Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Комментарии преподавателя

Конспект урока "Суффикс" 5 класс

 Цель - формирование компетенций обучающихся:

  • языковой;

  • коммуникативной;

  • лингвистической;

  • культуроведческой;

  • информационной.

Задачи:

Образовательные:

    • закрепить знания учащихся об словообразовательных моделях;

  • формировать навыки активного слушания, словообразовательного анализа;

  • формировать умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;

  • развивать орфографическую зоркость.

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы ( развитие логического мышления, активизация памяти);

  • формировать навыки самостоятельной работы, работы в команде, взаимопроверки.

Воспитательные:

  • пробуждение интереса к истории языка, воспитание бережного отношения к слову;

  • создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;

  • воспитание чувства ответственности и взаимоподдержки

Структура урока

Конспект урока

Теоретическое обоснование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих и причины их отсутствия, слушает сообщения консультантов о выполнении домашнего задания.

Приветствуют учителя, сообщают фамилии отсутствующих и причины их отсутствия. Консультанты сообщают о выполнении учащимися домашнего задания.

Идёт наблюдение за настроением и самочувствием учащихся, проверка готовности к уроку. Создаётся благоприятная психологическая атмосфера для включения детей в работу.

2.Повторение пройденного материала (6 мин.)

Запишите, пожалуйста, в тетради

« Двадцатое января. Классная работа».

Традиционно каждый урок мы начинаем с разминки.

Орфографическая разминка. Объясните написание гласной в корне: вдалеке, долина, загородить, остановиться, восклицать, кареглазый.

Синтаксическая разминка.

Запишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.

Самый ягодный месяц – июль. В июле поспевает черника, малина, голубика, земляника, костяника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик работает у доски, остальные на местах. Даль, дол, город, огород, встать, клич, карий.

 

Один ученик работает у доски, остальные на местах.

 

В первом предложении подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, поэтому между ними ставится тире. Во втором предложении запятыми разделяются однородные подлежащие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проверка уровня усвоения знаний.

(4 мин.)

Хорошо. Ребята, скажите, пожалуйста, какую большую тему мы изучаем на последних уроках?

Что изучает морфемика?

 

 

 

Прочитайте ещё раз названия ягод в записанном предложении и скажите, почему их так назвали.

 

 

С помощью какой морфемы образованы эти слова?

Морфемика. Орфография. Культура речи.

 

Части слов (приставку, корень, суффикс, окончание), способы словообразования.

Черника – чёрная, малина – маленькая, голубика – голубая, земляника растёт близко к земле,

у костяники есть косточки.

С помощью суффикса.

 

Выявление опорных знаний. У учащихся создаётся настрой на дальнейшую работу с опорными знаниями.

 

 

 

Обращение к речевой практике, развитие навыков словообразовательного анализа.

 

 

 

4.Актуализация и постановка целей урока (5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

Что вы знаете о суффиксе?

 

 

 

 

Правильно. А теперь докажите это на примерах из сочинения ученицы.

Приложение 1.

Суффикс - значимая часть слова, которая обычно стоит после корня и служит для образования новых слов.

Суффикс добавляет новые значения в исходное слово: паучок – маленький, безобидный, паучище – большой, страшный, паучишко – высказывается пренебрежительное отношение.

 

 

5.Усвоение новых знаний (20 мин.)

Итак, что же мы можем выразить с помощью суффиксов?

О том, какую большую «работу» в языке могут выполнять суффиксы, нам расскажет ... А вы, слушая её сообщение, запишите интересные примеры.

Суффиксы из одних слов делают другие. Например, из слова учить суффиксы могут сделать и учителя, и ученика, и училище, и учение. А если убрать суффикс и добавить приставку, может получиться неуч.

