Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)

Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. 5 класс (урок 116-133)

Комментарии преподавателя

Тема Падежи имён существительных

урока:

 

 

Цель * закрепить умения учащихся правильно склонять имена

урока: существительные;

  • повторить написание безударного окончания имён

существительных.

 

 

ХОД УРОКА.

 

  1. Разминка.

 

Задание: правильно определите склонение имён существительных.

Тюль, дядя, простынь, дочь, тишина, озеро, шампунь, лебедь, Петя, рельс, объединение, такси, яблоко.

 

 

  1. Театрализация стихотворения Г.Граубина «Ленительный падеж».

 

Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

 

  1. Устная разминка.

 

Задание: ответьте на вопросы.

 

  1. Сколько падежей в русском языке?. Перечислите их с вопросами.

  2. Почему мы задаём к падежам сразу два вопроса?

  3. Какие имена существительные называются собственными, какие – нарицательными?

  4. Сколько падежей было в древнерусском языке?

 

(Рассказ ученика о падежах)

Русский - язык девяти падежей.


Почему девяти, ведь в школе мы учили только шесть? Да, в русском языке шесть самостоятельных падежей, но есть ещё три, которыми все мы часто пользуемся.

 

Звательный падеж (вокатив).
Точнее, назовём его ново-звательным, чтобы отличить от того звательного, который существовал несколько веков назад.
Самостоятельная форма осталась только у группы уменьшительных. Когда мы обращаемся к Ване, Ане, Диме, говорим им "Вань", "Ань", "Дим", мы употребляем форму ново-звательного падежа вместо именительного "Ваня", "Аня", "Дима". "Ты, Зин, уж лучше, помолчала бы!" (Высоцкий). Ещё ново-звательный падеж есть у слов "мама", "папа", "дядя", "тётя" ("мам", "пап" и т. д.) и, редкий случай, у двух слов во множественном числе: "ребята" и "девчата" ("ребят", "девчат"). Однажды я даже слышал: "Мужчина! Мужчин!" Этот падеж образуется, как вы видите, посредством усечения окончания до нулевого. Но иногда, он может отличаться и специально добавленным окончанием: "Дениса! Пора домой!" или (собаке по кличке Бим) "Бима! Ко мне!"
Поскольку при обращении может использоваться и именительный падеж, ново-звательный является не обязательным, а  ф а к у л ь т а т и в н ы м  падежом.

Местный падеж (локатив).
Ну, тут всё просто. Все вы знаете, как образовать предложный падеж слова шкаф. "О чём? - О шкафе. На чём? - ... На шкафу!"
Вот эти формы: на шкафу, в лесу, в строю, на носу (а не на шкафе, в лесе в строе, на носе, что неграмотно) и выражают местный падеж. Как вы заметили, он употребляется только с предлогами "в" и "на". Единственный встреченный мною случай употребления локатива с предлогом "при": при полку.

Разделительный падеж (партитив).
Самый, пожалуй, неустойчивый и сложный падеж. Считается вариацией родительного. Головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: "Я из лесу вышел" (Некрасов), "Огоньку не найдётся?", "без году неделя".

А для того, чтобы запомнить систему девяти русских падежей существительного, давайте составим табличку.

 

Пример ново-звательного

Пример местного

Пример разделительного

Пример разделительного и местного.

Именительный

Ваня

мозг

чай

снег, лес

Родительный

Вани

мозга

чая

снега, леса

Разделительный

---

мозга

(стакан) чаю

(куча) снегу, (вагон) лесу

Дательный

Ване

мозгу

чаю

снегу, лесу

Винительный

Ваню

мозг

чай

снег, лес

Ново-звательный

Вань

---

---

---

Творительный

Ваней (Ванею)

мозгом

чаем

снегом, лесом

Предложный

О Ване

о мозге

о чае

о снеге, о лесе

Местный

На Ване

в мозгу

в чае

в снегу, в лесу.

 

  1. Какой падеж не употребляется с предлогом?

 

 

  1. Творческая работа.

 

Задание: составьте из данных слов предложение.

- Что такое предложение?

