Древний Рим. Рим от возникновения до установления господства над Италией. 5 класс. История Древнего мира.

Древний Рим. Рим от возникновения до установления господства над Италией. 5 класс. История Древнего мира.

Комментарии преподавателя

1. Республиканский период древнеримской истории

В конце VI в. до н.э. в Древнем Риме появились предпосылки для создания демократического государства. В 509 г. до н.э. из Рима был изгнан царь Тарквиний.

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/77/Maccari-Cicero.jpg

Гордый, и римский сенат, в котором заседали 300 старейшин, постановил не избирать нового царя, а установить новую форму правления – республику, что в переводе с латыни означает «общественное дело». В данном случае под термином «республика» необходимо понимать такое государство, где власть принадлежит людям, выбранным на определенный срок. В Риме, как и в Афинах,

должностные лица избирались на 1 год. Так начался второй, республиканский, период древнеримской истории, продолжавшийся с 509 по 27 гг. до н.э.

Как и при царях плебеи не получили права участвовать в управлении, несмотря на то, что из них формировалась почти половина римского войска. Недовольные таким положением они в знак протеста ушли на священную гору, расположенную в окрестностях Рима и разбили там лагерь. В городе началась паника. Ходили слухи, что плебеи хотят основать собственный город. Это грозило Риму и ослаблением войска.

http://procherkon.com/images/publications/19/03.jpg

Патрициям пришлось пойти на уступки и разрешить плебеям избирать собственных должностных лиц – народных трибунов, главной обязанностью которых была защита прав простого народа. Народные трибуны обладали «правом вето» – на любое решение сената они могли наложить запрет. За этим последовал двухсотлетний период борьбы патрициев и плебеев, совпавший с установлением господства Рима во всей Италии. В результате этого противостояния произошло уравнивание в правах представителей обоих сословий. Теперь стать консулом, а также занимать любую государственную должность могли и патриции, и плебеи. Большое значение для плебеев имело запрещение в 326 году до н.э. долгового рабства.

2. Управление государством

http://newfact.ru/uploads/posts/2012-05/1337732574_3578070729_cedf85b0fd_z.jpg Функции по управлению государством и командованию армией, присущие ранее лишь царям, выполняли два консула. Они обладали равной властью, причем один из них мог отменить распоряжения другого. Для выборов консулов существовала специальная процедура тайного голосования. Ежегодно на Марсовом поле, широкой равнине, расположенной к северо-западу от Рима, собирались все свободные граждане, каждый получал специальную табличку, на которую записывал имена тех кандидатов, которым он отдает свой голос, затем голосующему предлагалось пройти по узкому мостику и бросить табличку в специальную урну. После подсчета всех голосов раздавался торжественный звук трубы, и объявлялись имена новых двух консулов. Выборы народных трибунов, а также принятие новых законов проходили менее торжественно. На Форуме – площади, расположенной в центре Рима, - собиралось Народное собрание. Консулы, народные трибуны или иные должностные лица могли вносить предложения о принятии нового закона, после чего гражданам предлагалось за этот закон проголосовать. Они получали две таблички: на одной из них было написано «да», на другой – «нет». Одну из табличек гражданин опускал в урну, а другу оставлял у себя. Однако, в случае если новый закон казался несправедливым, любой из народных трибунов мог запретить голосование, наложить на него запрет.

3. Главный орган власти

http://myths.su/images/150.jpgГлавным органом власти продолжал оставаться сенат. В результате длительной  сословной борьбы порядок формирования сената изменился. Теперь в него входили все бывшие консулы, народные трибуны, а также другие должностные лица. Членство в сенате было пожизненным. Сенат рассматривал вопросы, связанные с финансами: составлял бюджет, устанавливал налоги, руководил чеканкой монет. Сенат также руководил военными делами, определял время набора в армию, вносил постановления о роспуске войска, а также вел переговоры с другими государствами. Из числа сенаторов также назначались судьи.

     

4. Древнеримское войско

http://rudocs.exdat.com/data/192/191405/191405_html_m6079c5db.jpgПосле галльского нашествия 390 г. до н.э. в древнеримском войске были произведены значительные изменения. Основой армии стали военные подразделения, называемые легионами. Воины, входившие в легион, назывались легионерами. Легион насчитывал  более 4 тысяч человек, набранных из граждан. Во время боя легион строился в три линии. В первой – молодые воины, во второй – воины среднего возраста, являвшейся главной силой легиона, в третьей находились наиболее опытные воины, ветераны многих битв. Как правило, битва происходила следующим образом: в атаку шли воины первого ряда, но если им не удавалось добиться победы, следовал приказ к отступлению, и вперед выдвигалась вторая линия. Если же и ей не удавалось добиться желаемого результата, вперед, сомкнув щиты, единым строем наступала третья линия. Как сообщают нам древние авторы, такое построение римских войск всегда приводило к успеху, поскольку враг, преследующий отступающих, раз за разом встречал все более грозное сопротивление. Легионеры носили металлические доспехи, были вооружены короткими копьями и короткими мечами, позволявшими сражаться сомкнутым строем, прикрывая друг друга в случае необходимости. В походах римляне не возили с собой провианта, добывая все необходимое на месте. Останавливаясь на ночь, римляне строили укрепленный лагерь, возводили земляной вал, для защиты от врагов.

5. Краткие итоги по теме урока

1) В 509 г. до н.э. Римское государство было преобразовано в республику, руководимую ежегодно избираемыми должностными лицами и сенатом;

2) В ходе длительной борьбы плебеям удалось добиться равноправия с патрициями;

3) Главной опорой Рима являлась его непобедимая армия.

К занятию прикреплены файл  «Это интересно!» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:  

  • http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Ustroystvo-Rimskoy-respubliki
  • http://www.youtube.com/watch?v=8t0yGuOKXyU
     

Файлы