Имя прилагательное. 5 класс ( урок 134-144 )

Имя прилагательное. 5 класс ( урок 134-144 )

Комментарии преподавателя

Тема: «Морфологический анализ имени прилагательного».

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

 - повторение изученного об имени прилагательном;

- отработка навыков морфологического разбора прилагательного;

- отработка навыков орфографической работы;

- обогащение знаний по лексике;

- совершенствование навыков связной речи учащихся;

- развитие творческих способностей учеников.

-воспитание языковой этики, бережного отношения к слову, чувства прекрасного.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы: ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии, технология модерации.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока:

В ходе урока учащиеся   повторят имеющиеся из начальной школы знания о прилагательных. Будет проводиться работа по совершенствованию  навыка правописания о и е после шипящих,  по  выделению прилагательных в тексте. Учащиеся научатся   делать морфологический разбор имени прилагательного

Необходимое оборудование и материалы: Медиапроектор, компьютер, интерактивная доска.

Дидактическое обеспечение урока: Распечатанный для каждой группы материал для групповой работы, раздаточный материал для  индивидуальной работы, учебник «Русский язык. 5 класс» под редакцией Е.А.Быстровой

Организационный момент.

Записываем число и тему урока.

  1.  - Сегодня нам нужно повторить ранее изученное об имени прилагательном. А что такое имя прилагательное?(Часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?)

- Как вы думаете, в каких текстах часто употребляются прилагательные? (в описаниях, в художественных текстах) А почему?

- Повторить изученное о прилагательном нам поможет рассказ

Ю.Коваля «Фарфоровый колокольчик». (Отрывок рассказа роздана учащимся)

Выразительное чтение рассказа.

Кому какой, а уж мне больше всего фарфоровый нра-

вится колокольчик.

Он растёт в глубине леса, в тени, и цвет у него странный —

малосолнечный. Не водянистый, но — прозрачный, фарфоровый.

Цветы его невесомы, и трогать их нельзя. Только смотреть и слу-

шать.

Фарфоровые колокольчики звенят, но шум леса всегда их

заглушает.

Ёлки гудят, скрипят сосновые иголки, трепещет осиновая

листва — где уж тут услышать лёгкий звон фарфорового коло-

кольчика?

Но всё-таки я ложусь на траву и слушаю. И долго лежу, и

уходит в сторону еловый гул и трепет осины — и далёкий, скром-

ный слышится колокольчик.

Возможно, это не так, возможно, я всё это придумываю, и не

звенят в наших лесах фарфоровые колокольчики. А вы послушай-

те. Мне кажется — звенят!

Выразительное чтение рассказа.

- Найдите прилагательные, употребленные в этом тексте.

- Почему вы решили, что эти слова – прилагательные?

(обозначают признак предмета, относятся к существительным, отвечают на вопросы прилагательного)

  1. Сейчас мы вспомним, что узнали нового о прилагательном в 5 классе.

Интерактивный опрос, часть 1 (повторение теоретических знаний):

(Вопросы и задания транслируются на экран)

 

  1. Начальной формой прилагательного является….(м.р,И.п,)
  2. Какой частью речи является слово смел в предложениях:

Как он смел! и Как он смел? (сказуемым)

Почему вы так решили?

3)Какое высказывание о кратких прилагательных является верным:

-склоняются, но не изменяются по родам;

-не склоняются и не изменяются по родам;

-не склоняются, но  изменяются по родам;

-склоняются и изменяются по родам? (+)

           4)В предложении краткие прилагательные являются….(сказуемым)

    По родам краткие прилагательные изменяются только в ….. (в роде и числе)

5)Укажите ряд прилагательных, от которых можно образовать краткую форму? Почему вы так решили?

а) маленький, золотой, лисий

б) серебряный, весенний, стеклянный

в) маленький, хороший, удачный (+)

6)Укажите соответствие морфологических характеристик прилагательным:

1) в полной форме, в ед. ч., в ж. р., в вин. п.

2) в полной форме, в ед. ч., в м. р., в твор. п.

а) о веселых
б) веселую  (1)
в) веселому
г) с веселым (2)

          7)Укажите предложения, в которых сказуемое выражено прилагательным.

а) Жили-были три котенка: Огонек, Уголек, Снежок. Они  веселы, дружны между собой.