(Маленький, удавиться, в, Данилко, петелька. – Маленький Данилко в петельке

удавился).

- Сделайте синтаксический разбор предложения, определите склонение и падеж

существительных.

 

 

  1. Дополнение учителя.

 

Падеж – грамматическая категория имени, выражающая отношение данного имени в данном падеже к другим словам в предложении.

Древнегреческая традиция оказала влияние на латинскую. В латинском было 5 падежей.

- Лишительный, «отложительный», был добавлен в конце.

- Именительный, родительный, дательный, винительный, отложительный.

Количество падежей зависит от развитости системы предлогов. В современном английском языке существует два падежа и развитая система предлогов, финско – угорском – 14 падежей и минимальное количество предлогов, в венгерском – двадцать два.

Именительный падеж – прямой. Форма именительного падежа является начальной формой слова. В предложении существительное в именительном падеже может быть подлежащим, именной частью составного сказуемого, обращением, приложением.

- А сколько в русском? Перечислите их.

 

  1. Определите падеж.

Задание: определите падеж слова «дело» в разных пословицах.

Дело шуток не любит. (И.п.)

От до дела целая верста. (Р.П.)

Не по сути дело, а по делу суть. (Д.п.)

 

Задание: прочитайте четверостишие, помогите попугаю Кеше найти и исправить ошибки. Какой можно сделать вывод.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол,

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вывод: в русском языке есть несклоняемые имена существительные.

 

  1. Стихотворение поэта Кирсанова.

 

Повсречательный есть падеж,

Узнавательный есть падеж,

Ожидательный и томительный,

Расставательный и мучительный,

И ревнительный есть падеж.

- Эта шутка не так далека от действительности. Каких только нет падежей в русском языке:

1. Сопроводительный (в сопровождении чего? кого?).

2. Лишительный (без чего?).

3. Заступительный (вместо кого?).

4. Превратительный (становится чем? кем?).

5. Срединный (среди чего?).

6. Поверхностный (поверхности чего?).

И множество других есть падежей в языках мира.

 

  1. Алгоритм.

 

    1. Нахожу слово, к которому относится имя существительное.

    2. Ставлю вопрос.

    3. Выделяю окончание.

    4. Определяю падеж.

 

  1. Работа с сигнальными карточками (Е – И).

 

    1. Сидеть на ветке.

    2. Гулять по аллее.

    3. Подплыть к суше.

    4. Отдыхать в санатории.

    5. Вспомнить о товарище.

    6. Привязать к нити.

    7. Стоять в очереди.

    8. Подойти к речке.

    9. Найти на карте.

    10. Расти на яблоне.

    11. Хранить в бутыли.

    12. Бланк повестки.

    13. Подходить к рассаде.

    14. Письмо учительнице.

    15. Отвечать по географии

    16. Побывать в планетарии.

 

 

  1. Игра «Кто быстрее».

 

Задание: определите падеж существительных, поставьте ударение, выделите окончание.

 

1 группа 2 группа

 

у реки у опушки

для семьи для ёлки

без доски без дороги

около реки около деревни

из земли из рощи

 

 

  1. Письмо по памяти.

 

Задание: запишите по памяти стихотворение, определите падеж имён существительных.

 

Ночь уходит. Свет зари струится.

Поредел над сопками туман.

Лес шумит. Шумят поля пшеницы.

Моряки уходят в океан.

Реки и озёра засверкали, звёзды догорают в синеве.

Над Москвою розовеют дали. Утро начинается в Москве.

 

11. Проверь себя (тестирование).

1. В русском языке падежей:

1) 7;

2) 9;

3) 6.

2. Творительный падеж отвечает на вопросы:

1) кто? что?

2) кем? чем?

3) кого? что?

3. У существительных мн.. в Дат.п. пишется окончание:

1) – ы, - и;

2) - амии, - ями;

3) - ям, -ам.

 

12. Итоги урока.

- Что нового вы узнали о склонении имени существительного?

- Как правильно определить падеж?

 

13. Домашнее задание.

    1. Вспомнить падежи имён существительных с вопросами.

    2. Составить текст на тему «Природа родного края».

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.