8 класс. Химия. Генетическая связь между классами неорганических веществ

8 класс. Химия. Генетическая связь между классами неорганических веществ

Комментарии преподавателя

Из веществ одного класса можно получить вещества другого класса. Такую связь, отражающую происхождение веществ, называют генетической (от греч. «генезис» - происхождение). Рассмотрим сущность генетических связей между классами неорганических веществ.

В ходе химических реакций химический элемент не исчезает, атомы переходят из одного вещества в другое. Атомы химического элемента как бы передаются от простого вещества к более сложному, и наоборот. Таким образом, возникают так называемые генетические ряды, начинающиеся простым веществом – металлом или неметаллом – и заканчивающиеся солью.

Напомню вам, что в состав солей входят металлы и кислотные остатки. Итак, генетический ряд металла может выглядеть таким образом:

Из металла в результате реакции соединения с кислородом можно получить основный оксид, основный оксид при взаимодействии с водой дает основание (только, если это основание – щелочь), из основания в результате реакции обмена с кислотой, солью или кислотным оксидом можно получить соль.

Обратите внимание, такой генетический ряд подходит только для металлов, гидроксиды которых являются щелочами.

Запишем уравнения реакций, соответствующих превращениям лития в его генетическом ряду:

Li → Li2O → LiOH→ Li2SO4

Как вы знаете, металлы при взаимодействии с кислородом, как правило, образуют оксиды. При окислении кислородом воздуха литий образует оксид лития:

4Li + O2 = 2Li2O

Оксид лития, взаимодействуя с водой, образует гидроксид лития – растворимое в воде основание (щелочь):

Li2O + H2O = 2LiOH

Сульфат лития можно получить из лития несколькими способами, например, в результате реакции нейтрализации с серной кислотой:

2LiOH + H2SO4 = Li2SO4 + 2H2O

Составим теперь генетический ряд неметалла:

Неметалл образует кислотный оксид. Из кислотного оксида при реакции с водой образуется кислота. Из кислоты в результате взаимодействия с металлом, основанием, солью или основным оксидом можно получить соль.

В качестве примера рассмотрим последовательные превращения серы:

S → SO2 → H2SO3 → K2SO3

Для получения оксида серы(IV) нужно провести реакцию горения серы в кислороде:

S + O2 = SO2

При растворении оксида серы(IV) в воде образуется сернистая кислота:

SO2 + H2O = H2SO3

Сульфит калия из сернистой кислоты можно получить, например, в результате реакции с основным оксидом - оксидом калия:

K2O + H2SO3 = K2SO3 + H2O

Другой способ получения сульфита калия из сернистой кислоты – реакция нейтрализации с гидроксидом калия:

2KOH + H2SO3 = K2SO3 + 2H2O

Генетическая связь между классами неорганических веществ приведена на Рис. 1.

Рис. 1. Генетическая связь между классами неорганических веществ

В приведенной схеме пары стрелок, направленных навстречу друг другу, показывают, какие реагенты нужно взять, чтобы получить соль.

Например, соль образуется при взаимодействии металла и неметалла, основного оксида и кислоты, металла и кислоты и т.д.

Запомним, что характерными являются реакции между представителями разных генетических рядов. Вещества из одного генетического ряда, как правило, не вступают во взаимодействия.

 

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=42J74Ox9Ee0

источник презентации - http://ppt4web.ru/khimija/geneticheskaja-svjaz-mezhdu-klassami-neorganicheskikh-veshhestv.html

конспект http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/8-klass

http://www.youtube.com/watch?v=r5A6JiPfORA

http://www.youtube.com/watch?v=35q7LNZqh0A

Файлы