11 класс. ОБЖ. Правовые основы воинской службы. Права и обязанности.

11 класс. ОБЖ. Правовые основы воинской службы. Права и обязанности.

Дисциплинарный устав НЕ предусматривает следующие поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сер­жантам и старшинам:

Комментарии преподавателя

imageВ соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации.

Воинская обязанность регламентирована рядом законодательных и нормативных правовых актов, которые представляют собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Нормативные правовые акты — это системное образование, осуществляющее правовое регулирование вопросов, связанных с военной службой.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией РФ и не могут ей противоречить. 

Конституция Российской Федерации

imageКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) — закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, в том числе и в области обороны и военного строительства. Устанавливая в главе 2 права, свободы и обязанности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важнейших обязанностей гражданина — обязанность защищать свое Отечество.

В ст. 59 Конституции указано, что:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Из формулировки этой статьи вытекает, что обязанность защиты Отечества занимает особое место среди других конституционных обязанностей граждан. В статье употреблены близкие по значению термины «долг» и «обязанность». Первый из них подчеркивает, что требования настоящей статьи носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Имеется в виду долг гражданина перед своей Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин «обязанность» вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности.

Вопросы, связанные с воинской обязанностью, военной службой и обороной страны, регламентирует ряд законодательных актов, в том числе федеральные законы:

«Об обороне»; 
«О воинской обязанности и военной службе»; 
«О статусе военнослужащих»; 
«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»; 
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Наряду с законодательными актами, правовые основы военной службы изложены в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также приказах и директивах глав федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Многие вопросы прохождения военной службы регламентированы Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.

К числу основополагающих актов в области обеспечения обороны и строительства Вооруженных Сил относится Федеральный закон «Об обороне».

Он определяет основы и организацию обороны страны, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации, силы и средства, привлекаемые для организации обороны, ответственность за нарушение законодательства в области обороны, и другие нормы, касающиеся обороны.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый в 1998 г., осуществляет правовое регулирование по реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В нем определено, что военная служба — особый вид государственной службы. Этим законом определено содержание воинской обязанности граждан, регламентированы вопросы организации воинского учета, обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе, установлен порядок призыва на военную службу и сроки ее прохождения.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определил права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Это единый правовой акт, в котором определены понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих; установлены круг граждан, имеющих этот статус, а также гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Законом установлены права и свободы военнослужащих:

• защита свободы, чести и достоинства; 
• свобода передвижения и право на выбор места жительства; 
• свобода слова, право на участие в митингах, собраниях, шествиях, демонстрациях и пикетировании; 
• свобода совести и вероисповедания; 
• право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; 
• право на труд, право на отдых; 
• право на денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение; 
• право на жилище; 
• право на охрану здоровья и медицинскую помощь; 
• страховые гарантии и право на возмещение вреда; 
• право на образование и права в области культуры; 
• право на бесплатный проезд различными видами транспорта в установленном порядке; 
• право на защиту своих прав и законных интересов и др.

В тексте статей закона, закрепивших эти права и свободы, содержатся указания на гарантии и способы их реализации. В законе определены также обязанности военнослужащих по выполнению воинского долга.

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» определяет основы проведения в мирное время мероприятий по заблаговременной подготовке экономики, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворения потребностей населения в военное время, а также по переводу всех указанных структур на работу в условиях военного времени. Этот закон регламентирует принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, полномочия в этой сфере Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти (федеральных и субъектов РФ), органов местного самоуправления, организаций и граждан. В законе также определены организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации, порядок призыва граждан на военную службу по мобилизации и некоторые другие вопросы.

В связи с военной службой и выполнением других воинских обязанностей гражданам устанавливают определенные гарантии и компенсации: жилищные, в области здравоохранения, в области образования и культуры, по перевозкам, а также за службу в отдаленных местностях; за выполнение задач при вооруженных конфликтах.Структура и содержание социальных гарантий и компенсаций для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, приведены на схеме 29.

image

В Конституции Российской Федерации впервые закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Условием такой замены является противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию лица, подлежащего призыву, а также иные случаи, установленные федеральным законом. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» вступил в силу с 1 января 2004 г. Им предусмотрены: основания замены воинской службы альтернативной гражданской, порядок такой замены и прохождения службы, ее сроки, права и обязанности граждан, проходящих такую службу. Виды работ, профессий, должностей, на которых граждане проходят альтернативную службу, устанавливаются Правительством РФ. 

