10 класс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета

10 класс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета

Комментарии преподавателя

Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать Каролина Шарлотта Фет в 1820 году уехала из Германии с русским – Афанасием Шеншиным. Всоре родился Афанасий. Они обвенчались только после рождения сына, потому что Шеншину пришлось усыновить своего родного сына. Когда будущему поэту исполнилось 14 лет, церковные власти лишили его права носить отцовскую фамилию, и русский дворянин А.Шеншин превратился в разночинца-иностранца Афанасия Фета. Ему удалось получить русское гражданство только в 1864 году. Всё случившееся Фет пережил как трагедию. Он ставит целью вернуться в дворянское лоно Шеншиных и с фанатичным упрямством добивается её.

Фет – поэт-романтик; Фет – публицист-консерватор

С одной стороны, Фет – поэт-романтик, с другой стороны, - публицист-консерватор. Поэзия и проза Фета – художественные антиподы. Сам автор их настойчиво разграничивал, полагая, что проза – язык жизни обыденной, а поэзия выражает жизнь души человеческой. В поэзии он следует романтической традиции, а в прозе – реалистической. Ещё при жизни в нём видели, с одной стороны, - Фета – мастера поэтического слова; с другой стороны, Шеншина – расчётливого помещика и консерватора-публициста.

Фет любит – и бежит от любимой. Он знакомится с дочерью небогатых родителей – Марией Лазич, но вскоре бежит от любимой, объясняя это тем, что они оба бедны. Вскоре она умерла от тяжёлого ожога. До глубокой старости поэт не может уйти от этой трагедии. Он женится на Марии Петровне Боткиной, сестре критика Боткина. Всё это наложило отпечаток на его творчество.

-----------------------------------------------------------------

В лирике поэта занимают важное место, часто переплетаясь между собой, две тематические линии – природа и любовь

1.Природа

а) лирический восторг перед чудом бытия

Читаешь поэта – и обозреваешь мирозданье, а заодно мир души человеческой. Ещё с детства нам знакомы строки:

Я пришёл к тебе с приветом

(выразительное чтение наизусть этого стихотворения под музыку)

Какое ощущение вызывает у вас это стихотворение?

Трудно выразить, как и Фету, создавшееся ощущение цельным монологом, хочется называть, перечислять те эмоции, которые наполняют нас при чтении стихотворения. Это энергия, радость, свет, счастье, любовь, звон.

Как соотносится внешний мир и чувства лирического героя?

Все внутренне связано и создается цельная картина. Читатель не разграничивает внешний природный и внутренний мир лирического героя. Эта связь в едином порыве, на одном дыхании.

Ребята, вы обратили внимание, что стихотворение очень динамично.

С помощью каких средств создается динамика?

Употребление глаголов, повторов. Стихотворение построено на повторах: во-первых, каждая строфа начинается одинаково (единоначатие), во-вторых, повторы используются внутри строф

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой.

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой

Даже при чтении повторы создают ощущение того, что строки и слова «прыгают» перед глазами. Это и создает динамику стихотворения.

Действительно, восторг Фета перед красотой часто выражается одним возгласом. Кажется, что поэт не в силах что-нибудь сказать, кроме простого называния и перечисления….(чтение учителем стихотворения «Это утро, радость эта»).

В чем вы видите необычность формы этого стихотворения?

Все стихотворение – это одно предложение, в котором перечисляется множество деталей. В стихотворении совсем нет глаголов, однако оно очень динамично.

Как вы думаете, почему в стихотворении нет глаголов?

Глагол обозначает действие, процесс, а Фету нужно остановить мгновение, отсюда и множество деталей. Можно сказать, что Фет не рисует нам картину, а фиксирует мгновения, которые и создают эту картину. Именно поэтому и говорят об импрессионистичности стиля Фета.

Ребята, в 11 классе вы будете изучать серебряный век, и вам подробно расскажут о направлениях в поэзии, среди которых будет и импрессионизм. Сейчас мы в общих чертах попробуем охарактеризовать это явление.

Ребята, я хочу вам показать репродукции картин художников - импрессионистов. Посмотрите на репродукции, на этих трех картинах можно проследить технику письма импрессионистов. Если вы подойдете к картине слишком близко, то вам будет сложно различить, что на ней нарисовано. Техника такого письма основана на штрихах, отдельных мазках, точках, пятнах. Поэтому вам будет казаться, что это какие-то мазки и пятна, не складывающиеся в целостную картину, но если вы немного отстранитесь, то увидите, что эти мазки и точки создают монолитное полотно, на котором четко выделяются предметы, детали и т. д.

