем языке постоянно образуются новые слова. Словообразование помогает нам изучать свой язык, историю своего языка и иностранные языки, проникать в смысл слова, выражать оценку и показывать отношение к предмету, действию, признаку. Выразительные возможности морфем в слове используют поэты и писатели в своих произведениях.

По этой теме важно запомнить, что словообразование – раздел науки о языке, который  изучает  способы образования  слов. В зависимости от условий образования  основы слов могут быть непроизводными, производными, производящими.

Слова  русского языка образуются с помощью морфем (суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным способом), путём сложения частей слов и  путём перехода одной части речи в другую.

Это основные способы словообразования. Правильно определить способ образования того или иного слова помогают словообразовательный ряд (словообразовательная цепочка) и словообразовательные гнёзда. В случае затруднений следует обратиться к  «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=xYBg4jCQdyU

http://www.youtube.com/watch?v=wTzT20_k0Qs

заставка http://www.youtube.com/watch?v=mnPZ5n0K6DA

http://www.youtube.com/watch?v=gd2siVEYSss

http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Sposoby-obrazovaniya-slov.-Slozhenie-osnov

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.