Также суффиксы могут придавать словам самые различные смысловые оттенки, показать, о большом или маленьком предмете идёт речь, о симпатичном или не очень. В книге Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе» встречаются герои с такими фамилиями: Козявкин, Букашкин, Таракашкин, Штанишкин, Сапожкин, Чушкин, Тютелькин, Мурашкин, профессорша Мордочка. Всё ясно: это малыши. Если бы они были великанами, у них были бы другие фамилии: Штанищин, Сапожищин, Тараканищин.

А вот имена людей, которых встречал Гулливер, путешествуя по стране лилипутов и великанов: Редресель, Глюмдалькич, Дренло, Скайшер, Болголам. Догадайтесь, какие из них принадлежат лилипутам, а какие великанам.

 

Почему так трудно ответить на мой вопрос?

Имя великана здесь только одно – Глюмдалькич. Кто забыл это, советую перечитать книгу английского писателя Джонатана Свифта.

 

Скажем большое спасибо за интересное сообщение нашему докладчику. Кстати, какое значение имеет суффикс в слове «докладчик»?

 

Запишите примеры слов с суффиксами, обозначающими людей по роду их занятий, по профессии.

Правильно, но ведь есть и другие суффиксы с таким же значением. Например, как вы назовёте человека, прыгающего с парашютом?

А человека, который строит дома?

Как образовались эти слова?

 

Вспомните и запишите слова с этими суффиксами; первый вариант – с суффиксом –ист-, второй вариант – с суффиксом –тель-. Кто больше?

Давайте проверим.

 

 

 

 

Молодцы, очень хорошо поработали.

Можно немного отдохнуть. Предлагаю вам поиграть: я называю город, а вы говорите, кто в нём живёт.

Нижний Новгород-.., Владимир-.., Рязань-.., Новгород-.., Петербург-.., Астрахань-..

 

Пенза-.., Пермь-.., Тула-..

 

Дело в том, что суффикс –ец-, с помощью которого чаще всего образуются названия лиц по месту жительства, не всегда «работает», и тогда ему на помощь приходят другие суффиксы. Например, жителя Пензы называют пензяк, жителя Перми – пермяк, Тулы – туляк, житель Мурома – муромчанин, Ростова – ростовчанин. Давайте запишем несколько примеров.

Некоторые названия жителей имеют свою историю. К примеру, жителей Москвы называли в разное время по-разному (записываем и обозначаем суффиксы): московляне, москвичи, москвитины, москвитинники, москвитяне, московцы, москали. Из столкновения этих названий победителем вышло одно: москвичи с суффиксом –ич-. С этим же суффиксом – жители Серпухова (серпуховичи), Твери (тверичи), Можайска (можаичи).

В каникулы многие из вас ездят к своим бабушкам и дедушкам. Напишите, пожалуйста, как называют жителей той местности, где вы отдыхаете. С помощью каких суффиксов они образовались?

Суффиксы –чанин-,-ал-,-тин-, которые встретились нам в словах, образуют относительно мало слов в русском языке, поэтому их называют непродуктивными. К числу непродуктивных относятся также суффиксы, с помощью которых образованы слова «грязнуля, чистюля, молодчага, тихоня, копуша, дорогуша». Запишите эти слова и обозначьте в них суффиксы.

Какое значение они имеют?

 

А теперь я предлагаю вам проверить, насколько быстро и правильно вы сможете образовать новые слова с помощью суффиксов. Самостоятельно выполните упражнение 397. На работу 3 минуты. Закончив работу, поменяйтесь тетрадями – взаимопроверка.

 

 

Почему суффиксы, которые вы использовали, называются уменьшительно-ласкательными?

 

 

 

 

Итак, посмотрите на все записанные вами слова, на выделенные в них суффиксы и скажите, на какую часть речи указывают эти суффиксы. Какое общее значение выражают?

Своё отношение к тому, о чём говорим.

Слушают одноклассницу, работают в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения, затрудняются с ответом.

 

Потому что в этих именах нет русских суффиксов, которые открыли бы нам секрет.

 

 

 

 

Суффикс –чик- обозначает человека по роду его занятий.