б) Не видно рыжего котенка рядом с рыжей стеной

в) Уголек был черный-черный. Как уголь 

IV.  Работа с текстом рассказа.

- Выпишите словосочетания сущ.+прил.

- Определите род, число, падеж прилагательных.

- Определите синтаксическую роль этих прилагательных.

(фарфоровый колокольчик, странный, малосолнечный цвет, водянистый цвет, осиновая листва…)

V. Вспомним орфографические правила, изученные в теме «Имя прилагательное»

 

Интерактивный опрос, часть 2 (повторение орфографии) :

 

1) Какие окончания имеют прилагательные в форме:

а) муж. р. им. п., (-ый)
б) ср. р. им. п. (-ое)
2)а). В окончаниях имен прилагательных      после шипящих под          ударением пишется …… (о)

б). В окончаниях имен прилагательных после шипящих без ударения пишется……(ё)

  1. У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак……(не пишется)
  2. Найдите строчку, во всех словах которой пишется ь

а) тягуч_, дремуч_, горюч_, горяч_,         линюч_;

б) мыш_, пустош_, бреш_, полноч_,         ветош_.(+)

 

 

VI.  Работа по учебнику. Упражнение ..., задание .. (Выделите окончания прилагательных, объясните их правописание).

 

VII . - А теперь напишем «Диктант на засыпку» (на доске и в тетрадях):

(«Диктант на засыпку» - вид словарного диктанта, слова диктуют учащиеся, выбирая самые сложные и интересные для себя.)

-прил. с безударными гласными в корне (например: удивительный, святой, роскошный);

-прил. с о-е после шипящих ( например: черный, желтый, хорошего);

- прил. с и-ы после ц ( например: бледнолицый, цитрусовый, цигейковая);

- прил. с орфограммами в приставках (например: бесшумный, расчетливый, бесцельный, бесполезный, беззвучный, безжалостный).

 

  1. Интерактивный опрос, часть 3 (задания по лексике и развитию речи)

1) Даны два ряда словосочетаний. Укажите, в каком из них прилагательные

а) не являются лишними,

б) являются лишними

1. мокрая вода, старые старики, проливной ливень, памятные сувениры; (б)

2. холодная вода, знакомые старики, весенний ливень, разные сувениры.(а)

 

2) Образец морфологического  разбора прилагательного (стр. ...)

Упражнение .... Выписать все прилагательные, сделать морфологический разбор.

(мышкины  (слезы) -  имя прилагательное, начальная форма мышкин, притяжательное, в   форме мн.ч., ж.р.,И.п,  в предложении является определением)

  1. Работа с текстом стихотворения.

 

          Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонн…  земля.

Понеслись удары

К син…м небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекой

Бел…  луна,

Звонко побежала

Резв..  волна.

Тих..  долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

(С. Есенин)

 

- Найдите в стихотворении прилагательные, которые будут антонимами (резвая – тихая). Подберите к каждому из них синонимы.

Резвая - быстрая

Тихая- спокойная

 

- Найдите слова, употребленные в переносном значении.

- Какие из этих слов будут эпитетами?  (сонная, резвая, тихая) Почему?

 

- Автор этого стихотворения – Сергей Есенин. Найдите прилагательные, характерные для многих произведений Есенина (белый, синий). Что они обозначают в стихотворениях Есенина?

- Для Есенина эти прилагательные – символы Родины. Вот она какая, Россия, воспетая Есениным. (Рассматриваем фотографию храма Покрова на Нерли.)

- Подберите прилагательные, которые можно использовать для описания храма.

-  Подберите свои прилагательные к слову Родина. Запишите их.

 

X.  Подводим итог урока.

- Итак, сегодня мы повторили изученное об имени прилагательном и еще раз убедились, что это очень интересная и важная часть речи, помогающая нам полнее высказывать свои мысли, делиться  своими чувствами.

                   На примере анализа текста мы обобщили всё, что знаем о прилагательном.

                   -Что же обозначает прилагательное?

                   -На какие группы по значению делятся прилагательные?

                   -Как изменяются?

                   -Какова их функция в речи, в тексте?

                   -В каких текстах прилагательных больше, почему?

 

Домашнее задание.

  1. Упражнение ... , (определить морфологический разбор каких прилагательных из текста представлен ниже. Обосновать свой ответ).
  2. Творческий - составить кроссворд по изученной теме или составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по теме.

Файлы