10 класс. Литература. Своеобразие литературного процесса в России 19 века

10 класс. Литература. Своеобразие литературного процесса в России 19 века

Комментарии преподавателя

1. Понятие «золотого века» в античности

Понятие «золотой век» – метафорическое, и чтобы понять смысл этой метафоры, нужно вспомнить, откуда возникло прямое значение. Оно отведет нас в древность, в античность, в греческую мифологию, где возникло представление о «золотом веке» как об особом состоянии жизни людей и богов, когда они жили в гармонии. Эти мифологические представления были зафиксированы античными авторами. В первую очередь, речь идет о греческом поэте Гесиоде

гесиод 

Рис. 1. Гесиод (Источник)

и его поэме «Труды и дни», в которой он говорит только о поколении людей, сотворенных богами. Это было время, когда Кронос, или Хронос в греческой традиции, а в римской – Сатур сотворил особый род «золотых людей». Намного позже римский поэт Вергилий

вергилий 

Рис. 2. Вергилий (Источник)

в поэме «Энеида» употребит именно это выражение – «золотой век», имея в виду теперь не качества людей, а качество времени. Его же современник Овидий

Овидий 

Рис. 3. Овидий (Источник)

в поэме «Наука любви» иронически вспомнит о «золотом веке», говоря о том, что нынче за все приходится платить золотом, потому что живем мы в «золотом веке».

С течением времени именно римскую литературу стали называть «золотой». Расцвет римской культуры I века до н.э. получил название «золотого века» римской культуры, литературы и был связан с несколькими явлениями. С одной стороны, с проблемой латинского языка, который в то время приобрел особое качество своей классической завершенности. Нечто подобное будет происходить и в русской литературе начала XIX века. С другой стороны, это была эпоха особого покровительства наук и искусств. Первый римский император Октавиан Август

Октавиан Август 

Рис. 4. Октавиан Август (Источник)

поддерживал писателей: Горация, Вергилия – особенным образом создавая благоприятные условия для развития литературы, культуры.

2. Понятие «золотого века» в русской культуре

Когда же речь идет о русской культуре начала XIX века, то есть резон напомнить о том, что Герцен,

Александр Герцен 

Рис. 5. Александр Герцен (Источник)

размышляя о своеобразии исторического пути русской культуры, который она прошла со времен Петровских преобразований до начала XIX века, со свойственной ему красотой выражений заметит, что на Петровский призыв к образованию через сто лет Россия ответит гением Пушкина. И в этом смысле, действительно, то, что мы называем «золотым веком» русской культуры, начинается с первых десятилетий XIX века и наиболее отчетливо, может быть, проявилось в завершенности ансамбля северной столицы, Петербурга. Именно в это время Петербург приобретает тот классический вид, который мы помним, в первую очередь, по Пушкинскому роману «Евгений Онегин». И действительно, архитектор Захаров

Андреян Захаров 

Рис. 6. Андреян Захаров (Источник)

выстраивает здание адмиралтейства,

Здание адмиралтейства в Петербурге 

Рис. 7. Здание адмиралтейства в Петербурге (Источник)

от которого отходят центральные проспекты Петербурга.

3. «Архитектура»

О классическом веке в истории русской культуры, которую принято еще называть Петербургской частью её истории. И совсем не случайно. Ведь в центре событий окажется сам город Петербург с очень не большой историей, потому что его основание приходится на начало XVIII века. В строительстве Петербурга XVIII века преобладающим архитектурным стилем был стиль барокко. Так, выстраивается Петропавловский собор

Петропавловский собор в Петербурге 

Рис. 8. Петропавловский собор в Петербурге (Источник)

архитектором Трезини.

Доменико Трезини 

Рис. 9. Доменико Трезини (Источник)

Растрелли

Франческо Растрелли 

Рис. 10. Франческо Растрелли (Источник)

выстраивает Зимний дворец,

Зимний дворец в Петербурге 

Рис. 11. Зимний дворец в Петербурге (Источник)

Екатерининский дворец.

Екатерининский дворец в Петербурге 

Рис. 12. Екатерининский дворец в Петербурге (Источник)

А вот к концу XVIII началу XIX века сама по себе идея России как империи начинает подчеркиваться утверждением другого архитектурного стиля – классицизма. И если в литературе русский классицизм наиболее ярко выразился в середине XVIII века, то в архитектуре и живописи наиболее значительных достижений этот стиль обнаружит именно в начале XIX века, с одной стороны. С другой стороны, он и завершит собою архитектурную организацию Петербурга. Действительно, в этом смысле есть резон напомнить о строительстве адмиралтейства, построенного архитектором Захаровым. Оно оказалось некой точкой, от которой лучами отходят в разные стороны основные проспекты Петербурга, и в первую очередь, Невский, где в первой четверти XIX века завершает его оформление Казанский собор,

Казанский собор в Петербурге 

Рис. 13. Казанский собор в Петербурге (Источник)

построенный архитектором Воронихиным,

Андрей Воронихин 

Рис. 14. Андрей Воронихин (Источник)

причем по модели Рима, в данном случае, по модели собора Петра,

Собор Петра в Риме 

Рис. 15. Собор Петра в Риме

выстроенного Микеланджело.

