7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

7 класс. Литература. Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

Комментарии преподавателя

Цель: сформировать представление о художественном своеобразии повести Н.В. Гоголя, целостную картину художественного мира повести "Тарас Бульба"; развивать речь, мышление, умение работать в группе, представлять результат коллективных действий, умение проводить аргументированную самооценку и взаимооценку по предложенным критериям; воспитывать коммуникативную культуру, лидерство и ответственность.

План.

1. Оргмомент.

2. Постановка целей  деятельности.

3. Работа в группах.

4. Подведение итогов. ДЗ.

Ход.

1.Оргмомент.

2.Постановка целей деятельности.

- На прошлом уроке мы начали разговор о грандиозном эпическом полотне, написанном величайшим мастером слова – Николаем Васильевичем Гоголем. Это – повесть «Тарас Бульба». Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова литературоведа Сергея Машинского:

Перед нами проходит галерея цельных и сильных духом,

словно вылитых из металла, человеческих характеров,

богатых умом и проникнутых глубоким

патриотическим чувством. Всё мелкое и будничное

вытеснено из сердец этих людей.

Они проникнуты осознанием величия того

 дела, которому служат.

 - Запишите, пожалуйста, эпиграф себе в тетрадь и подчеркните в нём ключевые слова.

Обсуждение.

- Как вы думаете, о чём же сегодня пойдёт речь на уроке? Через ЧТО мы будем пытаться раскрыть художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?

- Каждый из вас сегодня на уроке должен будет уяснить для себя несколько вещей. Они  в виде вопросов перечислены в ваших рабочих листах (на листах – «толстые» и «тонкие» вопросы по тексту повести).

3.Работа в группах.

  • Определение в группах спикеров и тайм-киперов
  • Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает информацию по определённому аспекту повести.
  • В течение 15 минут каждый индивидуально работает с информацией. Половина группы составляет вопросы, половина – план текста.
  • В течение следующих 7 минут группы проводят взаимоопрос по изученным текстам, выставляют баллы (те, кто составлял план, пересказывают: те, кто составлял вопросы, озвучивают их и сами же на них отвечают.Вопросы имеют право задавать друг другу и те, и другие)
  • «Звезда»: представители каждой группы рассказывают свой фрагмент информации всем остальным группам. Члены групп должны получить как можно больше информации, чтобы заполнить свои рабочие листы (при необходимости задают вопросы). – по5 минут. Группы выставляют баллы в оценочные листы.
  • По завершении работы  всех групп каждый заполняет свой рабочий лист, отвечая на вопросы. Первый блок вопросов – «тонкие» - оценивается в диапазоне от 1 до 3 баллов (идентично отметкам «3» и «4»). Второй блок вопросов – «толстые» - оценивается в диапазоне от 4 до 6 баллов (идентично отметкам «4» и «5»). У каждого есть право выбора блока. – 15 минут

4.Подведение итогов.

- Как вы думаете, в чём состоит художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя?

Домашнее задание:

Снять и смонтировать видео интервью  по темам:

1 группа – Что вы знаете о Тарасе Бульбе?

2 группа – Как вы  относитесь к поступку Тараса Бульбы (убийству сына Андрия)?

3 группа – Продолжите фразу: «Я тебя породил…..». Вариант этого же вопроса: кому принадлежит фраза «Я тебя породил, я тебя и убью». По какому поводу она была произнесена?

4 группа -  Интервью с учителем истории школы на тему «Поступок Тараса Бульбы с точки зрения исторической ситуации».

5 группа – Интервью с психологом на тему «Причины предательства Андрия. Насколько они оправданы?»

Рефлексия:

Сегодня я узнал, что….

Мне понравилось…..

Удивительно, что…..

Я думаю, что…..

Рабочие материалы урока

Оценочный лист

Группа №_________

Фамилия, имя

Взаимоопрос

Оценка группы №___

 

 

 

Критерии для оценки

3 балла – материал изложен чётко, логично, последовательно. Нет неточностей. Смог ответить на все вопросы

2 балла – материал изложен достаточно логично, но были неточности, заминки, не смог ответить на 1-2 вопроса.

1 балл – материал изложен, но со значительными неточностями, «перескакивал» с одного на другое. Не смог ответить на большую часть вопросов.

