11 класс. Литература. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина

11 класс. Литература. Жизнь и творчество Ивана Алексеевича Бунина

Комментарии преподавателя

1. Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

Этот рассказ был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны.  

Первая мировая война

Рис. 1. Первая мировая война (Источник)

Для Бунина не характерна ирония. Главный  герой – это образцовый буржуа, тип, поэтому Бунин не дает ему имени.

Город Сан-Франциско символизирует роскошь и успех, назван в честь святого Франциско, который проповедовал бедность.

2. Содержание и философия рассказа

У героя нет имени, нет биографии, он только работает не покладая рук. Господин из Сан-Франциско достигает определенного уровня. Он – герой робот, механизм. Герой не чувствует что-то, а воплощает  заветную мечту. Внешность у Господина ничем не примечательная.

 Господин из Сан-Франциско

Рис. 2.  Господин из Сан-Франциско (Источник)

Бунин никогда не осуждает своих героев. Но мир, в котором живет Господин из Сан-Франциско, алчен и глуп. Даже богатый господин в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. И когда Господин собирается в путешествие, то ему кажется, что это будет прекрасно. На гигантском корабле – отеле «Атлантида» путешествуют миллионеры, их семьи. И жизнь на этом корабле течет изо дня в день, размеренно и плавно. По вечерам вся «Атлантида» погружается в атмосферу «праздника». Лишь «великое множество слуг работает в поварских, судомойнях и винных подвалах». Одни отдыхают, а другие люди – работают. Во всем чувствуется привкус денег. 

Атлантида – символ цивилизации, которая в конечном итоге рушится и погружается на дно.

Книга Пьера Бенуа «Атлантида» 

Рис. 3. Книга Пьера Бенуа  «Атлантида» (Источник)

Ощущение обреченности влияет на эмоции повести.

В рассказе очень мало имен людей. Видимо ими пренебрегли из-за обычности их владельцев. 

Автор использует много изобразительных средств в описании моря, корабля. Сочетание подробностей и напряженных метафорических эпитетов  (картина грязной топки) передает общую  картину. Прибыв в Неаполь,  наш герой с пренебрежением говорит толпе «оборванцев»: «Прочь, Прочь!» ( они ему ничего не сделали)

Все люди, более бедные, склоняются и прислуживают Господину из Сан-Франциско, но, точнее, не ему, а его деньгам и положению. Все в нем: его движения, речь говорит о его состоянии. И только в начале «путешествия в жизнь» господин из Сан-Франциско умирает в гостинице. Погода меняется, мир дает трещину.

Бунин дает проявление жизни в этих людях, когда им плохо во время путешествия на остров Капри. Здесь нет роскоши, богатства, к которому привык наш господин. Бунин меняет цвета (черный цвет доминирует).

Господин из Сан-Франциско взволнован.

Старость – потенциальная смерть. Роскошь скрывает старость. Бунин описывает героя  одежду героя, которая скрывает его старое тело. Он контролирует все то, что с ним происходит, но смерть пришла внезапно.

Бунин описывает неэстетичную сцену смерти. Как только  этот человек умер, так сразу окружающий мир стал ему близок. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из-под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан-Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени…

Все обитатели выбирают порядок. Слуги вдове предлагают срочно  тело убрать в ящик, чтобы тело оставалось в гостинице.

Финал рассказа распадается на несколько историй:

- путешествие тела  до корабля, где уже его называют « мертвым стариком»;

- противопоставление двух цивилизаций.

На  острове Капри есть   развалины Тиберия, есть  местные жители, они имеют имена, характеры. И рядом  с простым укладом сельских жителей  появляется современная буржуазная цивилизация. 

Развалины Тиберия

Рис. 4. Развалины Тиберия (Источник)

В финале появляется дьявол - образ зла; стихия, с которой  борется  капитан,  ведет корабль.  Автор задает вопрос: достойна ли такая цивилизация, которая только ест, развлекается, которая уже не способна искренне любить, быть спасенной. Это вопрос остается открытым.

3. Заключение

Дополнительно

Эти литературоведческие понятия плотно обосновались в современной жизни – правда, не всегда в первоначальном своем значении. Тем не менее, сатира, юмор, ирония и сарказм – важные понятия при анализе произведений.

Все перечисленные понятия – это разные степени и формы проявления комического. Рассмотрим каждое из них.

Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта. Активно высмеивая все отрицательное, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно живое. Образы-объекты сатиры строятся на принципе доведения до нелепости какой-либо черты, поступка и др. Несмотря на видимую «жесткость» сатиры, в ней есть место и смеху – иного рода. Смех в сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, но не менее важные детали, это смех не ради развлечения. Наиболее яркими «сатириками» в литературе были Д. Фонвизин, А. Грибоедов, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский и др.

Юмор – это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор – это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора – через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В. Шукшин.

Ирония – это скрытая насмешка, в которой слово положительного значения обретает противоположный смысл. Например, умной головой можно запросто назвать осла, как это и сделала Лисица И. Крылова. Основа иронии – ощущение превосходства говорящего над тем, о чем или о ком он говорит.

Сарказм – это едкая издевка, отправная точка которой – негодование, возмущение. Нередко сарказм, если он носит политический оттенок, трансформируется в целое отдельное произведение – памфлет. Среди примеров сарказма можно назвать поэму «Монах» А. Пушкина, «Первое января» М. Лермонтова, «Размышления у парадного подъезда» Н. Некрасова и др.

Как мы смогли убедиться, диапазон изображения комического достаточно широк: от безобидного юмора до едкой сатиры. И очень важно научиться различать каждую их форм комического.

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=O4AzSDHWQkY

http://www.youtube.com/watch?v=0CAJkpTm7tY

http://www.youtube.com/watch?v=OqXTbwRoTDQ

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/i-a-bunin/ivan-bunin-gospodin-iz-san-frantsisko?seconds=0

https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/13625-ivan-bunin-gospodin-iz-san-francisko.html

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/02/28/prezentatsiya-k-uroku-literatury-iabunin-gospodin-iz-san

http://uslide.ru/literatura/32796-i-a-bunin-gospodin-iz-sanfrancisko.html

Файлы