11 класс. Литература. Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России.

11 класс. Литература. Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России.

Комментарии преподавателя

Философия Карла Маркса

В России появляются первые марксисты, и к концу XIX века это одно из самых влиятельных направлений общественной мысли.

Портрет К. Маркса

Рис. 1. Портрет К. Маркса (Источник)

История русского марксизма начинается 1883 году, когда в Женеве Г. Плеханов создает группу «Освобождения труда» и начинает переводить труд К. Маркса на русский язык.

Портрет Георгия Плеханова

Рис. 2. Портрет  Георгия  Плеханова (Источник)

Титульный лист «Коммунистического манифеста»(1848)

Рис. 3. Титульный лист «Коммунистического манифеста»(1848) (Источник)

Манифест был написан простым и доступным языком, где говорится о том, что буржуазия должна уступить место  вдохновленному коммунистами пролетариату, который должен прекратить деление людей на угнетателей и угнетенных, установить равенство и справедливость. Для коммунистов очень важно, что справедливость и счастье напрямую связано с равенством.   

Для литературы становится главным следующее:

1) главный герой – это рабочий человек;

2) в новом мире нельзя использовать из прошлого, потому что старый мир основан  на  насилии одного человека над другим, а нужно создать нового человека, новое искусство и т.п.

Манифест повлиял на настроение эпохи, предвещал грядущие перемены. Главным  способом  рождения этого мира становилась революция.

«Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с унаследованными от прошлого отношениями  собственности. Неудивительно, что в ходе своего развития она самым решительным  образом порывает с идеями, унаследованными из прошлого, на место старого буржуазного общества с его классами и классами противоположностями  приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех… Коммунисты считают  презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что  их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией, пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.  Пролетарии всех стран соединяйтесь»

Способ достижения всеобщего счастья – это революция, бунт.

В 90-х годах марксистов становиться больше. Появляются различные группы, среди которых есть  нелегальные( будущие большевики).

В литературе появляются новые герои – это рабочие, буржуа. Появляется целое направление в литературе, которое называется пролетарская литература и пролетарская поэзия, где изображается жизнь фабрик и заводов.

Фото. Эжен Потье. 1870 г.

Рис. 4. Фото. Эжен Потье. 1870 г. (Источник)

Самое знаменитое произведение( 1902 г.)- это «Интернационал», строки которого вдохновляли огромное количество людей. Текст был написан Э. Потье, переведен А.Коцем.

Вставай, проклятьем заклейменный

Весь мир голодных и рабов

Кипит наш разум возмущённый

И в смертный бой вести готов.

Весь мир насилья мы разроем

До основанья, а затем

Мы наш мы новый мир построим,

Кто был никем, тот станет всем!

Здесь очень много образов, которые потом разольются по литературе рубежа веков. Все эти идеи затем будут встречаться в поэзии модернизма, станет доминирующим настроением рубежа веков.

Довольно кровь сосать, вампиры,

Тюрьмой, налогом, нищетой!

У вас — вся власть, все блага мира,

А наше право — звук пустой!

Мы жизнь построим по иному —

И вот наш лозунг боевой:

ВСЯ ВЛАСТЬ НАРОДУ ТРУДОВОМУ!

А дармоедов всех долой

Ощущение того, что революция вот-вот взорвется, добавляло остроты ощущений человеку, который жил на рубеже веков.

3. Философия Фридриха Ницше

Фридрих Ницше - это человек, который тоже определил настроение конца XIX – начала ХХ веков.

Портрет Фридриха Ницше

Рис. 5. Портрет Фридриха Ницше (Источник)

Ницше был немецким философом.

 

Рис. 6. Обложка трактата "Так говорил Заратустра" (Источник)

Трактат Ницше "Так говорил Заратустра" - это поэтическое произведение, написанное  прозе, со сложными переплетениями метафор. А. Белый говорил о трактате, что у этой прозы неповторимые ритм и немецкий язык. При переводе его идеи приобрели  отчетливо русский привкус: слово «сверхчеловек» означает «самый лучший человек».

Герой трактата (гл. 3) встречает других людей и начинает их учить:

«Я учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что

должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?

Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а

вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к

состоянию зверя, чем превзойти человека?

Что такое обезьяна в  отношении  человека? Посмешище или

мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для

сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.

Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще

осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще

человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.

Даже мудрейший среди вас есть только разлад и помесь

растения и призрака. Но разве я велю вам стать призраком или

растением?

Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!

Сверхчеловек - смысл земли. Пусть же ваша воля говорит:

да будет сверхчеловек смыслом земли!

Человек - это канат, натянутый между животным и

сверхчеловеком, - канат над пропастью…

В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке

можно любить только то, что он переход и гибель.

Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть,

ибо идут они по мосту.»

Человек воспринимается не как венец творения, а как некое промежуточное звеном между червем и сверхчеловеком.

"Что  такое  любовь?  Что такое творение? Устремление? Что такое звезда?" - так вопрошает последний человек и моргает.

Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живет дольше всех.

"Счастье найдено  нами", - говорят  последние  люди,  и моргают.

Они  покинули  страны,  где  было  холодно  жить:  ибо  им необходимо тепло. Также любят они соседа и жмутся к  нему:  ибо им необходимо тепло.

Захворать  или  быть  недоверчивым считается у них грехом: ибо ходят они осмотрительно. Одни  безумцы  еще  спотыкаются  о камни или о людей!

От  времени  до времени немного яду: это вызывает приятные сны. А в конце побольше яду, чтобы приятно умереть.