****************************************************

Из истории создания в России воинских уставов

В XVI в. в связи с массовым оснащением войск огнестрельным оружием возникла необходимость жесткой регламентации боевой подготовки, и к 1571 г. воевода Михаил Баратынский составил «Боярский приговор о станичной и сторожевой службе». Это первый русский устав, дошедший до нашего времени. В 1621 г. Онисим Михайлов разработал «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки...». Развитие уставного творчества этого периода стало одной из важнейших предпосылок для разработки уставов новой национальной регулярной армии, созданной в начете XVIII в. Петром I. Петр I систематизировал основные военно-правовые нормы в особых законодательных актах: Воинских Артикулах 1715 г. и Воинском Уставе 1716 г. Петровские акты законодательно закрепили рекрутскую повинность, сделавшую русскую армию национально однородной и одной из самых боеспособных в Европе.

После смерти Петра I последователи его школы П. А. Румянцев и А. В. Суворов, «не держась устава яко слепой стены», подняли уровень национального военного искусства на более высокую ступень. Возникла настоятельная необходимость закрепить тактические новшества в новом уставе. Однако в военное дело вмешался другой «реформатор» — Павел I, ненавидевший все екатерининское и русское вообще. Павловский «Устав о полевой пехотной службе» 1796 г. стал тяжелым ударом по национальному военному искусству, представляя собой прусские постулаты Фридриха II.

В Отечественной войне 1812 г. и в последовавших за ней заграничных походах русской армии, когда ею руководили генералы, прошедшие суворовскую и кутузовскую школы, боевая практика обеспечила войскам высокий уровень боевой подготовки. Казалось, что опыт войны с Францией повлияет на характер уставов, и все устаревшие положения линейной тактики будут отброшены. Однако этого не произошло. В вышедшей в 1820 г. заключительной части нового устава были предусмотрены такие сложные и утомительные перестроения войск, что устав сразу же показал разрыв между ним и боевой практикой.

Во второй половине XIX в. положения боевых уставов русской армии продолжали отставать от боевой практики. Военная мысль не поспевала за бурным прогрессом боевой техники. Следствием этого стали слишком высокая цена, которую Россия заплатила за победу в войне с Турцией (1871—1878), а затем тяжелые потери в русско-японской войне 1904—1905 гг.

Войска остро нуждались в новом боевом уставе, однако его разработка вследствие беспрерывных дискуссий затянулась на долгие годы. Наконец в 1912 г.русская армия получила «Устав полевой службы», в котором был учтен прежний военный опыт. В нем были подробно рассмотрены наступательный и оборонительный бои, а также бой в особых условиях. Акцент был сделан на маневр и взаимодействие всех родов войск, решительность, инициативу и самостоятельность офицеров и солдат.

Первые уставы Красной Армии были изданы сразу же после Октябрьской революции. Уставы внутренней и гарнизонной службы — в 1918 г., а Полевой, Строевой и Дисциплинарный — в 1919 г.

В 1924—1925 гг. под руководством видного советского полководца М. В. Фрунзе были разработаны и внедрены в войска временные Дисциплинарный устав, уставы внутренней, гарнизонной и корабельной служб, боевые уставы пехоты, кавалерии, артиллерии и бронесил.

В дальнейшем по мере изменений в организационно-штатной структуре, поступления новых видов вооружения и техники, накопления опыта боевых действий, обучения и воспитания военнослужащих создавались новые уставы и пересматривались старые. После 1945 г. уставы были разработаны с учетом опыта Великой Отечественной войны.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действуют уставы, подготовленные в соответствии с современными требованиями на основе опыта вооруженных конфликтов последних десятилетий и учитывающие лучшие традиции нашей армии.

Это официальные нормативные документы, которые регламентируют повседневную деятельность военнослужащих, жизнь, быт и несение службы в Вооруженных Силах и определяют основы боевых действий. Уставы подразделяют на боевые и общевоинские.

Боевые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации разработаны на основе положений нашей военной доктрины, опыта войн, уровня технического оснащения и развития военной мысли. Они содержат теоретические положения и практические рекомендации по использованию войск в бою.

imageОбщевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 10 ноября 2007 г., регламентируют жизнь, быт и деятельность военнослужащих нашей армии.

Они включают в себя:

- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации; 
- Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации; 
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации определяет права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего распорядка.

Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).

Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации введен в действие приказом Министра обороны РФ. Он определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; строи подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их обучению строевой подготовке, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Требованиями этих уставов должны строго руководствоваться все военнослужащие и должностные лица воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений и военных образовательных учреждений профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации.

В уставах дано основанное на опыте многих поколений сжатое и ясное изложение порядка несения военной службы, прав и обязанностей военнослужащих и их действий в мирных и боевых условиях. 

Источники

http://tak-to-ent.net/load/326-1-0-7290

http://ppt4web.ru/obzh/obshhevoinskie-ustavy-vooruzhennykh-sil-rf-zakon-voinskojj-zhizni.html

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11/obzh_materialy_zanytii_11_20.html

http://www.myshared.ru/slide/109214/#

http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/12/05/prezentatsiya-k-uroku-obzh

Файлы