11 класс. Литература. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина

11 класс. Литература. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина

Комментарии преподавателя

Цель: отработать навык самостоятельного анализа текста, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.

Оборудование: мультимедийная презентация с музыкальным файлом, тексты рассказов И.А.Бунина «Чистый понедельник», карточки с вопросами для групп.

Эпиграф:                                            Нет, не пейзаж влечет меня.
Не краски жадный взор подметит,
А то, чтó в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.                                                                                                         И.А.Бунин

К уроку класс делится на три группы, каждая группа получает комплект вопросов для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением и  комментарием учителя.

 Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня  мы с вами завершаем работу над произведениями известного русского поэта и писателя, чьи проникновенные произведения по праву считаются лучшими не только в русской, но и в мировой литературе. Мы поговорим о рассказе «Чистый понедельник», который Бунин считал одним из  своих любимых  произведений. Рассказ создавался в эмиграции,  в тяжелые годы Второй мировой войны. Как и известные вам бунинские рассказы о любви он входит в сборник «Темные аллеи».

Сборник «Темные аллеи» был создан в 1937 – 1945 годах  в Грассе (Франция)
В него вошли 38 рассказов.

 «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях»

      Перед анализом произведения обратимся к лексическому значению ключевых слов урока.

      Вспомним даты православного календаря. Они нам помогут понять пространственно – временную картину происходящего в рассказе.

  1. Общее задание:

Сопоставьте «Чистый понедельник» с другими рассказами «Темных аллей», попробуйте вычленить повторяющуюся схему рассказов. Является ли сюжет главным содержательным «зерном» рассказов цикла?

(Повторяющаяся сюжетная схем (встреча, сближение, ослепительная вспышка чувств и неотвратимое расставание или смерть одного из героев) и многообразие оттенков любовного чувства)

Каковы особенности временной организации рассказа?

Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Как звучит тема будущего?

(Многочисленные упоминания в рассказе древних храмов, монастырей, икон, имен исторических личностей, цитаты из древних рукописей и молитв показывают нам приметы  прошлого, которые можно отнести к вечному, духовному.  Приметы московского быта 1910 годов в рассказе: названия ресторанов, упоминания произведений современной литературы, имен популярных деятелей искусства – это реалии современной героям жизни, и здесь сквозит авторская ирония. Настоящее – это сиюминутное. Невозможно предугадать будущее.

Описание московского серого зимнего дня

     Как воспринимает писатель мир города?

Назовите неожиданные для вас средства художественной выразительности.

Проанализируйте приемы «предметной изобразительности»     бунинского текста. Какую роль играют цвет, запах, звук? Как детали связаны с характерами героев?

(Бунин очень точно,  ярко описывает зимний день, использует изобразительные средства (эпитеты, метафоры, оксюмороны), ассоциативные параллели. Ритмическая и звуковая организации текста тоже подчинена общему замыслу)

  1. Работа 1 группы «Странная любовь»

Сравните глубину и выразительность прорисовки образов героя и героини («Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащищь – ничего нету».

Что лежит в основе взаимоотношений героев?

Как описывает Бунин их душевное состояние?

Какую роль  в раскрытии психологии  героини играют ассоциативные параллели?

(Предельная лаконичность изображения героя. Влюбленность как единственная мотивировка его поступков. Глубина прорисовки образа героини. Портрет, художественные детали, эпитеты, подчеркивающие ее загадочность. Иррациональность поступков и духовных метаний героини)

  1. Работа 2 группы "Прощеное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе"

 Как соотнесены образы природы и даты христианского календаря с чувствами людей?

Каково основное настроение рассказа?

Как вы понимаете ее просьбу  - «не ждать», «не пытаться искать»?

В чем смысл названия рассказа?

Чем стал Чистый понедельник в жизни героев?

(Соотнесение образов природы и дат христианского календаря помогает лучше понять чувства героев. В рассказе наблюдается мотив очищения, обновления)

  1. Работа 3 группы «Прошло два года с того Чистого понедельника…»

Охарактеризуйте состояние героя. Что изменилось в мироощущении героя через два года?

Разрешается ли к финалу конфликт в душах героев?

Воспроизведите сцену последней встречи в обители.

(Пробуждение героя, способность ощутить на себе влияние тех иррациональных сил, которые ранее были ему неведомы. Неразрешенность конфликта, неопределенность будущего героев)

  1. Общее задание  "Автор и его персонажи"

Как вы понимаете, почему то, что было у героя «с нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было «без нее» потом – композиционно занимает в рассказе столь различное по объему место?

Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти.

(Любовь как высшее проявление человеческой сущности предельно обостряет противоречия человека. Любовь, как и смерть – путь в иные миры. Смысл жизни героя заключается в любви к героине, без нее он не мыслит своего существования)

  1. Учащиеся под руководством учителя подводят выводы:
  • Любовь у Бунина изображается не просто как кратковременное чувство, она озаряет жизнь человека и навсегда остается в его памяти.
  • Бунин раскрывает «неизбывную  трагедию человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».
  • Любовь в жизни человека, память – основные нравственные ценности в мире Бунина.
  • Писатель показал неудовлетворенность человека окружающим, поиск цельного и осознанного бытия.
  1. Домашнее задание

Сочинение - интерпретация рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=nnbFljKWCjA

http://www.youtube.com/watch?v=JxQns_Uz0i4

http://doc4web.ru/literatura/urok-literaturi-v-klasse-iabunin-chistiy-ponedelnik.html

http://www.myshared.ru/slide/1018278/#

Файлы