 

 

Учащиеся записывают в тетрадях: каменщик, стекольщик, грузчик, рассказчик и др.

 

 

Парашютист.

Строитель.

С помощью суффиксов –ист-, -тель.

Учащиеся записывают слова, обозначают суффиксы.

 

Один человек от каждого варианта читает записанные слова, остальные дополняют его ответ.

 

 

 

 

Нижегородец, владимирец, рязанец, новгородец, петербуржец, астраханец.

Учащиеся затрудняются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся пишут нижегородец, пермяк, ростовчанин, выделяют суффиксы –ец-, -як-, -чанин-.

 

 

Учащиеся работают в тетрадях.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают слова, выделяют в них суффиксы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают эмоциональную оценку человеку.

 

 

 

 

Учащиеся выполняют упражнение, проверяют друг у друга правильность выполнения, обсуждают и исправляют ошибки.

 

Потому что с их помощью мы можем показать своё ласковое отношение (сыночек, доченька) или указать на маленькие размеры предмета (флажок, вазочка).

Указывают на имя существительное, выражают общее значение предметности.

 

Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращение к читательскому опыту активизирует память.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие логического мышления.

 

 

Устанавливаются межпредметные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация памяти учащихся, обращение к речевой практике.

 

 

Включение в работу всех учащихся.

 

 

Воспитывается чувство коллективизма, формируется умение работать в команде.

 

 

Психологическая разрядка с элементами познавательной игры.

 

 

 

 

 

 

 

Формируются навыки активного слушания, обогащается словарный запас учащихся.

 

 

 

 

 

Формируются навыки словообразовательного анализа.

 

 

 

 

Формируются навыки активного слушания, умение выделять главное из устного сообщения.

Пробуждение интереса к истории языка.

 

 

Устанавливаются межпредметные связи (краеведение)

 

 

 

 

 

Знакомство с новым лингвистическим понятием.

 

 

 

 

 

 

 

Происходит первичное закрепление знаний и использование их на практике.

Продолжают формироваться навыки самостоятельной работы.

Совершенствуются навыки взаимопроверки, развивается орфографическая зоркость.

Развивается логическое мышление.

 

 

 

 

 

Формируется умение анализировать и обобщать полученную информацию.

 

6.Закрепление полученных знаний(6 мин.)

Представьте себе, что вдруг пропали все суффиксы. Все существительные, предположим, даны нам в готовом виде, не надо ничего образовывать. Вы бы хотели, чтобы это произошло?

 

 

 

А теперь, чтобы не забыть всё то, что мы сегодня узнали, я предлагаю вам поработать с таблицей «Суффиксы имён существительных». Приложение2.

По какому принципу сгруппированы суффиксы?

Сформулируйте и запишите, какое значение соответствует каждой группе суффиксов. Приведите по одному примеру на каждый случай. Можно пользоваться материалом учебника и тетради.

Нет, мы против. Ведь тогда наша речь станет намного беднее, потеряет эмоциональную окрашенность, выразительность.

 

 

 

 

 

 

 

По значению, которое они привносят в слово.

Воспитание бережного отношения к слову, умение воспринимать красоту и выразительность языка. Осознание учащимися того, что словообразование – речевая необходимость. Тема урока предстаёт в своей практической сущности.

 

 

 

 

Происходит закрепление полученных знаний. Развивается самостоятельность.

Формируются навыки работы с опорными схемами, навыки их оформления.

Практическое применение знаний.

7.Информация о домашнем задании (2 мин.)

Аналогичную схему «Суффиксы имён прилагательных» вам предстоит составить дома: выполнив упражнения 394 и 395, вы познакомитесь с суффиксальным способом образования имён прилагательных, выясните, какие суффиксы чаще всего для этого используются. А более подробно мы поговорим об этом на следующем уроке.

Тем же, кто предпочитает творческую работу, я предлагаю написать сочинение «Портрет суффикса …» - какого, выберите сами.

