5 класс. Русский язык. Правописание приставок

5 класс. Русский язык. Правописание приставок

Комментарии преподавателя

Ход урока:

1.Организационный момент:

Прозвенел звонок для нас.

Все вошли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво (здороваются).

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда,

Так начнем урок, друзья!

2.Актуализация II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося:

 Выпишите слова с пропущенными орфограммами, разделяя их 2 две группы.

   Поднимается со…нце, и его лучи осв…щают д…лекие п…ля и кусты возле осин…вого леса. Я предпол…гал с…брать   …десь много яго… Они тут ра…сыпались ж…лто-красным к…вром. Мне осталось под…скать подходящую посуду.

Учитель: Оцените работу соседа по парте

                  По каким признакам распределяли слова?

Ученики: (По специальному правилу и по сильной позиции)

По спец.правилу                                                               По сильной позиции

Предполагал                                                                            солнышко

Жёлто-красным                                                                      освещают

Рассыпались                                                                             

  Посуду                                                                                      далекие

                                                                                                     осинового

                                                                                                     ковром

 III. Проблемное объяснение нового знания:

А в какую  группу вы отнесли слово ПОДЫСКАТЬ?

(По сильной позиции= ИЩЕТ)

 Хорошо, но как быть со словом разЫскивать? На него тоже падает ударение?

- Как думаете, какова тема урока? (Записать тему урока)

- Какова главная цель урока? (Понять, когда пишем Ы или И после приставок)

- Какова задача урока? Научиться это делать

 Проанализируйте такие пары слов:

Заигрывать – подыгрывать

Выигрывать – разыгрывать

Какую закономерность вы увидели? Какой вывод можно сделать?

Сказать об исключениях  МЕЖ   СВЕРХ    ВЗИМАТЬ

IV. Первичное закрепление.

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию.

  1. Лексическая работа со слайдами:
  • Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей –СЫЩИК;
  • Проводить осмотр, чтобы найти что- либо- ОБЫСКАТЬ
  • Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ
  • Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо -ПРЕДЫДУЩИЙ

2) Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним ее правописание

Роз...ск, с…щик, пере…зданный, за…нтриговать, по...ск, об…ск, с…гранный, небез…звестный

3) У вас на столах листы со  словосочетаниями. Вова Бутузов, увидев эти листы,  сказал:

-  Что-то плохо пятиклассники разобрались в этой орфограмме, вон сколько ошибок наделали…

- Ну, нет, не могут все в классе быть такими невнимательными. Видимо тут есть какая-то закономерность, - задумчиво сказала Настя Кувшинчикова . - Вот только какая?

  Разыгралась метель,  отыскать клад, безымянный палец, обыграть в шашки, сыграть в футбол, дезинфекция помещений, дезориентация в пространстве, межигровой, межинститутский, подытожить заседание, сверхинтересный рассказ, небезызвестный автор, изысканный явкус, происки злодеев, приучать сызмала, суперинтересный фильм, предынфарктное состояние, долгая контригра.

   Выпишите слова, которые противоречат нашему выводу:

Дезинфекция, дезориентация, суперинтересный, контригра

 Какую закономерность увидели вы? (Иноязычные)

4)Дайте толкование приставок:

 1ряд.  Вражеское наступление было запланировано на рассвете. Ночное контрнаступление наших войск было для них полной неожиданностью.

2ряд. Инфекция в местах большого скопления народа распространяется молниеносно. Поэтому дезинфекция в помещениях во время эпидемии должна проводиться особенно тщательно.

3ряд.  Супергероем нашего времени должен быть не только сильный и выносливый, но и умный и высокообразованный человек.

К слайду о приставках

  • контр-   лат. ПРОТИВ (контрудар,   контрразведка)
  • суб- лат. ПОД (субарктический)
  •  транс- лат. ПОД (субарктический)
  • пан-  лат. ВСЁ (пандемия гриппа)
  • дез- лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

1.Попробуйте построить схему или модель правила, которое мы изучили.

2.В каком ряду во всех словах после приставки пишется буква Ы?

А)  под…грать, пред…стория, пред…дущий

Б)  по…грать, под…скать, без…нтересный

В)  сверх…нтересный, дез…информация, не….звестный

Г)  роз…ск, небез…звестный, на…игранный

  1. В каком ряду  во всех словах после приставки пишется буква И ?

А)  с…грать, пере…грать, про…грать

Б)  контр…гра, сверх…нтерес, дез…нфекция

В)  до…грать, без…нтересно, от…граться

Г)  до…сторический, пред…дущий, пред…стория

Примерная схема правила, изученного учащимися.

Правописание гласных (-Ы, -И-) после приставок, оканчивающихся на согласный.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=c-KkS_JB2lI

http://www.youtube.com/watch?v=OYJBpM43Nvs

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/24/razrabotka-uroka-pravopisanie-y-i-i-posle-pristavok-na

Файлы