Буонарроти Микеланджело 

Рис. 16. Буонарроти Микеланджело (Источник)

И опять возникают античные, римские ассоциации. Конечно, особого разговора требует дооформление Васильевского острова

Васильевский остров в Петербурге 

Рис. 17. Васильевский остров в Петербурге (Источник)

с постройкой на нем здания биржи, которая должна была уравновесить водные и островные пространства. Для этого выбирается все тот же античный греческий стиль: биржа выстраивается в стиле античного храма. И, наконец, особая тема – это творчество архитектора Карла Росси, у которого возникла удивительная возможность выстраивать не отдельные здания, как это было обычно, а выстраивать целые городские ансамбли, в стилях которых превалирует все тот же классицизм. Непременные портики, колонны, арки, непременные соразмерность, гармоничность архитектурных частей. Словом, то самое, что незаметным образом отражалось не только в архитектуре, а и в литературе. Потому что как раз в это время в формировании русского литературного поэтического языка будет превалировать именно эта тенденция: стремление к ясности, к гармоничной точности, завершенности. И в этом отношении мы действительно обнаруживаем примету этого классического направления, стиля.

Французский архитектор Тома де Томон

Тома де Томон 

Рис. 18. Тома де Томон (Источник)

выстраивает здание биржи в виде огромного античного храма.

Здание биржи в Петербурге 

Рис. 19. Здание биржи в Петербурге (Источник)

Карл Росси

Карл Росси 

Рис. 20. Карл Росси (Источник)

выстраивает свои знаменитые ансамбли: Александрийский театр

Александрийский театр в Петербурге 

Рис. 21. Александрийский театр в Петербурге (Источник)

со знаменитой улицей Росси,

Улица Росси в Петербурге 

Рис. 22. Улица Росси в Петербурге (Источник)

Михайловский замок,

Михайловский замок в Петербурге 

Рис. 23. Михайловский замок в Петербурге (Источник)

здание Синода.

Здание Синода в Петербурге 

Рис. 24. Здание Синода в Петербурге (Источник)

И все это будет архитектура, выстроенная в стиле классицизма, что заставляет вспомнить греко-римскую традицию. И в этом отношении, действительно, возникало ощущение того, что, как минимум, Петербург на глазах превращается в некое подобие Римской империи. Также есть резон напомнить, что одновременно это был не только город, связанный с имперской темой. Ведь с возможностью выстраивать не отдельные дома, а целые архитектурные ансамбли Петербург превращался в некое произведение искусств. И тогда возникала другая ассоциация: северные Афины, если иметь в виду Грецию как некий символ, связанный с темой искусства, философии, науки и культуры. Следует заметить, что созданная Академия художеств

Академия художеств в Петербурге 

Рис. 25. Академия художеств в Петербурге (Источник)

ориентировала и архитекторов, и художников на воссоздание классического стиля. Стоит вспомнить таких личностей, как Карл Брюллов,

Карл Брюллов 

Рис. 26. Карл Брюллов (Источник)

Александр Иванов,

Александр Иванов 

Рис. 27. Александр Иванов (Источник)

если иметь в виду создателей грандиозных по замыслу полотен: «Последний день Помпеи»,

«Последний день Помпеи» 

Рис. 28. «Последний день Помпеи» (Источник)

«Явление Христа народу».

«Явление Христа народу» 

Рис. 29. «Явление Христа народу» (Источник)

Более скромных портретистов Ореста Кипренского,

Орест Кипренский 

Рис. 30. Орест Кипренский (Источник)

Василия Тропинина.