Слушают информацию о домашнем задании.

Формирование мотивации к дальнейшей познавательной деятельности.

 

 

 

Установление связи с последующим уроком.

 

 

Дифференциация домашнего задания, пробуждение творческого мышления.

8.Подведение итогов (1 мин.)

Итак, наш урок подошёл к концу. Понравился он вам?

 

Мы хорошо поработали и узнали много нового и, надеюсь, интересного о такой замечательной части слова, как суффикс. Я хочу поблагодарить всех за активную работу. У нас есть ребята, которые были активны в течение всего урока – они получают отметку «пять». Всех желающих спрошу на следующем уроке.

Слушают учителя, высказывают своё мнение об уроке.

 

 

 

 

 

Учащиеся получают отметки за работу на уроке.

Формируется чувство удовлетворения от проделанной работы.

Осуществляется переоценка способностей, повышается самооценка.

Формируется мотивация к дальнейшей познавательной деятельности.

 

Тема урока: «Приставки»

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

а) формирование способов умственных действий, орфографической зоркости в процессе изучения, повторения и обобщения понятий о приставке, воспитывать интерес к русскому языку, развивать умение видеть морфемный состав слова.

 орфографической зоркости;

мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация «Приставки»; эталоны для самопроверки.

                          Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

1)    Организация актуализации требований к учебной деятельности («надо»).

2)    Организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3)    Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

  • Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Морфемика. Орфография. )

-Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( Суффикс).

-Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова? (приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что такое суффикс? (Суффикс — значимая часть слова, которая находиться после корня и обычно служит для образования слов.)

Вы хотите расширить свои знания о разделах языка? (Да.)

- Что вы знаете о приставке? (Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов с новым значением)

- Зачем нам нужны новые знания? (Чтобы грамотно писать)

- Какие шаги необходимо выполнить при познании нового знания? (Обязательно два шага: выяснить, что мы знаем и не знаем).

- И все? (Нет).

- Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

- Затем постараемся выполнить задание на новое знание.

- Анализируя его выполнение,  выясним, что  не знаем.

- Выясним причину затруднения: что не знаем для выполнения задания.

- Постараемся самостоятельно выйти из затруднения, т. е. вычленить новое знание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Организация актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Фиксация актуализированных способов действий в речи.

3)  Фиксация актуализированных способов действий в знаках (эталонах).

4) Организация обобщения актуализированных способов действий.

5) Организация актуализации мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивирование к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

7) Организация самостоятельного выполнения пробного учебного действия.

8) Организация фиксации индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

- В  течение урока вам необходимо оценивать свою  познавательную деятельность:

- задание выполнено правильно, ставьте  + (плюс);

- Задание выполнено неточно, ставьте знак вопроса (?).

- С чего начнем наше познание нового? ( С повторения, что знаем по теме:

« Суффиксы»).

 Какой способ повторения нашей темы выберем? (Карточные задания).

- Предлагаю записать и разобрать по составу слова: уборка, говорливый, надрежут, приберегли, безветренный, безвыходное, приближался. 

(Кто-то может работать у доски, остальные  - в тетрадях).

- Учащиеся первых трех парт первого ряда по цепочке работают по карточке, комментируют изученную на прошлых уроках.

Карточка:

В стихотворении С.А.Есенина найти слова с суффиксами, определить их значение.
Из-за леса, из-за тёмного,
Подымалась красна зорюшка,
Рассыпала ясной радугой
Огоньки-лучи багровые.
В это утро вместе с солнышком
Уж из тех ли тёмных зарослей
Выплывала, словно зоренька,
Белоснежная лебёдушка.

- Какое настроение вызывают у вас эти строки?
- Вы услышали красоту слова? (О богатстве языка).
- Найдите суффиксы и приставки в этих стихах, определите их значение.

