5 класс. Биология. Царство Растения

5 класс. Биология. Царство Растения

Комментарии преподавателя

Палеоботаника

Палеонтология – наука об ископаемых останках растений и животных.

Палеоботаника – раздел палеонтологии, который изучает ископаемые останки растений, залегающие в геологических пластах.

Погибшие растения иногда попадали в безкислородную среду (болота, обвалившиеся пласты земли), где они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами и образовывали окаменелости (см. Рис. 1).

Окаменелые растения

Рис. 1. Окаменелые растения

На затвердевших породах могут оставаться отпечатки, которые хорошо передают внешний вид вымерших организмов (см. Рис. 2).

Отпечатки растений

Рис. 2. Отпечатки растений

С помощью специальных методов определяют возраст ископаемых растений.

Изменение и развитие растительного мира

В далекие времена растительный мир Земли отличался от нынешнего. В самых древних отложениях нет признаков жизни, в более поздних находят останки примитивных организмов (см. Рис. 3).

Эпохой возникновения жизни считают архейскую эру, в которой возникли условия для зарождения жизни (нормальная температура, вода).

Строматолит (окаменевшее бактериальное сообщество)

Рис. 3. Строматолит (окаменевшее бактериальное сообщество)

Чем моложе слой, тем более сложные организмы там встречаются. В процессе исторического развития многие растения вымерли, другие очень изменились.

Происхождение растений

Самые старые геологические породы земли сформировались около 4 млрд лет назад. Но не ясно, сколько лет заняло их формирование.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5 – 4 млрд лет назад. Простейшие организмы были бактериями (см. Рис. 4), они не имели собственного ядра, но обладали способностью к обмену веществ и размножению.

Бактериальная клетка

Рис. 4. Бактериальная клетка

В пищу, они использовали органические и минеральные вещества, растворенные в океане. Постепенно количество органических веществ в океане уменьшилось, и появился фотосинтез.

Это период называют первым кризисом жизни, который возник из-за недостатка органических веществ. Второй кризис жизни связан с насыщением атмосферы кислородом, в результате чего погибло большинство безкислородных бактерий, а выжившие клетки стали использовать кислород для своих обменных процессов.

Фотосинтез – процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. С его появлением в атмосфере стал накапливаться кислород. Постепенно состав воздуха стал приближаться к современному. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

Появились первые эукариоты (см. Рис. 5). Их клетки имели настоящие ядро и митохондрии, пластиды.

Эукариотическая клетка

Рис. 5. Эукариотическая клетка

Появились одноклеточные водоросли. Одни из самых древних – цианобактерии (сине-зеленые водоросли) – прокариотические организмы.

Существует множество групп эукариотических водорослей. Одноклеточные водоросли – родоначальники царства зеленых растений. Среди многоклеточных водорослей, наряду с плавающими, появились и донные формы (фукус, ламинария). Такой образ жизни привел к разделению растения на части: одни служат для прикрепления к субстрату, другие – для фотосинтеза.

У водорослей возникло половое размножение, что привело к увеличению изменчивости и появлению новых свойств, которые иногда помогали приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды.

Выход растений на сушу

Со временем поверхность материков и дно океана изменились. За счет колебаний земной коры на месте моря могла возникать суша.

Переход растений к наземному образу жизни был связан с существованием периодически заливавшихся водой и освобождавшихся от нее участков суши. Осушение участков происходило постепенно, и у некоторых водорослей стали появляться приспособления к наземному образу жизни. И древние многоклеточные водоросли дали начало высшим растениям.

Приспособления растений к жизни на суше:

  • Появление механической ткани
  • Появление проводящей ткани
  • Появление устьиц на листьях
  • Способность запасать воду
  • Размножение постепенно перестает быть связанным с водой (у голосеменных и покрытосеменных

 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/proishozhdenie-rasteniy-osnovnye-etapy-razvitiya-rastitelnogo-mira

исчтонки видео - http://www.youtube.com/watch?v=XkLy6Y1Rh4E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=G2dueviA6vc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=oNtHeUucEKE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=EJ8kO2xAAr8

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3-TF-u26ThY

истчоник видео - http://www.youtube.com/watch?v=xiBMfcX-llg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=FCjQ21XyqZE

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/osnovnye-ehtapy-razvitija-rastitelnogo-mira.html

Файлы