Василий Тропинин 

Рис. 31. Василий Тропинин (Источник)

4. «Иванов, Брюллов, Гоголь»

Если говорить о развитии живописи в эту эпоху «золотого века», то есть резон обратить внимание на грандиозность замыслов наших живописцев и культурную плотность. Потому что эти живописные замыслы оказывают свое влияние и смысловое давление на других авторов, писателей например. В этом смысле достойно отдельного замечания то, что выдающиеся шедевры, скажем, Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это не только грандиозное само по себе полотно, выполненное в блестящей классицистической манере с точностью изображения, мастерством, необычайного свойства тонкостью. «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Так, глядя на это полотно, Гоголь задумывается над тем, что необходимо сегодняшнему писателю в качестве сюжета, идеи такого порядка, чтобы оно захватило собою всех. Потому что картина Брюллова сделана таким образом, что взорвавшийся Везувий приводит в ужас огромное количество народа. И этот самый страх, который одновременно сплачивает людей и заставляет их действовать как некую одну силу, оказался крайне важным для Гоголевского «Ревизора»,

Комедия «Ревизор» Николая Гоголя 

Рис. 32. Комедия «Ревизор» Николая Гоголя (Источник)

ведь там нет любовной интриге, а всё завязано на страхе героев. А вот, например, картина Иванова «Явление Христа народу» несла в себе мистический оттенок, потому что при своей огромности зритель оказывался включенным в саму картину, и Христос как бы действительно шел к вам навстречу, что абсолютной аккомпанирует другой гениальной задумке Гоголя: «Мертвые души».

Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя 

Рис. 33. Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя (Источник)

По замыслу автора, это была такая книга, которая должна была из нас всех «мертвых» душами сделать людей с душами «живыми». Поэтому грандиозность этих идей, которые возникают и у живописцев, и у писателей, в их взаимодействии является одной из особенностей «золотого века».

5. Особенности «золотого века» в русской культуре

А если иметь в виду музыкальную культуру, то невозможно не вспомнить гениальное творчество Михаила Глинки.

Михаил Глинка 

Рис. 34. Михаил Глинка (Источник)

Когда мы смотрим на этот пласт русской культуры, связанной с архитектурой, живописью, то тут не просто ощутимы эти классицистические греко-римские традиции, они тут приобретают свой классический характер, завершая собою ту самую идею открытого окна в Европу, о которой мечтал Петр.

Пётр I 

Рис. 35. Пётр I (Источник)

С другой стороны, легко заметить, что именно эти авторы, архитекторы в будущем будут восприниматься как создатели национальных стилей в том или ином виде искусства. И поэтому совсем не удивительно, что в 1825 году близкий друг Пушкина Петр Плетнев,

Петр Плетнев 

Рис. 36. Петр Плетнев (Источник)

известный поэт, литературный критик, преподаватель русской словесности, ректор Петербургского университета, в одной из статей, опубликованных в альманахе Дельвига «Северные цветы», напишет небольшой обзор, связанный с развитием русской поэзии за последние десятилетия, припомнив творчество Жуковского,

Василий Жуковский 

Рис. 37. Василий Жуковский (Источник)

Батюшкова

Константин Батюшков 

Рис. 38. Константин Батюшков (Источник)

и завершив разговором о гениальном Пушкине,

Александр Пушкин 

Рис. 39. Александр Пушкин

который, по мнению автора статьи, «первый поэт «золотого века» нашей словесности (если непременно надобно, чтобы каждая словесность имела свой «золотой век»)». Плетнев, конечно, имеет в виду тот самый «золотой век» римской литературы, поэтому в том окружении, в котором оказались Петербургские писатели и деятели культуры в начале XIX века, это ощущение близости к римской классической традиции золотого её века были вполне понятны и очевидны.

А вот намного позже, уже в 30 годы XX века, в Париже русский поэт и эмигрант Николай Оцуп

Николай Оцуп 

Рис. 40. Николай Оцуп (Источник)

напишет статью, посвященную «серебряному веку» в истории русской культуры и литературы, в которой попытается обозначить грань, возникшую между «золотым» и «серебряным веком» литературы. Он оттолкнулся от мысли французского писателя и эссеиста Поля Валери,

Пол Валери 

Рис. 41. Пол Валери (Источник)

рассуждающего о своеобразии русской литературы XX века. Он был поражен огромным количеством талантов, которые удивительным образом просияли в XIX веке, имея в виду «вершинных» авторов и их «вершинные» достижения: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.

Николай Гоголь 

Рис. 42. Николай Гоголь (Источник)

Михаил Лермонтов 

Рис. 43. Михаил Лермонтов (Источник)

Лев Толстой 

Рис. 44. Лев Толстой (Источник)

Федор Достоевский 

Рис. 45. Федор Достоевский (Источник)

Антон Чехов

Рис. 46. Антон Чехов (Источник)

Он сравнивал это чудо русского искусства с тем, что происходило когда-то в развитии античного театра, когда буквально за столетие три драматурга создали всю европейскую драматическую традицию. Он сравнивал эту эпоху с эпохой Возрождения, с её титанами. И вот Николай Оцуп, размышляя о том же, собирает в «золотой век» всю русскую литературу в её мировом контексте. Но обнаруживает границу, отделяющую XIX век от будущего модернистского XX где-то в 80-е годы XIX века. Таким образом, действительно, возникло более широкое представление о «золотом веке» русской литературы, которое включает в себя представление обо всей литературе XIX столетия.