- Какие разделы науки о языке нужно знать при выполнении данного задания? (Морфемика, Лексика, Словообразование.)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме: 

 « Суффиксы"? (Материал усвоен на достаточном уровне)

- Посмотрим, как поработали наши одноклассники карточками. Кто хочет стать консультантом? ( Один из учеников проверяет выполнение и говорит карточное задание выполнен верно»)

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме  «Суффиксы»? (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в данном тексте вы нашли? (орфограммы в приставках и корнях, суффиксах).

- С какими разделами науки о языке связан выбор орфограмм в приставках и корнях слов? ( Фонетика, словообразование, лексика).

- Какие орфограммы вы можете встретить в приставках? (Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с), приставки на з и с, приставка с)

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.- Все ли названные орфограммы вам знакомы? ( Да).

- Образуйте слова, используя приставки, объясните значения приставок.

 


 


 


 


 


 


 

- В чем заключается затруднение? (Необходимость повторения для полного закрепления темы.)

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация восстановления выполненных операций.

1)   Организация фиксации места (шага, операции), где возникло затруднение.

2)     Организация соотнесения своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.)

3)    На этой основе организация выполнения и фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

- Вспомните, какие орфограммы встречаются в приставках слова?

( Правописание гласных и согласных в приставках слова ).

-Какова же проблема? ( Коварная приставка «с» Она «ошибкоопасна»! Во-первых, потому что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому что иногда оказывается перед согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не столь опасна. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сжечь, сгибаться – чётко слышится [з]. ).

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство). 

Организация построения проекта выхода из затруднения:

1) Постановка цели проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Уточнение и согласование темы урока.

3) Определение средств (алгоритмов, моделей, справочников и т. д.).

  1. Формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

- Для того чтобы определить тему урока, вы должны отгадать загадки, а отгадки записать себе в тетрадь.

1) В перевалку шёл со льдин

К нам на утренник … (пингвин)

2) Он стоит на трёх ногах

Сам чёрный, в чёрных сапогах,

Зубы белые, педаль

Называется…(рояль)

3) Неуклюжий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

4) Что выше леса, краше света,

Без огня горит? (солнце)

5) Когда порою одиноко,

Вдруг в тишину ворвётся звон,

И голос друга из далёка

Тебе подарит …(телефон)

6) Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)

7) Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (волк)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

9) В домик свой скворец вернулся,

И в норе медведь проснулся.

Всюду слышна птичья трель,

Кто же к нам пришёл…(апрель)

-Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось? (Приставка.)

- А что такое приставка? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Изучит правила правописания орфограмм в приставках).

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание? (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника).

Повторяется правило правописания орфограмм в приставках слов, рассматриваются таблицы, алгоритмы.

V. Реализация построения проекта.

1)    Организация реализации построенного проекта в соответствии с планом.

2)    Организация фиксации нового способа действия в речи.

3)     Организация фиксации нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4)    Организация фиксации преодоления затруднения.

5)    Организация уточнения общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

- Обратите внимание на запись на доске.

Приставки русского языка.

Однажды Морфемика пригласила к себе в гости все приставки и выстроила их рядами.

В 1-ом ряду были приставки : в -, во -, вы-, до-, за-, на-, над-, надо-, не-, недо -, о-, об-, обо-, от-, ото-, пере-, по-, под-, подо- , пра- , пред-, про- ,с-, у- .

Во 2-ом ряду были приставки на –з- , -с- : без-/ бес-, воз- /вос- , вз- / вс-, из-/ ис -, низ- /нис-, раз- /рас-, роз-/ рос-, через-/черес- , чрез-/ чрес- .

В 3-ем ряду оказались приставки : пре-/ при-.

В 4-ом ряду оказались очень редкие приставки : па-, су- ( пасынок, суглинок);со- - соавтор, сотрудник.

-Какой же можно сделать вывод? (в 1-ой и 4-ой группе приставок гласные и согласные в приставках пишутся одинаково, независимо от произношения и происхождения, во 2-ой группе приставках з пишется перед звонкими согласным , а с- перед глухими согласными.).

