Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Морфемика. Орфография. Культура речи. 5 класс.(урок 94-113)

Комментарии преподавателя

Тема урока: Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: урок контроля знаний учащихся

Цели урока: - проверить знания учащихся по морфемике, словообразованию и орфографии;

                       - проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся;

                      - развивать орфографическую зоркость;

                       - воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

 

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

IІ. Проведение контрольного диктанта

Цель этапа: проверка знаний и умений учащихся по изученным темам.

 

1.Контрольный диктант.

         История одной яблоньки.

Росла в лесу дикая яблоня. Осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки. Одно только зёрнышко спряталось в землю.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом. А весной, когда пригрело солнце, зерно стало расти…  Из почки наверху вышли зелёные отростки. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой – и лет через пять хорошенькая яблонька проросла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, выкопал яблоньку осторожно, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю…

Года через три приходили из других садов брать от выращенной яблоньки  побеги для прищепа.

                                     ( По К.Ушинскому)

 

2.Грамматическое задание.

            1 вариант

           2 вариант

1.Выпишите слова с нулевым  окончанием (например, пришёл, в лес, садовник)

1.Выпишите слова, которые не имеют окончаний (например, только, когда).

2.Выпишите 5 слов с приставками.

2.Выпишите 5 слов с суффиксами.

3.Выполните морфемный разбор слов зёрнышко, проросла.

3.Выполните морфемный разбор слов: яблоньку, посадил.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Росла в лесу дикая яблоня.

4.Выполните синтаксический разбор предложения: Осенью упало с неё кислое яблоко.

 

 

Пишут под диктовку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют написанное.

 

 

 

 

Выполняют грамматическое задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют работу, сдают тетради.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

III.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

- Оцените свою работу на уроке.

 

- Выберите смайлик своего настроения.

-Изменилось ли оно? Почему?

 

Дают ответы на вопросы

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

 

 

 

 

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

Контрольная работа по теме «Морфемика и орфография» 5 класс

 

  1. Завершите предложения.
  1.      Морфемика изучает … (морфемы)
  2. Слова образуются с помощью … (приставок и суффиксов)
  3. Формы слова образуются с помощью (окончания)
  4. Лексическое значение слова зависит от значения (корня)
  5. Деление слова на морфемы при его написании называется (поморфемным письмом)
  6. Корни, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют совершенно разные значения называют (корнями – омонимами)

2. В каком варианте приставка пере- имеет значение заново?

                 1) пересолить (суп)                           3)перевязать (раненого)

 

                  2) переписать (текст)                           4) перебежать (улицу)    (№2)

          3. В каком ряду не все слова являются однокоренными?

        1)  бросить, разбрасывать                      3) шорох, шероховатый

                                                              4) сберегать, бережливый  (№3)

                    2) любить, влюблённый  

           4.Разберите слова по составу

                          Узорчатый, подпись, шажок, огуречный, сыплю

           5. Какое слово является «лишним»?

                     1) предлагать     2) отложить           3) приложение             4) ложь             (№4)

           6.В каком ряду для связи предложений используются однокорен-

               ные слова?

           

           А) Я страшно радовался велосипеду. Велосипед был небольшой,

              подростковый.

          Б) Мой дед смотрел на меня с укором. Я до сих пор вспоминаю этот

              урок.

           В) Мы говорили о зарницах. Чаще всего зарницы бывают в июле.

            Г) Лягушки – хладнокровные животные. И какая бы холодная вода ни

                 была, им всё равно.

            7. Укажите чередования в данных парах слов. Выделите морфему, в

               которой   происходит чередование.

                А) сон – сна

                  Б) надорвать – надрывать

                   В)  испанец – испанца

                   Г) сынок – сынка

               8.Запишите поморфемным письмом следующие слова:

                 Опоздать, скрипучий, скрепить, добросердечный, тишина, ново-

                  стройка, поддержать, умиляться

                9.В какой группе даны формы одного и того же слова?

                   А) синий, синего,  синему

                   Б) синь, синеть, синева, подсинька   (А)

                   Часть 2.

  1.  Р…ждество. (2) Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая ч…стота и снежность. (3) Синеватый ра…свет белеет. (4) Снежное кружево деревьев легко, как воздух. (5)Плавает гул ц…рковный, в этом морозном гуле шаром выплывает солнце. (6) Пламенное оно, густое. (7) Выплывает огнём за садом. (8) Вот по-

б…жало по в…рхушкам; ин…й зарозовел; брызнуло розовой пылью, берёзы позолотились, и огненно –золотые пятна пали на белый снег. (9) Вот оно, утро Праздника, - Р…ждество

                                                               (По Н. Шмелёву)

  1. Озаглавьте текст
  2. Выпишите из текста однокоренные слова
  3. Выпишите из текста слова с суффиксом неполноты признака
  4. Выпишите № предложений, где есть сравнение (4,5)
  5. Выписать слова - эпитеты

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.