5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )

5 класс. Русский язык. Глагол. ( урок 146-162 )

Комментарии преподавателя

План-конспект урока русского языка в 5 классе «Глагол как часть речи»

Описание: урок предназначен для учащихся 5 класса, может быть использован учителем русского языка и литературы в качестве вводного урока по теме «Глагол». На данном уроке учащиеся под руководством учителя повторяют известные им сведения о глаголах, учатся находить их в тексте. В качестве домашнего задания предложено творческое задание на составление собственного текста, что способствует развитию речи учащихся.
Цель: в игровой форме повторить и систематизировать знания о глаголе как части речи.
Задачи:
1. обобщить знания о глаголе;
2. развивать у учащихся связную речь;
3. воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: таблицы «Спряжение глаголов» для каждого ребенка.
Тип урок: урок-повторение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Запись в тетради числа и темы урока.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Продолжая свое путешествие по стране Морфология, мы посетим город под названием Глагол. Это второй по численности жителей город в стране. В этом городе очень много достопримечательностей, которые мы с вами обязательно посмотрим. А сейчас давайте познакомимся с жителями этого города. Зовут их гномики-глаголики. Они очень интересные и общительные. А один из них проведет сегодня для нас экскурсию (Появляется ребенок в костюме гномика.).
Глаголик: Здравствуйте, ребята. Я очень рад с вами познакомиться. Надеюсь, что вам понравится наш замечательный город.
Учитель: Ребята, вы можете задать гостю вопросы.
Дети по очереди задают заранее подготовленные вопросы.
Ученик1: Что вы больше всего любите?
Глаголик: Люблю действовать.
Ученик 2: Что вы больше всего не любите?
Глаголик: Не люблю предлоги и известную всем частицу.
Ученик 3: Какое у вас любимое занятие?
Глаголик: Я занимаюсь исследованием, мне интересно что делают, что сделали и что будут делать различные живые и неживые существа.
Учитель: Что бы вы пожелали ребятам?
Глаголик:
Чтобы русский все ребята
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
Что без нас предметы?
Лишь названия.
А мы придем-
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Учитель: Вот такие интересные эти гномики. Я надеюсь, что вы с ними подружитесь! Ведь без них русский язык не был бы так богат и ярок. Как вы думаете, для чего в речи используются глаголы? (Ответы детей)
А что нам скажет на это наш гость?
Глаголик:
Мы свою задачу видим в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый наш удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
Учитель: Как и все живые существа, глаголики ходят на работу. Чем же они там занимаются? Они работаю на большом заводе под названием Спряжение.
Глаголик: Мы очень любим свою работу. Она очень интересная. Мы делимся на две бригады, которые выполняют одну и ту же работу по-разному. В первой бригаде работают те, которые оканчиваются на –ИТЬ, а во второй все остальные. Мы изменяемся по лицам и числам. У работников перовой команды в результате получается буква Е, а у второй – буква И. Наша работа называется спряжением. Давайте попробуем вместе. Дети по группам спрягают глаголы, на столах – таблички «Спряжение глаголов».
1 группа: рисовать
2 группа: клеить
3 группа: петь
Учитель: Молодцы, все верно справились с заданием.
Глаголик: Да, но не все так просто. Есть такие жители города Глагол, которые вредничают и хотят работать в другой бригаде. Но их немного и мы можем их легко узнать. Их имена БРИТЬ, СТЕЛИТЬ – эти работают в первой бригаде, и СМОТРЕТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ВЕРТЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.
Учитель: Пока мы здесь знакомились с работой глаголиков, они прислали нам конверт с заданием. В этом конверте стихотворение. Нужно назвать все глаголы, которые упоминаются в этом стихотворении и указать их лицо и число.
(Дети находят глаголы в стихотворении).
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!..
Открываю: наш сосед…
(Он живет под нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…?!
Учитель: Молодцы, отлично справились с этим заданием. Гномики будут довольны результатом.
3. Закрепление.
Глаголик: Ребята, вы все такие умные и способные. Так легко смогли выполнить задание. Не могли бы вы мне помочь? У меня завтра вступительные экзамены в колледж, мне нужно подготовиться. Сейчас я повторяю синтаксическую роль глагола в предложении. Вот какое задание мне нужно выполнить:
Найти в предложениях глаголы, подчеркнуть как члены предложения, определить спряжение, лицо и число.
1. Стояла осень в солнце и туманах.
2. У нас на стоянке горел костёр.
3. С нами пришёл на озеро мальчик.
4. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазками.
5. Мальчик тянул меня за руку.
6. А через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу.
(Дети по очереди выполняют задание у доски)
Глаголик: Спасибо вам большое, ребята. Теперь я точно сдам экзамены на «отлично» и буду учиться в колледже. Ну а теперь мне пора идти. Мы с вами будем часто встречаться и познакомимся ближе. Буду рад видеть вас в нашем городе.
4. Рефлексия.
Учитель: Вот какой замечательный гость был сегодня у нас на уроке. Мы будем посещать этот город не раз и узнаем еще много нового и интересного. Понравился ли вам сегодняшний урок? Что мы вспомнили? Что узнали нового? Что запомнилось больше всего? Что хотели бы узнать?
(Ответы детей)
5. Итог урока.
Учитель: Домашним заданием для вас будет написание мини-сочинения на тему «Путешествие в осенний лес». В своем тексте вы подчеркнете глаголы как члены предложения, определите их лицо и число. Желаю вам успехов!

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.