- Обратите внимание на таблицу, на которой показаны особенности приставок.

Приставка

1 . …. часть слова.

2.Служит для образования новых слов.

3.Пишется слитно.

4.Между приставкой и корнем вопрос ставить нельзя.

- Я предлагаю выполнить следующее задание: каждому из вас предлагается набор приставок и индивидуальные карточки. На какие группы можно разделить данные приставки? Деление приставок на группы – это классификация. Прежде чем вы ответите на поставленный вопрос, я предлагаю вашему вниманию памятку «Как провести классификацию».

Порядок деятельности при классификации.

1.Выделить признак для классификации.

2.Провести классификацию в соответствии с признаками

Распределительный диктант.

Отдать, разбежаться, подавать, распилить, прекрасный, подкрасить, придорожный, бесшумный, надстроить, пригорать, низвергать, прикрепить.

- Итак, по каким признакам мы разделим приставки?( Неизменяемые приставки, приставки на з- и с-, приставки пре- и при.)

- А теперь заполняем карточку предложенными приставками.

Неизменяемые

Приставки на з- и с-

Приставки пре- и при-

 

 

 

- Что у вас получилось? Прочитайте приставки, которые вы отнесли к первой группе? Ко второй? К третьей?(1) Отдать, подавать, подкрасить, надстроить.2) Разбежаться, распилить, бесшумный, низвергать. 3) Прикрепить, придорожный, прекрасный, пригорать.)

- Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

-Молодцы. Теперь запишите предложение. Обработчик рыбных отходов побежал к надстройке.

- Найдите слова с приставками, выделите их. ( Обработчик, отходов, побежал, надстройке.)

-О какой группе приставок мы будем сегодня говорить?( О неизменяемых приставках.)

- Откройте учебник, найдите приставки, которые пишутся всегда одинаково.

(Это приставки от-, под-, над-, об-, пред-, в-, с-, до-, пере-.)

-Сформулируйте определение неизменяемых приставок.( Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.)

-Прочитайте стихотворение Орлова, выпишите из стихотворения слова с приставками, напишите слово, от которого оно образовано (без приставки).

Найдите лишние слова.

Опустился тёплый вечер,

Словно голубь с высоты,

На мои большие плечи,

На деревню, на кусты…

Сизо-дымчатый, туманный,

Вечер крыльями накрыл

Лес, реку, людей, поляны…

Ничего не позабыл.

Посмотрел, улечься где бы,

Синий соня, - и уснул,

Всё закрыв дневное небо…

Я сурово вверх взглянул.

А вверху дрожат в бессилье,

Чище самых чистых рос,

На его широких крыльях

Голубые капли звёзд!

(С.Орлов.)

-Сколько слов с неизменяемыми приставками? Сколько лишних слов?

( Лишние слова - бессилье, взглянуть.)

- Почему эти слова являются лишними? ( Это лишние слова, так как приставки в них не являются неизменяемыми, это приставки на з- и с-.)

- Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

- Прочитайте отрывок М.Ю.Лермонтова. Спишите его, найдите слова, в которых есть приставки и выделите приставки – это задание для 3 группы; выделите приставки, запишите слова, от которых они образованы – задание для 2 группы; выделите приставки, найдите особенные, необычные приставки – задание для 1 группы.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимой,

Засох и увял он от холода, зноя и горя,

И вот, наконец, докатился до Чёрного моря.

(М.Ю.Лермонтов.)

- Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самооценки.

- Какая приставка отличается от других? ( Приставка ото-.)

- Что с ней происходит? ( Произошло чередование о// нуль звука.)

-Есть ли в стихотворении приставки 2 и 3 группы? ( Нет.)

- Молодцы! Запишите слова, в которых происходит чередование. (Обозначить, обогнать, надорвать, ворваться.)

-Что характерно для этих слов? ( Для них характерно чередование гласных букв с нулём звука в приставках.)

