8 класс. Химия. Реакция между оксидом меди (||) и серной кислотой

8 класс. Химия. Реакция между оксидом меди (||) и серной кислотой

Комментарии преподавателя

Нагревание оксида меди(II) в растворе серной кислоты

Химическая реакция – это процесс, при котором из одних веществ получаются другие, отличающиеся от исходных веществ по составу или строению, по свойствам.

Нагревание оксида меди (II) в растворе серной кислоты

Одним из общих свойств кислот является взаимодействие с оксидами металлов. В результате таких реакций образуется соль и вода.

Солью называют вещество, состоящее из атомов металла и кислотного остатка.

Примером взаимодействия оксида металла с кислотой является реакция между оксидом меди (II) и раствором серной кислоты. Для начала данного взаимодействия необходимо нагревание веществ.

При проведении опыта нужно помнить не только о правилах обращения с кислотами, но и соблюдать правила техники безопасности при нагревании веществ в пробирке.

Проведение опыта

Черный порошок оксида двухвалентной меди CuO и помещают в пробирку. Добавляют немного разбавленной серной кислоты. Для начала реакции одного соприкосновения веществ недостаточно, нужно нагревание. Слегка нагревают пробирку с веществами, не доводя раствор до кипения. В результате реакции наблюдается постепенное исчезновение черного порошка оксида меди и образование раствора голубого цвета. Рис. 1.

Образование раствора медного купороса

Рис. 1. Образование раствора медного купороса

Уравнение данной реакции:

CuO + H2SO4= CuSO4 + H2O

Эта реакция относится к реакциям обмена, т. к. из двух сложных веществ в результате обмена составными частями образуются два новых сложных вещества.

Реакция обмена – это реакция между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями и образуются два новых сложных вещества.

Раствор сульфата меди (II) окрашен в голубой цвет. Кристаллогидрат сульфата меди CuSO4H2O имеет исторически сложившееся название – медный купорос.

Растворимые соединения меди, в том числе и медный купорос, ядовиты. Но в микроскопических количествах медь как химический элемент необходима для нормального развития растений и животных, так как она стимулирует внутриклеточные химические процессы.

Как уже было сказано, полученный в ходе реакции сульфат меди (II) относится к классу солей. Все соли являются твердыми кристаллическими веществами. Как доказать, что в результате реакции получился раствор соли?

Для этого можно воспользоваться двумя способами.

Во-первых, можно поместить на предметное стекло несколько капель полученного раствора и нагреть его. После испарения воды на стекле останутся кристаллы соли.

Во-вторых, можно использовать увеличительный прибор – микроскоп. Если каплю полученного раствора поместить на предметное стекло и рассмотреть ее под микроскопом, то можно увидеть кристаллы медного купороса. Рис. 2.

Кристаллы медного купороса под микроскопом

Рис. 2. Кристаллы медного купороса под микроскопом

Сульфат меди (II) – наиболее важная соль меди, которая часто служит исходным сырьём для получения других соединений.

1. Безводный сульфат меди белого цвета, его можно использовать как индикатор влажности, с его помощью в лаборатории проводят осушку спирта этанола и некоторых других веществ.

2. Наибольшее количество непосредственно применяемого CuSO4 расходуется на борьбу с вредителями в сельском хозяйстве, в составе бордосской смеси с известковым молоком – от грибковых заболеваний и виноградной тли.

3. Медный купорос также используется как микроудобрение для восполнения дефицита меди в почве. Рекомендован для применения на торфяниках.

4. В строительстве водный раствор сульфата меди (II) применяется для нейтрализации последствий протечек, ликвидации пятен ржавчины, а также для удаления выделений солей («высолов») с кирпичных, бетонных и оштукатуренных поверхностей; а также как средство для предотвращения гниения древесины.

5. Также он применяется для изготовления минеральных красок.

6. В пищевой промышленности сульфат меди (II) зарегистрирован в качестве пищевой добавки с кодом E519 (в качестве консерванта).

ИСТОЧНИКИ

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass/bklassy-neorganicheskih-vewestv-b/reaktsiya-mezhdu-oksidom-medi-i-sernoy-kislotoy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=v576_u-VnEo

https://www.youtube.com/watch?v=sE5keBt5IX0

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5NT5jAKvgfw

источник презентации - http://ppt4web.ru/khimija/mir-kristallov-mednogo-kuporosa.html

http://www.youtube.com/watch?v=YpdD6q92oXs

Файлы