Они  еще  трудятся,  ибо  труд  --  развлечение.  Но  они заботятся, чтобы развлечение не утомляло их.

Не  будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы еще управлять? И  кто  повиноваться? То и другое слишком хлопотно.

Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны:  кто чувствует иначе, тот добровольно идет в сумасшедший дом.(  гл.5)

Образ моргающих людей, которые не понимают ничего высокого, этот образ будет  встречаться и у других авторов. Образ мелкого человека, который делает все мелким, противопоставлен будущему сверхчеловеку, который, наконец,  выявит все высокое, что в этом человеке есть. Это и есть неоромантизм.

Герои Ницше выступали в разных образах: орла, змеи, льва, верблюда, цветка, каната.

Эмблема журнал «Мир Искусства».

Рис. 7. Эмблема журнал «Мир Искусства» (Источник)

По-разному воспринимали идеологию Ницше. Для некоторых эта книга помогает вернуться в христианство, когда люди чувствовали иную природу в себе. Другие, наоборот, видят в ней  анти христианство (сверхчеловек горд, презирает моргающих людей). А кто-то  видит в ней  творчество, где сверхчеловек - это поэт, и он  не должен обращать внимание на мнение толпы, он верен только своему таланту, своему чувству. 

Ницшеанство – холодное и высокое искусство, которое занимается только вечностью, внизу кипит суетная жизнь, которая не должна мешать творчеству видеть космос.

4. Философия Льва Толстого

Лев Толстой был влиятельным мыслителем начала ХХ века.

Любимые герои Толстого – это те герои, которые ищут истину. Толстой сам всю свою жизнь искал истину, и в конце жизни эти поиски становятся главным. Он определил свое назначение – это толкование христианства и его книги.

Портрет Льва Толстого.

Рис. 8. Портрет Льва Толстого (Источник)

Толстовство – протестантское движение, которое возникло как отрицание официальной доктрины православной церкви. В книге «В чем моя вера?» он рассказывает, что в трудные запутанные ситуации он читал Евангелие, после каждого прочтения ему становилось понятно, что эту книгу нужно воспринимать буквально: « Я понял, что Христос говорит то самое, что говорит». (Не отвечать насилием на насилие).

Толстовское учение – это прямое восприятие библии ка руководство к практическому действию. Толстой отвергает  христианские мистику, таинства, догматы, обиход и призывает к прямому чтению того, что говорил Христос.

Толстой начинает проповедовать, что любое  государство – насилие, человек должен остаться один на один со своей совестью.

Портрет Петра Столыпина

Рис. 9. Портрет Петра Столыпина (Источник)

Начинают возникать  во всем мире толстовские коммуны,  толстовцы становятся государственными «преступниками»: они отказываются идти на воинскую службу, уплачивать налоги, ходить в церковь, исповедоваться.  Это мощное протестное движение начинает серьезно беспокоить государство и православную церковь.

В 1901году Святейший Синод выносит определение и толкование к этому определению об отлучении Льва Толстого от церкви, где говорится о том, что Толстой проповедовал отказы от церковного предания, таинств и догматов, что он  вышел за пределы православной церкви,  церковь престает считать  Толстого своим членом.

Отлучение Толстого от церкви произвело общественный резонанс. Общество раскололось на две части: были люди, которые  поддержали Синод, были и те, которые встали на сторону Толстого.

«То,  что  я  отрекся  от  церкви,  называющей  себя  православной,  это

совершенно  справедливо. Но отрекся  я от  нее  не  потому, что я восстал на

господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему.

Прежде  чем  отречься  от церкви  и  единения  с народом,  которое  мне было

невыразимо дорого,  я, по некоторым признакам усомнившись в  правоте церкви,

посвятил несколько лет  на  то, чтобы исследовать теоретически и практически

учение церкви:  теоретически  - я перечитал  все, что мог, об учении церкви,

изучил и  критически  разобрал  догматическое  богословие; практически  же -

строго  следовал,  в  продолжение  более  года,  всем  предписаниям  церкви,

соблюдая все посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что  учение

церкви есть теоретически  коварная и  вредная ложь, практически  же собрание

самых  грубых  суеверий  и  колдовства,  скрывающее  совершенно  весь  смысл

христианского учения….

Потом  сказано,  что  я  отвергаю  бога,  во  святой  троице  славимаго

создателя  и  промыслителя  вселенной,  отрицаю  господа  Иисуса  Христа,

богочеловека, искупителя  и спасителя мира, пострадавшего нас ради человеков

и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицаю бессеменное зачатие

по человечеству  Христа  господа  и девство  до  рождества  и  по  рождестве

пречистой богородицы.  То,  что  я  отвергаю непонятную троицу и  не имеющую

никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную

историю о боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий, совершенно

справедливо. Бога же - духа,  бога - любовь, единого бога - начало всего, не

только не  отвергаю, но  ничего не признаю действительно существующим, кроме

бога, и весь смысл  жизни вижу только  в исполнении воли бога,  выраженной в

христианском учении,» - писал Лев Толстой в своем ответном письме.

Толстой не только пересматривает  догматы христианства, но и призывает своих сторонников к действию, призывает государство и общество остановить насилие: выступает  против жестокой столыпинской реформы.

Толстой призывает не противиться злому насилием, не умножать  насилие в этом мире.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=UBNbie7lvac

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/vvedenie/marksizm-nitssheanstvo-tolstovstvo?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.