5 класс. Русский язык. Правописание чередующихся гласных в корне слова

5 класс. Русский язык. Правописание чередующихся гласных в корне слова

Комментарии преподавателя

Цель урока – дать учащимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока:

1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы;

2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме;

3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала

Оборудование: карточки с заданиями разного уровня сложности; карточки с новым правилом; презентация Power Point, учебник

Ход урока

1. Организационный момент. (2 мин)

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для правил и письменные принадлежности.

Вы видите, что также на столе  вас лежат карточки. Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам позже.

2. Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)

- Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.

1 слайд презентации Power Point – слова:

Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы

- Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?

(Гласные в корне слова.)

- Давайте вспомним, что как мы будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?

(Учащиеся повторяют алгоритм + заранее записан на доске)

Безударная гласная в корне слова:

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.

- Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?

Беседа с учащимися:

- Какая орфограмма объединяет все эти слова?

(Безударная гласная в корне.)

- Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)

- Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?

(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)


3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)

- Давайте откроем наши учебники на с. 244. (материал для наблюдения) Поищем самостоятельно ответ на этот вопрос.

* Работа учащихся  по вопросам учебника.

 

* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?

 

Комментарий учителя:

- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА (2 слайд презентации):

Запомните дети

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА ведь волшебник,

ИА – не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть суффикс А,

В корне И пиши всегда.

 

- Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)

- Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?

(Ответы детей)

* Правило. (3 слайд презентации)

- На столе у вас лежат карточки с правилом. Возьмите их. Дома вы аккуратно вклеите их в свои тетради для правил. А сейчас просто отложите в сторону.

__________________________________________________________________

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)

- Мы сидели за партой и устали, давайте немного подвигаемся. Но не будем забывать про наше правило. Сделаем так: 1 вариант – буковка е. 2-ой – и. Я называю слово, если там пишется е – встают ребята 1 варианта, и – 2го.

Слова: забираться, замереть, протереть, расстилать, заблестеть, отпереть, выжигать, блистательный, отдирать, застелить, соберу, заберу, подберу.

__________________________________________________________________

4. Закрепление.

Слово учителя: - А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Для этого мы разделимся на группы. Те, кто обычно работают по 1 и 2 варианту, будут работать сейчас самостоятельно. Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 группы. На 2 столбика. Какие?

(Проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне)

 

Распределить словосочетания

на 2 столбика:

проверяемые безударные гласные

чередующиеся гласные

 

Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст

 

Те, кто всегда работают по 3 варианту, продолжают работать со мной.

1) Работа по группам (20 мин)

1 группа. Учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Задание: разделить на 2 столбика - проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне.

2 группа. Репродуктивная работа (по образцу)

См. образец с. 245.

Работа по 1 ученику к доске: подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, выбирать марки, заблестели огни, собираю цветы.

После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет 3 варианту новое задание: - Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)

Здравствуй, ослик ИА!

Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.

 

В это время происходит проверка результатов работы 1 группы.

 

После того, как 2 группа закончила работу, на слайд выводится задание – текст письма. (4 слайд презентации) Сначала один ученик читает текст. Затем учащиеся, которые работали во 2 группе, по-одному называют слова с орфограммой.

 

2) Задание на развитие речи.

- Мы учим с вами орфограммы, чтобы не просто правильно писать слова, а использовать их в тексте. Поэтому сейчас я предлагаю вам самим составить небольшой текст или хотя бы предложения с использованием слов в чередующимися гласными е-и. Тема: «Мои домашние дела»

На слайде слова:

 Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

(Учащиеся составляют предложения, читают их.)

- Что общего у этих слов?

(Есть суффикс а, поэтому в корне и)

6. Вывод.

- Сегодня мы с вами изучили новое правило чередования гласных в корне слова. Расскажите его. Какие корни подчиняются данному правилу?

Оценки за урок

7. Домашнее задание.

1) правило орф. № 24 с. 245

2) Упр. 655

3) нарисовать иллюстрации, в которых было бы зашифровано слово с чередованием в корне гласных е-и

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=GSkSk_10Vis

http://www.youtube.com/watch?v=ddorRnBc0kY

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/10/20/konspekt-uroka-dlya-5-klassa-bukvy-e-i-v-kornyakh-s

Файлы