- Верно. Но мы должны быть осторожны при выделении приставок в словах. В русском языке есть три слова, в которых буква з похожа на приставку. Написание этих слов нужно запомнить.

Здесь, здание, здоровье.

-Может ли з в этих словах быть приставкой? ( Нет, это часть корня.)

  • Оцените свою работу, внесите отметку в карточку самоконтроля.

  • Посмотрим на таблицу и подведем итоги

ПРИСТАВКИ

Не изменяющиеся на письме

Изменяющиеся на письме

Приставки пре- при-

(морфологический принцип орфографии) над-, от-, под-, об-, пред-, в-, с-, по-, до-, о-, об-, на-, пере- и др.

Написание приставок согласно произношению (фонетический принцип орфографии): без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, через-,(чрез-) - и те же приставки с буквой с

Написание приставок зависит от их значения


 

 VI. Первичное закрепление во внешней речи.

1)    Организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

– фронтально:

– в парах или группах.

-Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

- Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № ... на стр. .., прочитаем стихотворение А.С.Пушкина выразительно. Какую картину вы представили? Из какого произведения отрывок?(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях). А сейчас спишем текст обозначая приставки и коментируем значение приставок выделенных слов, будем работать в парах, поочередно комментируя значение слова друг другу.

- Продолжаем самостоятельно

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).

  VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

1)    Организация самостоятельного выполнения учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2)    Организация соотнесения работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно соотнесение работы с подробным образцом).

3)    Организация вербального сопоставления работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организация рефлексии деятельности по применению нового способа действия (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля, возможно вербальное сопоставление работы с подобным образцом).

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Выполним Упр.405. Вам нужно распределить слова на три группы- с основой, в которую входят: 1) корень и суффикс, 2) приставка и корень, 3) приставка, корень, суффикс. Обозначьте морфемы в словах. На работу … минут.

- … минут истекли. Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок.

 VIII. Включение в систему знаний и повторение.

1)    Организация выявления типов заданий, где используется новый способ действия.

2)    Организация повторения учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Приставки, с которыми мы познакомились,- это приставки, которые не изменяются на письме и приставки изменяющиеся на письме. ).

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило? (Нет).

-Почему? (Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с) Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный.

- Проведите самопроверку по эталону.

- Следующее задание. Списать предложения, обозначить орфограмму.

1. Звезды видны, а месяц еще не в…ходит.

2. Остановился Жилин, ра…думывает.

3. Сидит девочка, глаза ра…крыла, глядит на Жилина.

4. Костылин ра…сказал, что лошадь под ним стала.

5. Ра…сердился Жилин: “Так я же один уйду. Прощай”.

6. Все руки и…бил он, а колодку не сбил.

7.И…мучился Жилин, остановился.

- Проведите самопроверку по эталону

IХ. Рефлексия учебной деятельности.

1)    Организация фиксации нового содержания, изученного на уроке.

2)    Организация рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3)    Организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.

4)    Организация фиксации неразрешенных трудностей на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5)    Организация обсуждения и записи домашнего задания.

- Чему был посвящен урок? (в правописании орфограмм в приставках).

- В чем суть правописания данных орфограмм? (Правописание приставок, не изменяемых на письме, нужно запомнить или проверить в сильной позиции. В приставках на з и с перед звонкими пишется з, а перед глухими - с).

- Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно определяем правописание).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки  по алгоритму).

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 

 ?

 Научился проверять орфограммы в приставках , но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился проверять орфограммы в приставках, но не уверен, что самостоятельно смогу применить алгоритм. Скажу себе: «Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился проверять орфограммы в приставках по алгоритму и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился проверять орфограммы в приставках , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № ...из  параграфа ...

2. Кто научился проверять орфограммы в приставках, но не уверен, что самостоятельно сможет воспользоваться алгоритмом, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. ...

3. Кто научился проверять - и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и составьте текстовый диктант (не менее 15 слов с приставками).

 

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.