 Импрессионизм (характерные особенности)

 

На этом же приеме основана техника импрессионистского письма в поэзии. Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину. Посмотрите еще раз на стихотворение «Это утро, радость эта», поэт называет предметы окружающего мира, детали, не давая никаких характеристик, а только фиксируя свой взгляд на этих деталях. Но эти внешне не связанные между собой явления окружающего мира создают целостную картину. Понятно вам это? Давайте запишем небольшой вывод.

Импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и как будто не складывается в цельную картину.

Если о Тютчеве говорят, что он последний романтик, то о Фете говорят, что он был на пути от романтиков к символистам. Поэтому и реабилитировали Фета именно символисты, так как искусство Фета было понятно и близко им, в то время как современники Фета не понимали его стихов, осмеивали их, сочиняли пародии. Оказалось, что в творчестве Фет ушел от своих современников на поколение вперед.

Еще одно яркое стихотворение Фета, наделавшее много шуму, вызвавшее литературный скандал и послужившее мишенью для многих насмешек – «Шепот, робкое дыханье» (чтение учителем наизусть).

Можно ли увидеть импрессионистичность стиля Фета в этом стихотворении?

Да, можно, поскольку опять хаотичный набор зрительных и слуховых впечатлений создает целостную картину. В стихотворении нет ни одного глагола, то есть процесс передан с помощью фиксации, называния определенных явлений, эмоций.

Как соотносится внешний мир природы и внутренний мир человека?

Они вновь тесно слиты, спаянны.

Ребята, именно на этой спаянности и слитности основаны метафоры Фета. Если он пишет, что «сердце цветет», то неясно цветет сердце человека или растения. Уподобления по сходству у Фета очень тесно взаимосвязаны.

Посмотрите на концовку стихотворения, как вы ее понимаете?

Заря – не только природное явление, но в контексте всего стихотворения это метафора, то есть заря как высшее выражение чувства, восторг, эмоциональный пик.

(Анализ стихотворения «Над озером лебедь в тростник протянул…».)

Стихотворение отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Нет четкости в изображении, необычный ракурс предметов.

- Назовите лексику цветообозначения. («Река, блестя чешуей, бежала змеей золотой», «путь краснел» - краски яркие, чистые, сочные. Цвета красный и золотой передают вечерний колорит.)

Способность передать яркость, красочность природы – это следующая общая черта стихов Фета и полотен импрессионистов.

Художники – импрессионисты чаще изображали день, чтобы показать буйство красочной природы. Фет же чаще изображал сумерки, ночь. Но удивляет то, что у Фета, как и у художников, ночь не темная, тем более не черная (этот цвет Левитан назвал «трупом краски»).

Глагол «краснел» передает вибрацию цвета. Сочетания «Вечерние тени - вечерний мой путь краснел», «Начали звезды мелькать в небесах» отражают игру света и тени. Психологический параллелизм помогает почувствовать состояние двух людей как единое целое: «А мы-мы на лодке сидели…»

Эпитет «чуткий воздух» опять свидетельствует об импрессионистической манере письма, передает вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин – фетовский пленэр. Его пейзажи воздушны, в них много света.

Эпитеты «усталая грудь», «покорный руль» можно назвать метафоричными (т.е. построенные на переносном значении слова). Река, по которой плывут двое в лодке, тоже метафора – жизнь «быстро» бегущая. Динамику подчеркивает дважды употребленный безличный глагол «несло». Напряженность стихотворению придает анафора в последней строфе «Не помню». Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает вершины, кульминации.

б) красота в картине увядающей природы

Фет выразителен и точен при обрисовке картин природы в различное время года, в каждом из которых он находит неповторимую прелесть. Даже в картине увядающей природы поэт видит красоту, которая рождает светлые, жизнеутверждающие чувства. Это ощущается в стихотворении «Печальная берёза».

(чтение на фоне музыки и картины)

- Какими живыми существами населена природа? (традиционными для поэзии – соловей, орёл, лебедь – и , может быть, впервые попавшими в лирический пейзаж – чибис, кулик).

в) лирический герой Фета – герой, пребывающий в восторженном состоянии, обладающий эстетической  чуткостью, способностью восхищаться, понимать прекрасное.

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко смотрят в душу вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

2.Любовь

- Другая, не менее значительная заслуга Фета- изображение глубокого личного чувства.

