8 класс. Литература. Л.Н. Толстой «После бала»

8 класс. Литература. Л.Н. Толстой «После бала»

Комментарии преподавателя

Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже  хорошо известно.

  • Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;
  • Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности  на Кавказе и в Севастополе ; был  путешественником, и педагогом,  и общественным деятелем, и философом;
  • Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);
  • Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;
  • Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;
  • У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.

Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым , если рядом с тобой много горя и страданий;

  • На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;
  • Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»;
  • Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.

Ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.

На балу

После бала

Краски, цветовая гамма

Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского.

Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.

Описание внешности главного героя эпизода

Варенька

Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались.

Солдат

Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте»

Звуки, характер музыки

Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс.

Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.

Психологическое состояние рассказчика

1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;

2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;

3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);

4)Бесконечно счастлив.

 

На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.

Описание полковника

Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец.

Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=X2IH4H-Hjho

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/28/urok-po-literature-8-klass-lt-tolstoy-posle-bala

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-l-n-tolstoy-posle-bala-klass.html

http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-4239

http://easyen.ru/load/literatura/8_klass/l_n_tolstoj_posle_bala/155-1-0-19029

Файлы