0 баллов – материал не изложен.

**********************************************888

Подготовка к сочинению по повести

Введение

«... Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая бы пересилила  русскую силу!» – так заканчивает свою повесть Н. В. Гоголь, рассказав нам печальную историю о жизни запорожцев, их борьбе за свободу родной земли, за христианскую веру.

Обращение к прошлому, к трагическим момента истории – это не уход от действительности, а ответ на многочисленные вопросы:

Каково место человека в обществе? Что происходит в политической жизни страны? Каким должен быть человек?

Еще одним сложнейшим вопросом гоголевской повести является вопрос об отношении к предательству. Этот вопрос волновал самого Гоголя, и об этом нам говорит вторая редакция повести. Например, в сцене гибели Андрия основное внимание уделяется его мыслям, переживаниям. Причем, не только Андрия, но и отца. В то время как в первой редакции Н. В. Гоголь Андрия сделал подлым трусом, он прятался в бою за спины противника, молил о пощаде. В первой редакции такая боязнь объясняется еще и тем, что он чувствовал, что душа его не совсем чиста.

Иллюстрация к повести

Рис. 1. Иллюстрация к повести (Источник)

Авторская позиция проявляется в сопоставлении сцен смерти Остапа и Андрия. Андрия осознает свою вину, поэтому беспрекословно слезает с коня по приказу отца. Он боится смерти, но не может ослушаться отца, потому что чувствует, что только отец вправе наказать его за измену. Даже перед лицом смерти он не просит о пощаде, он не раскаивается, он твердо сделал свой выбор и умирает с именем прекрасной полячки на устах.  

В поведение Остапа перед смертью есть сознание свой правоты, есть твердость духа.

«И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

- Батько! где ты! Слышишь ли ты?

- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Остап просит поддержки, просит услышать голос отца, и отец, отвечая ему, вселяет в сына твердость духа. Остап умирает смертью героя, в этом и есть главное отличие гибели двух братьев. Одного казнят, как героя, другого – как преступника.

Иллюстрации. Остап и Андрий.

Рис. 2. Иллюстрации. Остап и Андрий. (Источник)

Темы сочинений:

«Остап и Андрий – братья и враги»

«Тарас Бульба – характер, рожденный временем»

«Три смерти»

«Героическое и эпическое в повести»

«Запорожская сечь. Воплощение авторских идеалов»

Какую бы тему вы ни выбрали, работа должна идти по следующему плану:

Расшифровка темы: перефразируйте тему в вопросительное предложение (Например, в чем сходство и в чем различие братьев?). Сформулируйте ответ на вопрос. Сходство: одна семья, воспитание, окружение. Различие: внешность, характер, отношение к людям, отношение к войне. Составьте план сочинения:

  1. Вступление. Остап и Андрий – главные герои повести. Проблемный вопрос: почему же братья стали врагами?
  2. Основная часть. Раскрытие пункта.
  3. Вывод. Мое отношение к героям и их поступкам.
  4. Подберите материал. Наполните каждый пункт планам конкретными эпизодами и цитатами.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ. И.Е. Репин

Рис. 3. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Худ.  И.Е. Репин (Источник)

Два великих художника прошлого, Н. В. Гоголь – писатель и И. Е. Репин – художник, посвятили свои произведения Запорожской сечи (рис. 3).   

Современный кинорежиссер В. Бортко, сохраняя дух казачьей вольницы, повествует о безудержной храбрости и сплоченности казаков в художественном фильме «Тарас Бульба» (рис. 4).

«Тарас Бульба» Реж. Бортко

Рис. 4. «Тарас Бульба» Реж. Бортко (Источник)

 

ИСТОЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=f-eGsuI3tL4

https://www.youtube.com/watch?v=la7i0Zl0b2o

https://www.youtube.com/watch?v=3Bq5ImtU4RE

http://www.youtube.com/watch?v=dB9ixOkWtO8

http://www.youtube.com/watch?v=draGinjKPtA

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-19-veka/razvitie-rechi-podgotovka-k-sochineniyu-po-povesti-taras-bulba?seconds=0

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/28/khudozhestvennoe-svoeobrazie-povesti-nv-gogolya-taras-bulba

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-russkoy-literatruri-po-teme-istoricheskaya-povest.html

Файлы