-Найдём признаки лирической героини и лирического героя («Детские слёзы, влево бегущий пробор, муки души безбрежной» - признаки лирической героини, «глаз ревнивый, больная душа, тайная тоска в душе осиротелой» – признаки лирического героя). Мы можем сделать вывод, что для стиля его любовных стихов так характерен приём, когда портрет или психологическая деталь выступает как часть целого. Его любовной лирике свойственны трагедийность и глубокий психологизм.

Многие стихотворения поэта связаны с его любовью к Марии Лазич

 Стихотворение создано под впечатлением одного музыкального вечера в кругу друзей, пения Т.А. Кузминской – Берс. Таня Берс, основной прототип Наташи Ростовой в романе “Война и мир”, была замечательной музыкантшей и певицей (Татьяна Андреевна – сестра Софьи Андреевны Берс, жены Л.Н.Толстого).

Сияла ночь…

Может ли ночь “сиять”?

Сияла ночь – парадоксально звучащая антитеза.

Как называется стилистическая фигура, антитеза, представленная в виде двух контрастных, антонимичных слов, взаимоисключающих друг друга?

И этот художественный прием автор использует для того, чтобы передать атмосферу этой удивительной, ОДНОЙ ЕДИНСТВЕННОЙ “сияющей” ночи, которая, возможно, изменит всю жизнь лирического героя.

Луной был полон сад…

Мы видим, что последовательность слов в этом предложении нарушена. Перед нами, так называемая, инверсия. Дополнение стоит на первом месте, подлежащее – на последнем. Зачем автор нарушает порядок слов?

 Опять же, чтобы подчеркнуть то, что это необычная ночь, лунная, очень светлая.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Раскрытый рояль, дрожащие струны. Метафорическое значения слов явно вытесняет номинативное (назывное) – рояль тоже имеет душу, сердце!

Музыка оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей.

Это необыкновенно музыкальная, одаренная девушка, которая умеет пробудить в людях лучшие чувства. Силой своего таланта она преображает не только слушателей, но и окружающую реальность, поэтому ночь становится необыкновенной, “сияющей”.

Лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее высокого звука: “И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, // Тебя любить, обнять и плакать над тобой”. Важно не просто жить, но жить так, как в эту ночь, “звука не роняя”, и это уже относится к лирическому “Я”.

В этом стихотворении выделены моменты истинного бытия, их немного, в отличие от “томительных скучных” лет. Связь этих моментов оттеняют анафоры, эпифоры и другие повторы. Литература не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой язык. Но то, КАК воздействует музыка на слушателя, именно литература и может передать!

Тема страдания звучит у Фета через годы, сквозь время пронеся боль потерь и наделяя мир героя мудростью, не сломив его чувств, не заглушив романтику.

«Ещё люблю, ещё томлюсь…» Какие мотивы мы слышим ? (жизнеутверждающие, оптимистические) Что стоят эти его строчки:

Покорны солнечным лучам,

там сходят корни вглубь могил,

и там у смерти ищут силы

бежать навстречу вешним дням.

Какая в них жизнеутверждающая сила!

Музыкальность поэзии Фета.

Поэзию Фета отличает музыкальность, разнообразие ритмов и звуков. Именно поэтому она послужила прекрасным материалом для романсов. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, «романсы Фета распевает чуть ли не вся Россия». А композитор Чайковский так оценил музыкальность его стихов: «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант».

 Прослушаем романс «На заре ты её не буди» (слова Фета, музыка Варламова)

А композитор Т.Толстая положила на музыку слова стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

Особенности лирики Фета?

  • Использование приемов импрессионизма
  • Метафоричность
  • Ассоциативность
  • Музыкальность, мелодичность.

Счастье и боль. Спасение и последнее прибежище.

Фетовская лирика дышит таким счастьем, такой свободой, такой надеждой, что даже больно.

 Почему больно? Вспомним биографию поэта. Чем она страшна? Тайна рождения, выяснившаяся в отрочестве и осознанная как катастрофа. Вынужденная утомительная многолетняя офицерская служба. Трагическая любовь, закончившаяся гибелью любимого человека. Женитьба по расчёту и, наконец, злобное недоброжелательство критики, равнодушие читателей.

Да, более страшного испытания в жизни людей, пожалуй, не было. Тогда и поймёшь, чем были для него стихи. Спасением и последним прибежищем.

***************************************

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=0CJ6l0Cprxw

http://www.youtube.com/watch?v=ppFkfjsxJC4

http://www.youtube.com/watch?v=dt8gZ1nFF78

http://forum.schoolpress.ru/article/28/9

http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-v-10-klassie-na-tiemu-priroda-i-chieloviek-v-lirikie-a-a-fieta

Файлы