11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.

11 класс. Литература. А. И. Куприн. Этапы жизни и творчества.

Комментарии преподавателя

Методическая разработка урока

 по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Анализ рассказа.

- Где происходит действие рассказа? (На даче пригородного морского курорта).

- Каким пейзажем начинается рассказ? Какова его роль?  (Описан конец летнего сезона, опустевшие дачи, на одной из которых живет Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства).

* Вера Николаевна живет в своем прекрасном имении, любуется осенним садом, клумбами, морем, доцветающими поздними цветами ( «в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах»). Этот «грустный запах» - отражение душевного состояния героини, которая ведет жизнь богатой аристократки, сознавая, что ее семья живет не по средствам, а прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в прочную верную дружбу.

- Почему она отмечает именины на даче? (в городской квартире ремонт.)

- Назовите число, когда начинаются её именины? (17 сентября)

-Зачем автор так подробно описывает родственников княгини? (Чтобы показать, что она чужая среди них.

 Сестра Анна и внешне, и по своим внутренним качествам разительно отличается от княгини. Живая, общительная, пылкая, Аннане только не любит, но и не выносит своего богатого уродливого мужа.

Брат Веры, Николай, – помощник прокурора – больше всего заботится о том, чтобы фамильная честь не пострадала. Его мало волнуют переживания сестры.)  

Куприн собирает всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова.

- Что дарит муж на именины? Найдите в тексте. (Грушевидные жемчужные серьги). Говорят, что жемчуг – к слезам.

- Что дарит сестра? Найдите в тексте. (Записную книжку, сделанную из молитвенника). Не кощунство ли это?

-Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? («Золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами». «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти».

 Браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом:

чужой (и чужой ли?) человек  дарит фамильную ценность, а вместе с ним – дар предвидения, свою любовь и жизнь – щедрый подарок, какой не каждой женщине выпадает!)

- Каково символическое звучание этой детали? (Это символ его безнадежной, благоговейной любви).

         Практически во всех рассказах Куприна обнаруживается зерно, из которого произрастает сюжет. В «Гранатовом браслете» зерном становится письмо Желткова, объясняющее свойства браслета. Найдите в тексте.

  • Обратите внимание на своеобразие композиции рассказа: только в V главе Верочка получает письмо от человека, который уже много лет безответно ее любит.
  • Автор использует прием зеркального отражения.

Здесь в «зеркалах» отразятся разные представления о любви и о безответной любви Желткова:                   рассказы генерала Аносова

                                                                      альбом шаржей

                                                                      последнее письмо Желткова

Сначала обратимся к альбому шаржей.

Муж Веры, князь Василий Львович, человек остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».

         Генерал Аносов, узнав о любви бедного телеграфиста к Вере,

 говорит: «…может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

!!!     И у тела Желткова «в эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».

- Какие истории о любови  рассказывает  Аносов?  Проследите по тексту. (примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету).

- А как изображается автором любовь Желткова?

  • Музыкальная тема сообщает произведению философскую полноту.

- Какой эпиграф к «Гранатовому браслету»? (название сонаты Бетховена)

- Где героиня вновь слушает эту сонату? (в финале, ее внутренний монолог о любви, ее запоздалое признание звучит как слова молитвы «Отче наш…» ( Да святится имя твое…), вторит музыкальному произведению, показывая, как сбывается пророчество телеграфиста). Прочитаем последние слова письма.

Обратите внимание, что музыку Бетховена слушает совсем не та равнодушная, спокойная княгиня, какой она была в начале рассказа.

Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, она словно пробуждается к жизни.

- Последние слова рассказа – слова Веры: «Нет, нет – он меня простил теперь. Все хорошо». В чем была виновата княгиня Вера Николаевна Шеина перед телеграфистом Желтковым?

Идея рассказа: В «Гранатовом браслете», кажется, сложно искать причины драмы Желткова и в социальном устройстве общества: но, читая, невольно задаешься вопросом: отчего же так дурно устроена жизнь, что к людям невозможно достучаться не с болью и бедой, а с любовью? Откуда в них равнодушие, высокомерие и самодовольство, и почему они разучились любить?

         -Куда делся гранатовый браслет, символ любви?

(Желтков: «…вы можете этот браслет повесить на икону») – дарит Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в мире людей, он приносит в дар высшему идеалу Вечной женственности.  Но почему?

(последнее письмо Желткова: любовь как награда)

         Счастлива ли Вера с мужем?

         Счастлив ли Амосов?

         Счастлива ли Анна?

         Кто самый счастливый? (Желтков; он благодарен богу за щедрый подарок).

Вывод.

Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=STDfMSC43Hw

http://www.youtube.com/watch?v=dT8GcDMq08A

http://www.youtube.com/watch?v=g2ogeC5sbs0

http://www.youtube.com/watch?v=utuzVTTH4S4

http://ppt4web.ru/literatura/aikuprin-granatovyjj-braslet.html

http://present5.com/prezentaciya-granatovyj-braslet/

http://www.youtube.com/watch?v=JplmCRJXSTk

http://www.youtube.com/watch?v=4N95ZkMhgLA

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/04/23/prezentatsiya-kikuprin-analiz-povesti-granatovyy-braslet

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-granatoviy-braslet.html конспект

Файлы