В конце концов, можно говорить о том, сто существует узкое, более конкретное и исторически оправданное представление о «золотом веке», которое связанно с русской культурой и литературой первой четверти XIX века. То время, которое вошло в историю русской культуры как Пушкинское время. А это, с одной стороны, эпоха во многом выстраивающаяся как подведение итогов всего предшествующего XVIII века. А с другой стороны, она важна здесь как эпоха формирования национальных традиций, школ, потому что мы привычно называем Пушкина основоположником русского литературного языка и новой русской литературы. Мы традиционно называем Глинку, современника Пушкина, основоположником русской музыки основоположник национальной композиторской школы.

А вот когда этот «золотой век» понимается в расширительном смысле, то тогда, конечно, приходится вспомнить весь XIX век и включить туда не только Пушкинскую эпоху, но и Толстого, Достоевского, Чехова. И тогда становится понятно, что это своего рода итог «золотого века» в том отношении, что эта русская культура и литература приобретает характер звучания. Это уже не только национальные достижения, а выход русской культуры на мировую арену.

Последующая эпоха, эпоха Декаданса, эпоха модерна, кладет определенную границу между возникшей классической традицией XIX века и началом XX века.

С другой стороны, в узком смысле, поскольку все-таки речь идет о пушкинской эпохе, действительно впервые прозвучавшей золотой век русской словесности был в первую очередь связан с поэтами начала XIX века, и, если вспоминать Плетнева, речь идет о поэзиях Константина Батюшкова, Василия Жуковского, Александра Пушкина, то мы с некоторой очевидностью обнаруживаем определенного рода кольцевую композицию, связанную со странной вспышкой поэзии в начале XIX века с одной стороны и не менее странной по масштабу, по объему дарований, по количеству поэтов, которое как бы вдруг случится в конце XIX в начале XX века. В этом смысле «золотой» и «серебряный» века русской поэзии вполне симметрично укладываются в начало XX и в начало XX века, потому что в середине мы обнаружим русскую прозу, где действительно становление русского реализма в середине XIX века будет связано не сколько с поэзией, сколько с прозой. Хотя почти ровно в середине века (в середине 50-х годов) выйдут три сборника трех удивительных поэтов: это будет первый сборник Некрасова,

Николай Некрасов 

Рис. 47. Николай Некрасов (Источник)

это будет первый большой сборник Тютчева

Федор Тютчев 

Рис. 48. Федор Тютчев

и сборник Фета.

Афанасий Фет 

Рис. 49. Афанасий Фет (Источник)

И действительно, получается так, что эти три автора оказываются ровно в середине, между «золотым» поэтическим веком русской литературы и «серебряным». И они окажутся такими авторами, которые особенным образом соединят два этих поэтических века, два расцвета русской поэзии.

Есть резон напомнить, что, собственно, история русской поэзии черпает свои истоки с XVIII века. В 30-е годы XVIII столетия благодаря усилиям Ломоносова,

Михаил Ломоносов 

Рис. 50. Михаил Ломоносов (Источник)

Тредиаковского,

Василий Тредиаковский 

Рис. 51. Василий Тредиаковский (Источник)

чуть позже у Сумарокова

Александрр Сумароков 

Рис. 52. Александрр Сумароков (Источник)

возникнет особая система стихосложения: классическая, так называемая, силлабо-тоническая. А к концу XVIII века особого развития достигнет то, что принято называть «дворянской культурой». Причем тут речь идет не обязательно о каких-то высших ее проявлениях, а бытового уровня. Будет принято писать стихи, сочинять музыку, и не для того, чтобы это непременно публиковать или быть замечательными писателями. Это будет бытовая культура. Можно вспомнить «дамские альбомы», в которых кавалеры должны были непременно писать стихи дамам. И именно на такой фазе высококультурного дилетантизма могла вырасти та высочайшая поэтического стиха, которая сложится усилиями поэтов начала XIX века.

 

Источники

конспект http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/literatura-pervoy-poloviny-xix-veka/zolotoy-vek-russkoy-kultury?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=hSGc7rFzxpQ

http://www.youtube.com/watch?v=5_G483LtWWQ

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2014/01/19/test-po-teme-zolotoy-vek-russkoy-literatury

http://doc4web.ru/istoriya/test-po-teme-zolotoy-vek-russkoy-kulturi.html

Файлы