5 класс. Русский язык. Словосочетания. Предложения. Главные члены предложения.

5 класс. Русский язык. Словосочетания. Предложения. Главные члены предложения.

Комментарии преподавателя

§1. Предложения по цели высказывания

Изучать предложение, его строение и значение необходимо не только для того, чтобы красиво и правильно говорить, писать. Изучая предложение, мы понимаем, как мы мыслим, т.к. предложение – это форма мысли. Значит, чтобы быть верно понятым, нужно точно, без искажений донести до собеседника свою мысль. Для этого следует грамотно построить предложение. Понадобятся нам эти знания и при выполнении синтаксического разбора предложения.

Нам уже известно, что когда мы говорим или пишем, мы ставим перед собой одну из трех целей: сообщить о чем-либо, спросить о чем-то или приказать, посоветовать кому-нибудь сделать что-то.В зависимости от цели высказывания предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными.

Не сложно понять, что повествовательное предложение повествует, т.е. рассказывает о каком-то предмете или событии, признаке или, например, чувствах говорящего или пишущего. Рассмотрим несколько примеров:

Используя повествовательные предложения, можно составить небольшой связный текст или целый рассказ. Но произведение получится более ярким, «оживет», если добавить в него вопросительные и побудительные предложения!

Как нам понятно из названия, вопросительные предложения должны содержать вопрос. В предложение вопрос включается разными способами. Например, только с помощью интонации и соответствующего знака на письме:

Такое предложение легко превратить в повествовательное, поменяв интонацию:

Вопросительное предложение может иметь в своем составе частицу «ли» и обратный порядок слов:

Кроме того, в вопросительных предложениях часто используются частицы разве, неужели или вопросительные местоимения и наречия: кто, где, зачем и др.

Главная цель вопросительного предложения – получить у собеседника какую-либо информацию. Например, предложение «Когда твой день рождения?» требует конкретного ответа. Но в предложении может заключаться так называемый риторический вопрос, т.е. вопрос, не требующий ответа. Например: Или вопрос-предупреждение, угроза:

Побудительные предложения тоже могут иметь в своем составе некоторые специфические (т.е. особенные) элементы:

• глагол в одном из наклонений: Спой, светик, не стыдись! (И.А.Крылов); или Пойдем, мама, гулять! Учебник бы принесли!

• глагол в неопределенной форме: Стоять! Руки вверх!

• союз чтобы в начале предложения и глагол в форме прошедшего времени с частицей не:Чтобы этого больше не было! В некоторых предложениях частица не может не означать отрицания. Сравните, например, два предложения: Ты не купил молоко? и Ты купил молоко? Смысл их одинаковый.

• иногда используются и существительные, наречия, междометия. Например, в таких предложениях как: Молчание! Тихо! или Тс-с!

Побудительное предложение произносится с особой побудительной интонацией, что на письме часто отражается при помощи восклицательного знака. Иногда в речи мы используем вопросительно-побудительные предложения. Например: Дашь мне его номер телефона?        

§2. Виды предложений по эмоциональной окраске

Делятся предложения и по эмоциональной окраске. Выделяют восклицательные и невосклицательные предложения. Для невосклицательных предложений не свойственна особая интонация или специальные слова. А вот предложения восклицательные могут иметь в своем составе такие слова, как что за, какой, как и некоторые другие. Произносятся такие предложения с восклицательной интонацией, на письме в конце ставим восклицательный знак.

Например: Какой прекрасный день! Что за погода сегодня!

или: Как она замечательно рисует!

§3. Краткие итоги по теме урока

В зависимости от поставленной цели высказывания в речи используются повествовательные, вопросительные или побудительные предложения. Эти предложения могут отличаться друг от друга не только целью или интонацией, но и своим строением.

Повествовательные предложения характеризуются спокойной интонацией, на письме в конце такого предложения ставим точку. В вопросительном предложении используется особая вопросительная интонация, могут использоваться местоимения (кто, что и др.), наречия (почему, где и т.д.), частицы (ли, разве). При письме на вопросительную интонацию указывает вопросительный знак в конце предложения. В зависимости от интонации и форм использованных слов, побудительные предложения могут содержать приказ, просьбу, совет, мольбу, предостережение. Часто в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

По эмоциональной окраске предложения могут быть восклицательными и невосклицательными. Восклицательные предложения тоже могут иметь специальные слова: какой, как, что за и др. Любое из предложений по цели высказывания может стать восклицательным в случае, если говорящий придаёт своим словам дополнительную эмоциональность.

Сведения о цели высказывания и эмоциональной окраске указываем в характеристике предложения при его синтаксическом разборе.

 

Источники

http://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Kakie-byvayut-predlozheniya-po-tseli-vyskazyvaniya.-Vidy-predlozheniy-po-emotsionalnoy-okraske-

http://www.youtube.com/watch?v=bx9gF49-WN4

http://www.youtube.com/watch?v=MIjLXVACyP0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.