5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )

5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )

Комментарии преподавателя

Игра-путешествие на уроке русского языка в 5-ом классе

по теме: "Морфологический разбор глагола".

 

Космическое путешествие в галактику “Глагол”.

Цели:

-повторение морфологических признаков имени существительного;      

 -закрепление знаний о глаголе (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры;                                

-обучение умению делать морфологический разбор глагола.

-создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.

-воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к общему дому-планете- Земля, эстетического вкуса.

Оборудование:  

ПК, мультимедийный проектор, флеш-накопитель  с презентацией урока «Приложение-1», раздаточный материал:  « Признаки глагола»-приложение-2,  «Бортовой журнал»-приложение-3, карточки с оценками  «4»,  «5».

План и ход урока.

1. Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания.

а)( Упр. №     . Фронтально)

б) Повторение признаков имени существительного, определение синтаксической роли имени существительного и глагола.

Слово учителя.(Прил.-1.)Слайд №1 (Тема урока).

-    Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику “Глагол” под кодовым названием: “Морфологический разбор глагола”. Но сначала нужно получить допуск к полету. А для этого необходимо пройти небольшой тест.

-Вы и раньше совершали путешествия по частям речи русского языка.И теперь предстоит вспомнить признаки имени существительного.

Вопрос: как вы думаете, мы будем их вспоминать в любом порядке или каком-то определенном?

(Признаки имен существительных делятся на постоянные и непостоянные.)

-Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Учитель.-А теперь проверим, справились ли мы с вами с этой частью теста на допуск к полету.(Признаки имени существительного) Слайд № 2.

1

-Молодцы, но нас ждет еще вторая часть теста. Это текст, в нем нужно найти глаголы и, задав вопрос, подчеркнуть как члены предложения.

3.Работа у доски. Написание и комментирование текста   «Полет.»

Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Космонавты уже видят мерцающие звезды.

Ученики задают вопросы от существительного к глаголу, подчеркивают глагол (сказуемое).

Учитель.-И тут вы молодцы, справились с заданием. Вы все допущены к полету!

На столах у учеников – листы с напечатанными ракетами. (Приложение 2).                                                                                                               

-Теперь нужно подготовить свои космические корабли. Для этого на ракете запишите себя командирами и загрузите глаголы для исследований в космосе. Корабли, находящиеся справа по борту, загружают глагол – «оторвался»,    а корабли, находящиеся слева по борту, глагол – «начнется».

(Ученики и учитель записывают свои глаголы на ракетах.)

 

Учитель.-Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!

Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо. Слайд № 3.

 

4. Уточнение целей урока, их конкретизация.

 

Учитель.-Задача сегодняшнего нашего путешествия - повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор глагола.

Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики “Глагол”.

Пока мы в пути к галактике, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования внутри нее. Планеты и их спутники – морфологические признаки глагола.

 

5. Повторение морфологических признаков глагола. Слайд № 4.

 

Учитель. -Эта карта немножко волшебная. Планеты на ней уже нанесены и даже есть их названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, нужно назвать.

(Работа с таблицей слайда (морфологические признаки, способ их определения).

По мере определения признаков, появляются “спутники”. Определяются некоторые связи, например, что лицо можно определить только в прошедшем времени и т.д.

Вопрос: ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас? (Синтаксическая роль глагола).

Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?

(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки глагола.)

2

6. Объяснение новой темы урока. Слайд № 5-6.

Учитель.-Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Прослушайте мои инструкции. Нас ждет исследовательская деятельность. Поэтому мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для наших глаголов информацию, т.е. ее записать. (Ученики в таблицу “Ракета” ( Приложение-2) записывают морфологические признаки своих глаголов. Учитель, проходя по рядам, проверяет их записи, обращая внимание на правописание языковых терминов.

В конце работы проверяют по слайду-7.

7. Закрепление материала.

Учитель.-А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. А чтобы вы не запутались, перед вами будут вот такие небольшие карты галактики “Глагол”. (Прил-3)

-Сначала вы потренируетесь это делать вместе со мной. Мы сделаем морфологический разбор глагола, который на борту моей ракеты. Слайд № 8.

(Учителем обращается внимание на правильное сокращение слов, постановку знаков препинания.)

8. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

Учитель.-Спасибо, вы мне очень помогли. Вряд ли бы мне удалось так быстро и хорошо справиться с этой работой без вас. А теперь и вы должны выполнить свои отчеты. Для этого перед каждым из вас лежит “Бортовой журнал”. Слайд-9

В нем вы должны сделать морфологический разбор своего глагола. А я буду вам помогать. (Приложение №3)

 

9. Проверка выполнения  самостоятельной работы. 

Учитель.-А теперь проведем небольшую научную конференцию не тему “Морфологический разбор глагола”.

(По окончании работы ребята устно проговаривают свои разборы.).Слайд № 10.

-Поднимите руки, кто сделал эту работу без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Молодцы!

 

10. Итог урока.

   -Ну что ж. Пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь “Звездные врата”. А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст несколько вопросов. Но первый вопрос мой, чтобы нам подготовиться к встрече с ним: “Путешествуя по галактике “Глагол”, какую тему русского языка мы изучали?” (Тема: “Морфологический разбор глагола”).Слайд-11

 

3

 

 -Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы сможем отправиться снова на Землю. Внимание! Мы на связи с “Звездными вратами”. Следите за вопросами: они будут исчезать только тогда, когда вы будете правильно отвечать.

 

11.Домашнее задание .Слайд №12.

-На все вопросы хранителя Звёздных врат мы ответили правильно и теперь можем возвращаться домой. Слайд--Вы все с этим справились.  И на пути к Земле должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным).

-Составить связный текст или отдельные предложения с данными глаголами. ----------Сделать морфологический разбор 2-3 глаголов: Живешь, смотришь, дышишь, береги, охраняй, украсят, сохранят, любовались бы, помнили бы.

 

12. Заключительная беседа. Слайды  №13-14-15.

-Ребята,  как вы думаете, приятно ли возвращаться домой? (…)

-А куда возвращаемся мы сейчас?  (...)

-Можно планету Земля назвать общим домом всего человечества? (…)

-Планета наша кажется очень большой, но на звёздной карте она видится маленькой звездочкой. Что необходимо делать , чтобы эта звёздочка не погасла?  И был дом, в котором будут жить вы, ваши дети и внуки? (…)

 

13. Выставление оценок. Слайд №16 (Полет к Земле). Прослушивание песни  « Земля в иллюминаторе».

  -Вы все успешно провели этот полет. Капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания получают карточки с оценками “5” и “4”, на обороте они пишут имя и фамилию, оценка выставляется в журнал.

14. Окончание урока.                    

Файлы